GISMETEO: Погода по г.Волгоград

На правах рекламы:

• Мешочки для бижутерии на http://бархатные-мешочки.рф.

Вокзал до Сталинградской битвы

Привокзальная площадь (1943 г.)
Марки стали: AISI 304, AISI 321, 10Х18Н10Т, 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т Круг нержавеющий используется как заготовка в изготовлении самых разных деталей в сферах промышленности, где необходимо применение сплавов с антикоррозийными свойствами. Изготавливают этот металлопрокат из нержавеющей высоколегированной стали двумя методами – горячекатаным и холоднокатаным, в зависимости от требуемых от продукции характеристик по прочности, жесткости, пластичности и т.д. Такой вид проката с круглым сечением отлично подходит для обеспечения бесперебойной работы...

Железнодорожный вокзал Волгоград-I

Важным транспортным узлом наш город стал еще в прошлом столетии, когда вступила в строй железнодорожная линия Царицын — Поворино — Грязи, построенная акционерным обществом Юго-Восточной железной дороги. Железная дорога Царицын—Грязи начата постройкой в 1868 г. и введена в 1870 г. Тогда же был построен первый деревянный, позднее кирпичный вокзал.

Ныне существующее здание построено на месте вокзала, разрушенного в дни Сталинградской битвы. Проектировалось оно Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950—1953 гг. В 1954 году закончилось сооружение нового вокзала. Авторы проекта архитекторы А. В. Куровский и С. З. Брискин, инженер-конструктор А. Ф. Кадильникова. Строительство осуществлялось Главжелдорстроем МПС с июля 1951 по май 1954 г.

Здание трехэтажное с цокольным этажом, завершается башней со шпилем, увенчанным золотистой звездой. Стены кирпичные, перекрытия железобетонные. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. Потолки в залах отделаны лепными карнизами, кессонами, розетками. Росписи, посвященные героике войны и мирного труда, выполнены художниками Я. Скрепковым, В. Крыловым, Д. Мерпертом. Скульптурные группы и барельефы в комплексе вокзала выполнены скульпторами М. Д. и Н. А. Павловскими и В. Н. Безруковым.

К главному входу в вокзал со стороны города ведет широкая гранитная лестница. По обе стороны от нее на отполированном сером граните — два многофигурных барельефа высотой в пять метров каждый. Слева от входа мы видим легендарных героев гражданской войны, стойко оборонявших Царицын. Справа — сильные, мужественные фигуры доблестных защитников Сталинграда, изображенные в решительном наступательном порыве. У их ног — поверженное фашистское знамя. Выше барельефов на стене помещены изображения ордена Красного Знамени, которым награжден город, и медали «За оборону Сталинграда».

Над главным входом — символическая скульптурная композиция; Родина-мать венчает лавровым венком победителей. На здании вокзала установлена мемориальная доска, повествующая о бессмертном подвиге гвардейцев 1-го батальона 42-го стрелкового полка. Стальные магистрали расходятся от вокзала в пяти направлениях: на Краснодар, Ростов, Москву, Саратов и Астрахань. За годы пятилетки (1976—1980 гг.) хозяйство Волгоградского железнодорожного узла получит дальнейшее развитие по линии автоматизации и электроцентрализации.

Здание решено в монументальных формах архитектуры послевоенных лет и своей композицией, отделкой, деталями отражает величие победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Оно формирует Привокзальную площадь и является завершающим акцентом анфилады площадей от набережной Волги и застройки всей центральной части города-героя.

Царицынские железнодорожники вместе с промышленными рабочими и солдатами боролись против самодержавия и буржуазии, создавали и отстаивали власть Советов.

В 1905 году в дни Октябрьской Всероссийской забастовки бастовали все рабочие дороги и депо. 10 (23) июня 1917 года рабочие Юго-Восточного депо единогласно вынесли резолюцию за передачу власти Советам.

Рядом с вокзалом в помещении службы пути находился Революционный Комитет станции Царицын-I.

В 1918 году через Царицын проходил единственный путь связывающий Москву, Петроград и другие промышленные районы с богатым хлебом Доном и Северным Кавказом. Всего через Царицын железной дорогой и водным путем в 1918 году было отправлено в Москву, Петроград и другие промышленные центры около 9 млн. пудов продовольственных грузов.

С приближением фронта к городу многие железнодорожники царицынского узла с оружием в руках защищали Царицын в составе специального железнодорожного красногвардейского отряда и коммунистического батальона имени Совета Народных Комиссаров. В железнодорожном депо ремонтировали бронепоезда. Об этом напоминает мемориальная доска, установленная в депо станции Волгоград-I. Густая железнодорожная сеть в самом городе и около него, магистрали, идущие от Царицына на юг, запад и север, создавали благоприятные условия для боевых действий бронепоездов. Из 23 бронепоездов, имевшихся в 1918 году на вооружении Красной Армии, в обороне Царицына участвовало 15. Ими командовал один из замечательных военачальников гражданской войны луганский рабочий Ф. Н. Алябьев. Человек большой отваги, он лично руководил многими огневыми налетами бронепоездов.

В годы предвоенных пятилеток сталинградский узел подвергся коренной реконструкции. Была проведена механизация основных погрузо-разрузочных работ на железнодорожных станциях. Значительно увеличился грузооборот железнодорожного узла. Через станцию прошло огромное количество различных грузов для строительства Тракторного завода и других предприятий. А когда началась Великая Отечественная война, через сталинградский узел сплошным потоком шли составы воинских эшелонов с людьми и ценным государственным имуществом на восток.

Летом 1942 года железнодорожникам приходилось работать в тяжелых фронтовых условиях, под постоянной угрозой вражеской авиации. Но несмотря на это, задания выполнялись, а размеры перевозок увеличились.

Героический подвиг совершил машинист А. Г. Корнеев. 18 августа 1942 года на разъезде Паньшино немецкие самолеты начали бомбежку санитарного поезда. Корнеев ловко маневрировал и спас состав. В последнюю минуту он был смертельно ранен, но продолжал вести поезд. Поезд был спасен и пришел по назначению. В глубоком молчании рабочие депо похоронили своего товарища.

Самоотверженно трудились Н. Н. Атаманов, А. И. Сурков (позже им было присвоено звание Героя Социалистического Труда) и многие другие. Чем ближе фронт подходил к городу, тем напряженнее работали коллективы железнодорожного узла.

23 августа 1942 года во время бомбардировки города были разрушены вокзал и депо, загорелись топливный склад, составы. Но, невзирая на бомбежку, путейцы самоотверженно отстаивали свое хозяйство, тушили пожары, восстанавливали движение поездов. Под непрерывным огнем противника разбитый и искалеченный бомбежками железнодорожный узел все же работал до 13 сентября. На другой день противник захватил вокзал, начались ожесточенные бои. 15 сентября передовой отряд 42-го гвардейского полка 13-й гвардейской дивизии в составе 1-го стрелкового батальона, роты автоматчиков и роты противотанковых ружей под командованием старшего лейтенанта З. П. Червякова, получив приказ овладеть вокзалом, под ураганным огнем гитлеровцев переправился на правый берег р. Волги и завязал кровопролитные уличные бои. Первыми прорвались к вокзалу автоматчики Никитенко и Ажгарей, посланные в разведку. Окружив и уничтожив мелкие группы гитлеровцев, засевших в здании вокзала, рота автоматчиков к вечеру 15 сентября овладела объектом. В бою З. П. Червяков был ранен, и командование батальоном принял на себя старший лейтенант Ф. Г. Федосеев. В последующие два дня фашисты восемь раз атаковали вокзал, но все их атаки были отбиты бойцами батальона. 17 сентября враг подтянул к вокзалу две роты автоматчиков и 20 танков и снова перешел в атаку.

В этот день вокзал четыре раза переходил из рук в руки. Но к исходу дня фашисты вновь были отброшены за полотно железной дороги. Враг оставил около сотни трупов и восемь подбитых и сожженных танков. В боях отличились минометная рота лейтенанта Деркача, рота противотанковых ружей старшего лейтенанта Ф. Бурлакова и вторая рота лейтенанта Кравцова. Бронебойщики Шеботатьев и Маслов, удачно меняя огневые позиции, подожгли четыре танка. Оба были ранены. 18 сентября бой разгорелся с новой силой. Фашистам удалось отрезать 1-й батальон от других подразделений полка. Окруженный батальон продолжал героическое сопротивление с превосходящими силами противника. Об ожесточенности боев свидетельствует последнее донесение командира батальона в штаб полка. «Нас осталось девять. Все ранены. Драться будем до конца...» — сообщал старший лейтенант Ф. Г. Федосеев. Попытки оказать помощь окруженному батальону, предпринятые другими частями дивизии, не достигли цели. Почти все гвардейцы 1-го батальона погибли, нанеся большой урон врагу.

В конце сентября разбитое здание вокзала было занято фашистами. Сильные бои за вокзал разгорелись вновь в конце января 1943 года. Теперь их вели части 422-й и 38-й дивизий. Засевшие здесь фашисты оказывали упорное сопротивление. Но наши воины сокрушили оборону гитлеровцев. Утром 31 января 1943 года младший лейтенант Кокарев и сержант Петров с группой красноармейцев 422-й дивизии водрузили Красное знамя победы над руинами вокзала.

В результате ожесточенных боев железнодорожный узел был превращен в руины.

Как только закончились бои, железнодорожники принялись за восстановление своего разрушенного хозяйства. Большую помощь им оказали путейцы других городов. К 14 марта 1943 года в город-герой прибыл первый поезд из Москвы.

31 марта пришли эшелоны с подарками из Саратова и Горького.

9 апреля сюда прибыл состав с углем. Его привел из Новосибирска знатный машинист страны Герой Социалистического Труда Н. А. Лунин. На свои личные сбережения он купил тысячу тонн угля и привез в подарок Сталинграду.

В апреле прибыли делегаты железнодорожников Ташкента, доставившие с собой 2 паровоза, 3 вагона шпал, 18 вагонов запасных деталей и инструментов, спецодежду и продовольствие. Составы с оборудованием шли из Ашхабада, Куйбышева, Ярославля, Горького и многих других городов. Железнодорожники героического Ленинграда специально собрали и изготовили для Сталинградского узла полное оборудование оборотного депо, 10 вагонов-станций, передвижную электростанцию и многое другое. И к июлю 1943 года железнодорожный узел работал на полную довоенную мощность.

Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»

Вокзал Волгоград-I (1989 г.)

Вокзал (1943 г.)
Предыдущая страница — «Музей обороны Царицына» Оглавление раздела Следующая страница — «Планетарий»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования