GISMETEO: Погода по г.Волгоград

На правах рекламы:

Переоборудование микроавтобусов в Москве jet bus тюнинг и переоборудование микроавтобусов.

• Что входит в проектирование пожарного водопровода www.complex-safety.com.

Железнодорожная станция Сарепта

Градостроительный комплекс

Сарепта — первая от Царицына (Волгограда) крупная станция по линии железной дороги на Тихорецкую. Свое название она получила по названию располагавшейся в нескольких километрах от нее немецкой колонии.

Строительство Царицын—Тихорецкой железной дороги, а вместе с тем и станции, осуществлялось в 90-е гг. XIX столетия. Вопрос о ее сооружении был поднят в 1889 г., строительство началось в 1895 г. Общей протяженностью 504 версты и стоимостью 50 млн. руб. дорога вступила в строй 8 сентября 1897 г.

Трудно переоценить значение железнодорожной линии Царицын—Тихорецкая. Она соединила Поволжье с Северным Кавказом и Кубанью. Оттуда на Урал и Север пошел большой поток зерна и нефтепродуктов, а волжско-камские грузы (лес, металл) отправлялись на юг страны и на экспорт через Новороссийск и порты Азовского и Черного морей.

В 1899 г. Тихорецкий мост через реку Царицу соединил Владикавказский вокзал в зацарицынской части (конечную станцию Тихорецкой железной дороги) с Юго-восточным вокзалом в центре города — конечным пунктом Грязе-Царицынской дороги. Одновременно была проложена соединительная железнодорожная ветка по берегу Волги от станции Волжской Волго-Донской линии через Соляную, Банную станции до соединения также с Грязе-Царицынской дорогой в районе Мамаева кургана.

В 1905 г. Тихорецкая дорога была соединена с Волго-Донской в районе 4-го километра, а ранее, в 1878 г., Волго-Донская линия была соединена с Грязе-Царицынской — веткой от станции Крутой (Максима Горького) до Гумрака. Таким образом, к концу XIX в. Царицын превратился в крупный железнодорожный узел с выходом на Москву и Прибалтику. Весьма заметную роль в этой системе играла Царицын—Тихорецкая железная дорога.

Включившись в транспортный узел Царицына, станция Сарепта быстро стала значительным перевалочным пунктом грузов с Волги на железную дорогу и обратно. В 1901 г. на Волге сооружается Сарептский порт, один из крупнейших в Поволжье. Вдоль Волги по берегу он занимал полосу длиной 6 км и шириной от 120 до 415 м. Для грузов строились различные лабазы, склады, погрузоразгрузочные устройства. В дальнейшем все эти сооружения оказали заметное влияние на выбор места строительства судостроительной верфи (1931 г.).

В Сарепте с самого начала было предусмотрено довольно развитое станционное хозяйство: просторный пассажирский вокзал с залом ожидания, багажным отделением и др., паровозное депо, колесные и вагонные мастерские, маневровые пути и другие путевые и станционные устройства.

Для расселения железнодорожников, работающих на станции, при ней был создан поселок одно- и двухэтажных казенных домов, а также коттеджей, предназначенных для инженерно-технического состава. В составе поселка, кроме жилых домов, были построены церковь, больница, двухклассное училище, баня. Электростанция и водокачка обеспечивали станцию и поселок электроэнергией и водой. Для поддержания давления в водопроводной сети у станционных путей была построена водонапорная башня. Водоразборные колонки в поселке существуют и в настоящее время.

Сейчас территория железнодорожного поселка интенсивно застраивается современными многоэтажными домами. Но отдельные сооружения прежней застройки еще сохранились до наших дней и представляют несомненную историческую и художественную ценность.

Вокзал Сарепта

Одноэтажное кирпичное здание вокзала с фасадами со стороны перрона и со стороны городской площади построено в 1895 г.

Главные входы решены в центре в повышенной части здания, подчеркивая вестибюльную группу помещений. Симметрично от вестибюля расположены зал ожидания с кассами и ресторан с подсобными помещениями. Далее также симметрично расположены служебные помещения. Высота помещений различная для каждой из групп, что ясно отражено и на фасадах здания. Богаче других декорирована центральная вестибюльная часть здания. С фасадов она завершается своеобразными фронтонами с развитым карнизом и круглыми окнами, отражающими некоторое влияние стиля модерн. Окна с фасадов декорированы характерным для железнодорожных сооружений обрамлением с выступающими замковыми камнями. Интерьеры решены скромно, но достаточно качественно. В целом здание весьма характерно для железнодорожных сооружений конца XIX в., вместе с тем не повторяет архитектуру других вокзалов и легко узнаваемо, что весьма важно для железнодорожных путей сообщения.

Кроме архитектурных достоинств, здание вокзала имеет историческое значение, о чем сообщается в мемориальных досках на фасаде со стороны перрона.

Водонапорная башня железнодорожной станции Сарепта

Сарептская водонапорная башня — одно из наиболее оригинальных сооружений. Неся сугубо хозяйственную функцию, она образно отражает свое время и местоположение. Оформление входа в башню перекликается с соответствующими элементами здания вокзала. Готического характера оконные проемы свидетельствуют о близости немецкой колонии, имя которой носит железнодорожная станция. Богато декорированная верхняя часть подчеркивает ее функциональное значение и особенность. Оригинальна пристройка винтовой лестницы, что редко встречается в подобных сооружениях. И, наконец, гармоничность членений, тяг, карнизов, архитектурных деталей свидетельствует о несомненном вкусе и мастерстве автора сооружения, играющего весьма значительную роль в архитектурно-градостроительном комплексе железнодорожной станции и поселка Сарепты.

Водокачка железнодорожной станции Сарепта

Здание водокачки расположено на откосе спуска к затону, являющемуся рукавом Волги.

Здание сугубо хозяйственного назначения. Однако задумано и построено оригинально, с большой выдумкой и несомненным архитектурно-хозяйственным вкусом. Своими формами и деталями водокачка не повторяет форм водонапорной башни и вокзала, но напоминает о них, свидетельствуя об их функциональном и образном единстве. В элементарных хозяйственных сооружениях мастер блестяще решил не только функциональные, но и художественные задачи, что в них особенно ценно. К сожалению, сейчас это здание разрушено.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Предыдущая страница — «Сарепта» Оглавление раздела Следующая страница — «Железнодорожный поселок Сарепта»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования