GISMETEO: Погода по г.Волгоград

От великих строек до космических кораблей

Напряженный труд советского народа позволил в короткие сроки завершить восстановление разрушенного войной хозяйства. В период 1951—1965 гг. решались очередные задачи политического, экономического, социального развития страны.

С середины 50-х годов развернулась критика культа личности Сталина. На XX съезде КПСС впервые было сказано о массовых репрессиях и беззакониях, о злоупотреблении властью. Меры по восстановлению норм партийной жизни послужили толчком к развитию процесса демократизации в советском обществе. Партия предпринимает попытки внести изменения в систему экономических отношений, сломать утвердившиеся в 30—40-х годах командно-бюрократические методы управления, возродить творческий дух ленинизма в теории и практике.

Решения сентябрьского (1953 г.) и июльского (1955 г.) Пленумов ЦК КПСС отражают стремление повысить эффективность общественного производства на основе стимулов, связанных с личной заинтересованностью в результатах труда.

В соответствии с решениями XX и XXI съездов партии в стране активизировался процесс научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ. Больше внимания стало уделяться развитию сельского хозяйства, жилищному строительству, легкой промышленности, сфере потребления.

Первые старты космических кораблей, применение в мирных целях атомной энергии, освоение целинных и залежных земель — все это результат героического труда советского народа.

В 1961 году XXII съезд КПСС принимает новую, третью Программу партии, получившую название программы построения коммунистического общества.

Однако качественно новые задачи развития страны нередко решались волюнтаристскими методами, с помощью старого политического и экономического механизма. Субъективистские ошибки, нереалистические подходы осложняли выход социализма на новый этап, а во многом и скомпрометировали прогрессивные начинания.

На октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны, приняты решения, направленные против волюнтаристских тенденций, перекосов в политике. Мартовский и сентябрьский (1965 г.) Пленумы ЦК КПСС выдвинули новые подходы в руководстве экономикой страны.

Вместе со страной прошел этот исторический этап и наш город.

10 ноября 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Сталинград был переименован в город Волгоград.

В мае 1965 г. страна отмечала 20-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. В эти торжественные дни Волгоград за выдающиеся заслуги перед Родиной, за мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». Высокая награда вручена городу-герою 11 июля 1965 г.

Волго-Донской судоходный канал — первая послевоенная крупнейшая стройка. Разработка его проекта, прерванная войной, завершилась в 1948 г.; через шесть лет волжские и донские воды должны были соединиться. Но в 1950 г. Совет Министров СССР, ввиду большой значимости канала для развития экономики страны, сократил сроки строительства на два года. Волго-Дон являлся составной частью так называемого проекта «Большая Волга», предполагавшего рациональное использование всей этой реки в интересах развития водного транспорта, энергетики, орошения полупустынных и засушливых районов.

Вся страна принимала участие в сооружении канала. Москва и Ленинград, Минск и Киев, Свердловск и Челябинск поставляли технику, Вольск и Брянск— цемент, Красноярск — лесоматериалы, Пермь — кабель... А всего около двух тысяч промышленных предприятий из более чем пятисот городов страны выполняли заказы для Волго-Дона.

Коллектив Сталинградского тракторного завода в январе 1951 г. обратился ко всем предприятиям города с призывом взять шефство над строительством канала. Сами тракторозаводцы стали шефами Мариновского строительного района, помогая ему за счет внутренних резервов в ремонте техники, в изготовлении нужного оборудования и инструментов, в обучении молодых строителей различным профессиям.

Примеру тракторозаводцев последовали около восьмидесяти предприятий, транспортных и строительных организаций города. Был организован фонд Волго-Дона.

Завод бурового оборудования «Баррикады» целевым назначением срочно выпустил несколько десятков экскаваторов; лесозаводы поставляли строительные материалы, опалубку; СталГРЭС давала электроэнергию.

Коллектив судостроительного завода отправил в адрес Волго-Дона 37 специальных землеройных механизмов — земснарядов, они во много раз ускорили прокладку русла канала, возведение дамб и перемычек. Впоследствии земснаряды широко использовались на строительстве Куйбышевской, Горьковской, Волгоградской, Братской гидроэлектростанций и других гидросооружений, в том числе и за рубежом.

Предприятия города передали Волгодонстрою оборудования, материалов и инструментов на сумму свыше 150 млн. р.

Комсомольцы занимались благоустройством и озеленением поселков строителей, шлюзов.

Канал строился около четырех лет — это исключительно короткий срок, учитывая огромный объем выполненных работ. Например, из русла канала было вынуто и перемещено 152 млн. кубометров земли. В горячие дни «большой земли» выемка грунта доходила до 200 тыс. кубометров в сутки, намного превышая существовавшие тогда нормы. Это стало возможным благодаря высокому уровню механизации: на стройке работало 326 экскаваторов (причем впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, производившие бестранспортную разработку земли), 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше 4 тысяч автомашин.

В период «большого бетона», когда крепились откосы, возводилась водосливная плотина, строились шлюзы, объем железобетонных и бетонных работ составил почти 3 млн. кубометров.

31 мая 1952 г. произошло историческое событие — воды Волги и Дона соединились. 10 июля 1952 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина; его официальное открытие 27 июля стало праздником не только для строителей — для всей страны. Город принимал гостей. В том числе и прибывших из Москвы на теплоходе, разорвавшем красную ленту в створе первого шлюза.

Волго-Дон — выдающееся сооружение по своим техническим параметрам. Впервые в мире строительство мощных железобетонных конструкций велось на мягких грунтах, насыщенных плывунами, спрессованными глинами, что определило необходимость новых решений ряда проблем. Протяженность его — 101 км. По трассе канала сооружены и созданы 13 судоходных шлюзов, 3 водохранилища — Варваровское, Береславское, Карповское, воду в которые подают 3 мощные насосные станции, 13 плотин, 7 водосбросов и водопусков, 8 мостов, паромные переправы, пристани, автомобильная дорога. В комплекс Волго-Дона входит Цимлянский гидроузел, а также сеть оросительных каналов, рассчитанная на орошение и обводнение земель засушливой зоны.

В архитектурном его оформлении отражена героическая история нашего города: Красный Царицын в эпоху гражданской войны, трудовые свершения в годы социалистического строительства, подвиг Сталинграда.

С открытием Волго-Донского канала завершилась большая работа по созданию глубоководных путей Европейской части СССР, город стал портом пяти морей.

Канал разделил Красноармейский район на две части, преобразив всю южную окраину города. В заканальной части началось строительство новых промышленных объектов, выросли жилые массивы. Со временем Красноармейский район стал самым крупным в Волгограде.

За проявленный трудовой героизм при сооружении Волго-Дона 12 человек удостоились звания Героя Социалистического Труда. Среди них начальник шагающего экскаватора ЭШ-14/65, заменившего труд 15 тысяч рабочих, А. П. Усков, бульдозерист В. М. Елисеев, начальник Гидропроекта и главный инженер Главгидроволгодонстроя С. Я. Жук; 6 тысяч строителей награждены орденами и медалями.

В августе 1950 г. Советским правительством принимается решение о строительстве Сталинградской ГЭС — восьмой, завершающей, ступени Волжского каскада гидроэлектростанций. Уже в сентябре начались подготовительные работы. Была создана строительная организация Сталинградгидрострой (начальник Ф. Г. Логинов, главный инженер строительства С. Р. Медведев). Сооружать ГЭС ехали опытные гидростроители. Но не одни они. К августу 1951 г. в Сталинградгидрострой поступило 12500 заявлений от граждан 22 национальностей с просьбой принять на работу.

Со всех концов страны стройка получает мощную технику, позволившую комплексно механизировать трудоемкие процессы, экскаваторы, бульдозеры, скреперы, стреловые краны, земснаряды, бетононасосы... Трубопрокатчики Днепропетровска изготовили 30 газовых труб. Только за июль 1951 г. в адрес Гидростроя прибыло 7700 кг резиновых изделий, из Ярославля — 660 кг автопокрышек. Минские автомобилестроители прислали 65 мощных автосамосвалов, уральские машиностроители — мощные земснаряды. Рижский машиностроительный завод выполнил заявку волжан на мощный плавучий кран.

Государственная научная библиотека Министерства высшего образования СССР прислала строителям 628 книг, библиотека им. В. И. Ленина — 621, библиотека Министерства угольной промышленности — 303 тома научной и технической литературы.

Уже с самого начала строительство ГЭС стимулировало развитие многих отраслей сталинградской промышленности. За короткий срок построены бетонный, асфальтобетонный, арматурный, лесопильный заводы, завод плит-оболочек и железобетонных изделий, комбинат крупнопанельного домостроения с деревообрабатывающим и керамзитобетонным заводами и целый ряд других предприятий.

Поражали темпы строительства. Ночные работы шли при свете 240 прожекторов. Гидростроевцы неоднократно выходили победителями в соревновании с коллективом Куйбышевской ГЭС. Широкое распространение получила тогда новая форма организации труда — комплексные бригады, объединившие экскаваторщиков, бульдозеристов, шоферов, арматурщиков. Подготовка нужных специалистов велась здесь же, на стройке. Молодежь осваивала новую технику, стремилась правильно и высокопроизводительно ее использовать. Например, 165 молодых механизаторов и 368 шоферов выполняли нормы выработки на 120—200%. В 1952 г. на строительстве ГЭС работало 14 хозрасчетных бригад. Бригадир комсомольско-молодежной хозрасчетной бригады Юрий Пронин выступил инициатором борьбы за повышение грузоподъемности автомашин, за снижение себестоимости каждого тонно-километра пробега на 18%. С помощью партийной и комсомольской организаций на автобазах был внедрен индивидуальный и бригадный хозрасчет, который полностью себя оправдал.

К 1957 году объем земляных, бетонных и железобетонных работ значительно превысил плановый, и гидростроевцы поставили перед собой задачу завершить строительство ГЭС годом раньше установленного срока. XI областная партийная конференция наметила пути и сроки осуществления этой задачи.

В октябре 1958 г. шли напряженные работы на всех решающих участках строительства; 31 октября Волга была перекрыта и река направилась по новому руслу — через напорные сооружения ГЭС. Монтажники, опережая график, готовили к пуску первые агрегаты, изготовленные коллективом Ленинградского металлического завода.

22 декабря 1958 г. ГЭС дала первую электроэнергию. А с 9 декабря 1960 г. уже работали все агрегаты, кроме одного, опытного, и мощность гидростанции достигла 2415 тыс. кВт. Началась тщательная подготовка гидроузла к сдаче его государственной комиссии.

7 сентября 1961 г. над зданием ГЭС взвился вымпел: «Гидроузел представляется к сдаче государственной комиссии».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1961 г. гидроэлектростанции было присвоено наименование «Волжская гидроэлектростанция имени XXII съезда КПСС».

Десять лет шло строительство ГЭС. За это время гидростроевцы вынули и переместили 140 млн. кубометров земли, уложили в сооружения 5,5 млн. кубометров бетона и железобетона, смонтировали 87 тыс. металлических конструкций и механизмов.

Волжская ГЭС — комплекс сложных гидротехнических сооружений. Главное здание, где работают турбины, имеет длину 736 м, ширину 90 м, высоту 80 м, а основание его лежит на 35 м ниже уровня реки. Берега Волги соединила водосливная плотина, по которой проложены автомобильная и железная дороги. Перепад уровней Волги и водохранилища — 26 метров.

Одновременно со строительством гидроузла на левом берегу реки рос новый город, светлый, зеленый — Волжский. Ко времени пуска ГЭС его жилой фонд составлял более 400 тыс. кв. метров. В 1961 г. в нем работало 15 школ, 32 детских сада, 7 кинотеатров, Дворец культуры. Был открыт комплекс спортивных сооружений — со стадионом и зим ним плавательным бассейном. Строительство химического комплекса, заводов синтетического каучука, резиновых технических изделий, синтетического волокна, трубного, подшипникового и ряда других предприятий сделало впоследствии Волжский крупным промышленным центром.

В приветствии ЦК КПСС отмечалось: «Успешное завершение строительства новой Волжской ГЭС — яркое свидетельство огромных достижений нашей страны, рабочих и работниц, инженеров и техников, конструкторов и ученых... » Выступая на митинге в честь торжественного ее открытия, Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сказал: «Радостно находиться среди людей, которые создали своими руками, упорным, поистине героическим трудом, своей волей, своим умением крупнейший в мире энергетический гигант».

Указом Президиума Верховного Совета СССР коллектив Гидростроя был награжден орденом Ленина; шесть гидростроителей стали Героями Социалистического Труда: бригадир комплексной бригады бетонщиков И. Г. Деменко, бригада которого разработала технологию применения сборного бетона, электролинейщик А. В. Деньжонков, бывший главный инженер строительства А. Я. Кузнецов, главный инженер проекта А. В. Михайлов, шофер Я. К. Музыка, бригадир электромонтажников И. П. Стриженок. Начальник Гидростроя А. П. Александров был награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». Орденами и медалями СССР Родина отметила труд 2013 человек.

Волжская ГЭС обеспечила дешевой электроэнергией Москву, многие районы Поволжья, Донбасса, дала возможность орошать страдающие от засухи земли Заволжья и Прикаспийской низменности. Перед ГЭС, со стороны Волгограда, возведен монумент — десятиметровой высоты скульптура, как символ прочности и надежности того, что сделано руками рабочего человека.

2 ноября 1962 г. «Волгоградская правда» сообщила, что последний, двадцать второй экспериментальный агрегат Волжской гидроэлектростанции дал промышленный ток и ГЭС достигла своей проектной мощности — 2563000 кВт.

С начала 50-х годов стали обретать зримые очертания районы, сосредоточившие со временем наибольшее число промышленных предприятий нашего города.

В Красноармейском районе, в его заканальной части, в 1952—1955 гг. был построен сталепроволочноканатный завод, в 1957 г. пущен нефтеперерабатывающий, вошла в строй ТЭЦ-2. Началось строительство керамического завода, завода сборного железобетона, а также несколько позже — химкомбината имени 50-летия Октября — крупнейшего нефтехимического комплекса.

В северной части города за Мокрой Мечеткой строился алюминиевый завод, крупнейший в Европе, первая очередь которого вошла в строй в 1959 г. Использовалась уже электроэнергия Волжской ГЭС. Первый слиток алюминия стал достойным трудовым подарком волгоградцев XXI съезду КПСС.

Новый промышленный узел создавался в западной части города, в районе станции Разгуляевка. Здесь, на обширных степных пространствах, выросли корпуса предприятий, производящих строительные материалы, трубный, моторный, мотороремонтный заводы, мясокомбинат, мощный холодильник — всего более пятнадцати крупных предприятий.

Развивалась в пятидесятые годы и пищевая промышленность. Стали давать продукцию маргариновый, молочный заводы, макаронная фабрика, мясомолочные комбинаты, завод безалкогольных напитков, новые кондитерские цехи. Строились предприятия легкой промышленности.

Наряду с созданием новых промышленных мощностей пятый пятилетний план развития народного хозяйства страны предусматривал также модернизацию действующих предприятий путем внедрения в производство новейших достижений науки, техники, использования передового опыта. Именно так осуществлялась реконструкция крупнейших заводов — тракторного, «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторных деталей и нормалей, нефтяного машиностроения имени Петрова, медицинского оборудования, судостроительного. Коренным образом были реконструированы предприятия деревообрабатывающей промышленности в Советском и Кировском районах — заводы «Стройдеталь», им. Куйбышева, комбинат им. Ермана.

За пятую пятилетку сумма капитальных вложений по Сталинграду составила 3,4 млрд. р., из них 2,5 млн. р. — в промышленное строительство. За пятилетку выпущено продукции на 20 млрд. р., из которых 12 млрд. р. приходилось на металлургию и машиностроение. Город развивался как крупный центр тяжелой индустрии.

В середине 1957 г. управление промышленностью и строительством стало осуществляться по территориальному принципу — на основе экономических административных районов. В каждом экономическом районе создавался совет народного хозяйства (совнархоз). Всего по стране их было создано 104. Все министерства, за исключением министерства электростанций, путей сообщения и связи, ликвидировались, а вместо министерств авиационной, оборонной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности созданы государственные комитеты Совета Министров СССР.

В ведение Волгоградского совнархоза перешли почти все предприятия и стройки города и области — всего свыше 120 объектов, он обладал большими правами: решал вопросы технического и экономического руководства, сырьевого и материального снабжения, сбыта продукции; занимался трудовыми ресурсами, кадровой политикой, контролировал соблюдение каждым предприятием государственных интересов. Совнархоз составлял текущие и перспективные планы, координировал их с другими районами.

Новая структура управления приблизила руководство к производству, сделала его более конкретным и оперативным. Появились благоприятные условия для лучшего использования местных ресурсов, проявления местной инициативы. В течение трех-четырех лет совнархоз действовал довольно эффективно. Этому способствовали также наличие местных полезных ископаемых, довольно мощная энергетическая база, транспортные возможности и ряд других факторов.

Однако со временем стали выявляться недостатки совнархозной системы управления и производства. Нарушение принципа централизации зачастую приводило к тому, что отрасли как бы «растворялись» в общей экономике района, испытывали территориальную замкнутость. Не решило проблемы и укрупнение — создание в 1962 г. Нижне-Волжского экономического района, в который вошли Волгоградская, Астраханская области и Калмыцкая АССР. В 1965 г. совнархозы, в том числе и Нижне-Волжский, были упразднены.

В 1958 г. объем валовой промышленной продукции, по сравнению с 1950 г., увеличился в 2,7 раза, причем производство стали — в 1,5 раза, проката — 1,4 раза, тракторов (в пересчете на 15-сильные) — в 1,4 раза, электроэнергии — в 2,2 раза; более чем в 2 раза увеличилась энерговооруженность труда в промышленности. Начиная с 1955 г. предприятия города стали переходить на природный газ в качестве топлива, и уже к 1959 г. он составлял в топливном балансе 50%.

Еще более промышленный потенциал города возрос за период семилетки (1959—1965 гг.). Перед волгоградцами, как и перед всей страной, семилетний план ставил сложные задачи наращивания технического прогресса, преимущественного увеличения орудий и средств производства, расширения и укрепления материально-технической базы отраслей, значительного роста производительности труда.

Досрочно выполнив семилетний план, промышленность Волгограда почти в два с половиной раза увеличила выпуск продукции. Вступили в строй новые современные предприятия. Быстрыми темпами развивались новые отрасли производства: химическая, цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, резиноасбестовая, строительных материалов и — традиционные для города — черная металлургия, машиностроение, металлообработка, деревообработка. В семь раз выросло производство электроэнергии.

На новый уровень работы вышли крупнейшие предприятия города.

Тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского за эти годы осуществил техническую реконструкцию, в два раза увеличились его производственные мощности. Но главное, с заводского конвейера сошел трактор новой конструкции — ДТ-75, выгодно отличавшийся от прежнего. Он стал на 300 кг легче, более скоростным, комфортабельным: мягкое сиденье, вентиляция, обогрев. На международной выставке в Лейпциге трактор ДТ-75 был отмечен медалью и дипломом первой степени, а в Будапеште его отметили серебряной медалью. 4 апреля 1960 г. был собран юбилейный миллионный трактор (в 15-сильном исчислении). Это достижение явилось трудовым подарком тракторозаводцев, приуроченным к 90-летию В. И. Ленина.

Коллективу металлургического завода «Красный Октябрь» в течение семилетки 26 раз присуждалось Красное знамя. Семилетний план по основным показателям был выполнен досрочно, выпуск легированного металла увеличен в 2,3 раза, нержавеющей и жаропрочной стали — в 3,4 раза. Специализируясь на производстве качественных сталей, завод освоил сто новых их видов. В 1965 г. краснооктябрьцы первыми в городе перешли на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.

Волгоградская судоверфь приступила к сооружению судов морского и океанского назначения — танкеров грузоподъемностью в пять тысяч тонн, траулеров с мощной рыболовной оснасткой.

В годы семилетки предприятия Волгограда давали стране буровые установки, нефтеаппаратуру, моторы и детали к тракторам, металлические трубы, медицинское оборудование, нефтепродукты, строительные материалы, а также разнообразную продукцию легкой и пищевой промышленности.

Промышленные изделия с волгоградской маркой поставлялись в 37 стран мира, в том числе во все социалистические страны.

Трудовая активность волгоградцев ярко проявилась в их массовом участии в социалистическом соревновании. Развивались традиционные формы трудового соперничества, возникшие в 30—40-х годах, и рождались новые. В 1957 г. был заключен договор о соревновании с саратовцами, города обменивались опытом по техническому совершенствованию производства, модернизации оборудования, внедрению технических новшеств. Многие родственные предприятия осуществляли контакты на уровне делегаций.

Коллектив завода им. Петрова помог саратовскому заводу тяжелого машиностроения освоить некоторые новые технологические операции, что значительно повысило производительность труда. А внедрение волгоградской технологии сварки легированных сталей позволило им полностью ликвидировать брак. В свою очередь саратовцы передали заводу им. Петрова свой опыт по снижению трудоемкости ряда технологических процессов.

Обменивались опытом саратовский завод «Серп и молот» и волгоградский завод тракторных деталей и нормалей, а также гидролизные, железобетонные заводы, обувные и швейные фабрики — всего более ста промышленных предприятий.

В специальном постановлении Президиум ВЦСПС рекомендовал и другим областям подобную форму социалистического соревнования.

Коллектив Волгоградского тракторного завода соревновался с коллективами Харьковского, Минского и Челябинского тракторных заводов, что во многом способствовало выполнению плановых заданий тракторной промышленностью страны в целом.

На заводских партийно-хозяйственных активах, в которых принимали участие делегации соревнующихся коллективов, обсуждались и принимались социалистические обязательства, намечались общие и конкретные для каждого завода задачи, подводились итоги. Совместные обязательства предусматривали увеличение выпуска продукции, повышение производительности труда, борьбу за качество, экономию сырья и электроэнергии. Изучению и использованию передового опыта служила и деловая переписка между рабочими, инженерами соревнующихся предприятий. Например, с кузнецами Челябинского тракторного завода переписывались кузнецы из бригад Анатолия Долгополова, Александра Гречишникова, Василия Татаринцева; опытом работы с харьковскими коллегами делились бригады кузнецов Федора Шаблина, Ивана Тихонова, Ивана Щербакова, Николая Лягина, Степана Еремина, Николая Брызгунова. В 1963 г. кузнечный цех ВГТЗ сэкономил 409 тыс. р. — только за счет внедрения предложений и разработок, полученных с родственных предприятий.

Секретарь парткома Минского тракторного завода В. Ф. Косинский говорил на партийно-хозяйственном активе ВГТЗ: «Мы очень дорожим творческой дружбой наших коллективов и никогда не забудем бескорыстной помощи, которую вы оказали белорусским тракторостроителям в период становления завода. Сотни белорусских тракторостроителей обрели свою профессию и получили путевку в жизнь в цехах Волгоградского тракторного... Ваши замечательные традиции ветеранов тракторостроения стали и нашими традициями. Соревнование помогает обоим коллективам успешно трудиться».

Вообще социалистическое соревнование в эти годы подкупало эмоциональностью, страстностью, неподдельной заинтересованностью рабочих, ИТР в результатах своего труда; высок был морально-политический климат в трудовых коллективах.

В начале 1960 г. тракторозаводцы взяли обязательство выпустить к XXII съезду КПСС 1000 сверхплановых тракторов, причем из сэкономленного металла. Как достичь желаемого, каким образом, на каких операциях сэкономить металл — эти вопросы обсуждались на рабочих собраниях в семнадцати цехах, потребляющих основную массу металлопроката и сырья, прошли цеховые экономические конференции и семинары; партийный комитет завода организовал выставку «Наши резервы в экономии металла».

В кузнечном цехе применили находку харьковских и алтайских кузнецов в снижении веса ряда металлоемких заготовок. В результате бригада Степана Рузанова к концу года сумела сэкономить 125 т металлопроката.

В цехе гидросистем были созданы комплексные бригады, в состав которых вошли рабочие и наладчики, технологи и мастера. Сочетание опыта рабочих с теоретическими знаниями инженеров и техников помогло изыскать дополнительные способы экономии, и не только металла, но и других материалов.

В цехе шасси организовали 12 комплексных рационализаторских бригад, занимавшихся экономией металла путем усовершенствования конструкций деталей, уменьшения припуска на механическую обработку.

Тракторозаводцы сдержали слово — дали стране тысячу тракторов из сэкономленного металла!

На крупнейших предприятиях города экономия сырья, материалов, электроэнергии стала важным фактором в борьбе за рентабельность производства.

На заводе «Красный Октябрь» только в 1962 г. сэкономили 1154 т металлошихты, 3484 т проката, 1773 т топлива, 2110 тыс. кВт электроэнергии; сверхплановая прибыль составила 2740 тыс. р.

Большое внимание на предприятиях города уделялось улучшению качества выпускаемой продукции. Инициаторами в этот период стали рабочие и инженеры цеха шасси тракторного завода. В сентябре 1959 г. они решили ввести коллективную ответственность за допущенный брак. Решено было распространить этот почин на все цехи. На общезаводской теоретической конференции обсудили множество конкретных предложений по выявлению причин брака, способов их устранения, по усилению идейно-воспитательной работы. Конференция выработала рекомендации и мероприятия, внедрение которых помогло уже к концу 1959 г. снизить брак на 16% в целом по заводу.

На заводе им. Петрова борьбу с браком начали с установления жесткого контроля со стороны мастеров и начальников смен за технологическим процессом; на Волгоградской судоверфи были организованы курсы повышения квалификации сварщиков.

К середине 60-х годов широкое распространение получила система бездефектного изготовления продукции, предложенная саратовскими машиностроителями. Для изучения этого опыта в Саратов выезжали рабочие делегации и специалисты. Внедрение бездефектной системы было необходимо хотя бы уже потому, что на предприятиях Волгограда в 1963 г. потери от брака составили более 5 млн. р. На первых порах новинка дала положительный эффект. Однако повсеместное внедрение системы бездефектного изготовления продукции столкнулось с целым рядом трудностей — с издержками материально-технического снабжения, низкой трудовой и технологической дисциплиной, текучестью кадров. Отдельные звенья системы зачастую не срабатывали, и проблема качества продукции осталась до конца не решенной.

В середине 50-х годов на многих стройках города распространился опыт работы комплексной бригады В. В. Рудницкого, членами которой были не только каменщики, но и плотники, такелажники, подсобные рабочие. Такая форма организации труда значительно сокращала сроки строительства, укрепляла дисциплину, улучшала качество работ. При активном участии партийных и комсомольских организаций на стройках города было создано 117 комплексных бригад. Средняя производительность труда в них повысилась на 15—20 %, зарплата увеличилась на 30%. Бригадиры лучших комсомольско-молодежных комплексных бригад: В. В. Рудницкий, В. М. Власов, И. Т. Гузенков, Б. И. Паневин, В. И. Прилуцкий, В. А. Тарасов — были награждены Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ.

Комсомол Волгограда явился инициатором многих трудовых начинаний. Вот строки из рапорта Волгоградской комсомольской организации ЦК ВЛКСМ по случаю 40-летия Ленинского комсомола: «... Внесено во всесоюзную комсомольскую копилку 60 миллионов 395 тысяч рублей; посажено 5400 гектаров леса на государственных лесных полосах, 1500 гектаров фруктовых садов и виноградников; отработано на воскресниках по благоустройству города и рабочих поселков, а также на пусковых строительных объектах 1483684 человеко-часа; свыше 4000 комсомольцев трудятся на строительстве 2-й очереди нефтеперерабатывающего завода, алюминиевого завода и химических объектов города, объявленных комсомольскими стройками».

Более 10 тыс. юношей и девушек города выполнили личные семилетние планы досрочно.

Совершенствование научно-технического уровня производства во многом зависело от эффективности предложений и разработок изобретателей и рационализаторов, от их своевременного внедрения. В ноябре 1959 г. состоялось городское собрание изобретателей и рационализаторов. В обращении его участников ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим промышленных предприятий и строек были названы трудовые коллективы, где успешно создавались рационализаторские фонды имени семилетки. Среди них — тракторостроители, которые за 10 месяцев текущего года внесли в фонд семилетки свыше 15 млн. р., рационализаторы «Красного Октября» — свыше 8 млн. р., завода железобетонных изделий и конструкций — свыше одного млн. р.

«Мы обращаемся ко всем руководителям предприятий, строек и хозяйственных организаций открыть «зеленую улицу» разработке и внедрению изобретений и рационализаторских предложений», — говорилось в документе, принятом участниками собрания.

В конце 50-х годов на предприятиях Волгограда и области было создано 350 первичных организаций ВОИР, объединивших 14 тыс. рационализаторов и изобретателей, более половины которых (52,2%) составляли рабочие различных профессий. Создавались общественные конструкторские бюро, занимавшиеся рассмотрением и внедрением рационализаторских предложений и изобретений. Подключались к этой работе и советы новаторов. На тракторном заводе при совете новаторов были образованы секции — металлургов, слесарей, токарей, фрезеровщиков, сварщиков... Ежегодно рассматривалось большое количество творческих предложений. В 1963 г., например, совет рассмотрел 35 заявок рационализаторов, 25 из них получили одобрение. В период реконструкции на предприятии было установлено пять автоматических линий конструкции И. П. Иночкина, что повысило производительность труда, снизило непроизводительные затраты. По показателям экономического эффекта от внедрения рационализаторских предложений тракторный завод к 1963 г. вышел на второе место среди машиностроительных предприятий страны. Решением Центрального Совета ВОИР заводу было присуждено второе место среди машиностроительных предприятий страны, вручены Почетная грамота и премия.

Многие рационализаторы города имели свои «лицевые счета семилетки». Эта идея принадлежала механику стана «750» завода «Красный Октябрь» А. А. Куприну, обязавшемуся за семилетку получить от внедрения своих рационализаторских предложений экономию в 3 млн. р. Более 20 млн. р. составлял к концу семилетки «лицевой счет» рационализаторов завода.

В 1965 г. организации Волгоградского научно-технического общества объединяли более 22 тыс. рационализаторов и изобретателей. За семилетку они дали 171 изобретение, внесли 173 тыс. рационализаторских предложений с экономическим эффектом в 149 млн. р.

В то же время на развитии технического творчества отрицательно сказывалось отсутствие на большинстве предприятий материально-технической базы для доработки и внедрения рационализаторских предложений и изобретений, что в значительной степени объясняется косностью, неразворотливостью управленческих и планирующих органов.

Всенародное движение за коммунистическое отношение к труду, развернувшееся на рубеже 50—60-х годов, как и коммунистические субботники, явилось естественным этапом в развитии социалистического соревнования. Борьба за самую высокую производительность труда, за воспитание новых людей — подлинных строителей коммунизма — такие задачи ставились в то время. Учиться работать и жить по-коммунистически!

18 ноября 1958 г. «Комсомольская правда» рассказала о замечательной инициативе, зародившейся в депо Москва-Сортировочная, об обязательствах ряда других комсомольско-молодежных коллективов, решивших бороться за звание коммунистических.

Волгоградские тракторостроители первыми в городе и области откликнулись на почин москвичей. 19 ноября 1958 г. открытое партийное собрание кузнечного цеха одобрило обязательства бригады кузнецов Николая Брызгунова. В них говорилось: «Мы решили вступить в соревнование за звание бригады коммунистического труда. Это значит — отдавать все свои силы, энергию и способности делу строительства коммунизма, сознательно относиться к труду, который становится для нас физической и духовной потребностью. Мы будем бороться не только за ежедневное перевыполнение нормы выработки, чего уже добились сейчас, но и за искоренение брака, за внедрение новых методов труда. Мы обязуемся довести ежедневное выполнение нормы выработки до 150%, снизить брак на 20%, сжатого воздуха, пара и газа сэкономить на 100—110 рублей на человека в месяц. Мы примем активное участие в механизации цеха.

Все мы решили больше внимания уделять повышению своего политического, технического уровня. Объявляем решительную борьбу пережиткам прошлого».

Это выступление бригадира кузнецов было опубликовано 21 ноября 1958 г. в газете «Молодой ленинец». Волгоградский городской комитет ВЛКСМ первой в городе присвоил звание бригады коммунистического труда бригаде Николая Брызгунова.

В сталелитейном цехе почин поддержали бригады формовщиков Валентина Молодоженова, Василия Комиссарова и Петра Рыжкова.

К 1 января 1959 г. на СТЗ за высокое звание боролись 49 бригад и 5 участков; к весне 1960 г. — уже два цеха, 12 участков и смен, 326 бригад. Тракторозаводцы приняли решение бороться за присвоение предприятию звания коммунистического. Газета «Трактор» писала: «Замечательное движение, рожденное горячим желанием советских людей выполнить все, что наметила партия семилетним планом, скорее осуществить заветную мечту Ильича — построить коммунистическое общество, — могучим потоком увлекает за собой всех, кто готов отдать все силы на благо народа».

Вслед за тракторостроителями в движение за коммунистический труд включились коллективы заводов «Красный Октябрь», «Газоаппарат», судоверфи, Сталинградгидростроя, речного порта... На «Красном Октябре» наибольших успехов добилась бригада сталеваров, руководимая А. Ф. Серковым, на комбинате силикатных строительных материалов — бригада М. И. Алексеенко. На СталГРЭС в числе первых включились в движение за коммунистическое отношение к труду смены Н. В. Анненкова, И. Г. Грибанова из турбинного цеха. Бригады судосборщиков Ю. Быкова, трубогибщиков Н. Тихонова и сталевара Э. Лебедева были лучшими на судоверфи; слесарь-сборщик П. Смелое обязался в 1959 г. выполнить не менее двух годовых планов, завершить семилетку за четыре года, окончить вечерний судостроительный техникум, быть примером в общественной жизни. На лесозаводе им. Куйбышева первыми удостоились звания коммунистических бригады цеха сырья, возглавляемые И. И. Крымцевым, Н. М. Шлыковым, К. Т. Чернышевым... Уже к марту 1959 г. в соревновании за право называться коллективом коммунистического труда участвовало 1480 бригад, около 10 тыс. рабочих.

На заводе медицинского оборудования бригада сборщиков К. Столярова создала общественную школу методов коммунистического труда. По инициативе областного комитета ВЛКСМ такого типа школы были созданы и на других предприятиях города. В первые годы семилетки эти школы явились эффективной формой пропаганды передового производственного опыта, политической работы среди трудящихся, воспитания чувства ответственности, трудовой дисциплины.

Документы тех лет свидетельствуют, что бригады и ударники коммунистического труда показывали образцы трудового героизма и высоких моральных качеств.

Но уже к 1963 г. в движении за коммунистическое отношение к труду повсеместно стали назревать проблемы. На вопрос анкеты «Института общественного мнения» газеты «Комсомольская правда» о том, какие имеются трудности и недостатки в соревновании за коммунистическое отношение к труду, 70% опрошенных ответило, что врагом номер один этого движения являются формализм, показуха, очковтирательство, бюрократическое к нему отношение.

В феврале 1965 г. состоялся областной слет ударников коммунистического труда, К этому времени в движении участвовало 450 тыс. человек, 105 тыс. носили высокое звание ударника коммунистического труда. В выступлениях участников слета наряду с успехами отмечались и недостатки, в частности такие, как достижение массовости любыми средствами.

Проявлением высокой гражданственности, подлинного коллективизма явилось движение последователей Валентины Гагановой.

13 октября 1958 г. бригадир Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Калининской области Валентина Гаганова перешла из своей передовой бригады в отстающую, чтобы помочь ей в работе, вывести из прорыва. Используя свой опыт организаторской работы и профессиональные знания, В. Гаганова за годы семилетки помогла четырем бригадам стать передовыми.

Одной из первых в металлургической промышленности гагановский почин поддержала знаменитая бригада А. Ф. Серкова с «Красного Октября». «Весь коллектив нашей комсомольско-молодежной, — вспоминает А. Ф. Серков, — как один человек, решил забыть о своих лаврах передовиков и начать с нуля на отстающей печи. Мы все отлично понимаем, что вытянуть печь удастся не сразу. Придется видоизменять технологию, приноравливаться к новым условиям, пройти через неудачи. Немаловажным было и то, что при всех наших стараниях нас на первых порах неизбежно ожидала потеря в заработке, отсутствие премий... Далеко не все нас понимали: как это так — оставить «благополучную» печь и перейти на отстающую. Но мы твердо знали, что своего добьемся, докажем, что скоростные плавки высокого качества возможны на любой печи. И мы сделали, казалось бы, невозможное».

Из публикаций в многотиражной газете «Красный Октябрь» узнаем, что работать в отстающую бригаду перешел бригадир резчиков копрового цеха В. А. Галушкин и этот коллектив спустя четыре месяца занял первое место в цеховом социалистическом соревновании, что возглавил отстающую бригаду и вывел в передовые Г. М. Шапошников. А бригадир каменщиков-огнеупорщиков А. И. Куликов добился того, что отстающая прежде бригада стала выполнять месячный план более чем на 150%.

Гагановское движение распространилось почти на всех крупных предприятиях города. На тракторном заводе Владимир Черемисов и Михаил Чибанев перешли на неоснованный формовочный конвейер № 9, мастер плавильного отделения В. И. Молчанов перешел из передовой смены в отстающую и стал работать с молодыми, еще неопытными рабочими, формовщик Михаил Жуков возглавил отстающую бригаду формовщиков.

Творчески развивая гагановский почин, коллектив тракторного завода решил оказать помощь коллективу молодого завода «Газоаппарат» во внедрении новой техники и технологии, более чем в два раза увеличить мощность завода, превратить его в передовое предприятие. За тракторостроителями взяли шефство над отстающими предприятиями коллективы «Красного Октября», ТЭЦ-2, судоверфи...

В октябре 1959 г. прошел областной слет участников гагановского движения. Обсуждались вопросы организации труда и рабочих мест, рационального использования рабочего времени, повышения квалификации работников, укрепления производственной дисциплины.

К концу 50-х годов еще повсюду в городе были видны следы войны: руины зданий, бараки, землянки, времянки...

"Здесь даже давний пепел так горяч, что опалит — вдохни, припомни, тронь ли..." — писала в 1952 г. Ольга Берггольц, побывавшая в Сталинграде.

В 50—60-е годы город строился, шло формирование его архитектурного облика. Первоочередной задачей было все-таки строительство жилья. В Сталинград поступали строительные материалы, различное оборудование, что предусматривалось специальным Постановлением Совета Министров СССР от 8 мая 1951 года «О мерах оказания помощи городу Сталинграду в жилищном строительстве».

В июне 1951 г. бюро Сталинградского горкома ВКП (б) приняло постановление о направлении 500 комсомольцев и молодежи города в тресты Главсталинградстроя.

Постепенно создавалась возможность перехода к капитальному строительству на основе внедрения механизации строительных работ. Первый башенный кран был применен в 1950 г., а к 1954 г. уже работало 154 крана, целый парк бульдозеров, экскаваторов и другой строительной техники.

Но массовое жилищное строительство начинается в городе с середины 50-х годов. Дальнейшая индустриализация строительства позволила применить крупноразмерные конструкции, сборные железобетонные конструкции, а с 1958 г. вошло в практику крупнопанельное домостроение. Из года в год темпы нарастали. Этому способствовало строительство в 1954—1957 гг. заводов крупнопанельного домостроения общей мощностью 140 тыс. м2 жилой площади в Разгуляевке, в Тракторозаводском и Красноармейском районах, а также ввод в эксплуатацию в 1956 г. первой очереди крупнейшего завода железобетонных изделий в Разгуляевке. Большое значение имело освоение производства керамзитового гравия, заменившего щебень.

За 1951 —1955 гг. жители города получили более 700 тыс. м2 жилья. Рост необходимой материально-технической базы, подготовка кадров строителей, опыт крупномасштабного строительства помогли строителям за годы семилетки сдать в эксплуатацию уже 2 млн. 200 тыс. м2 жилой площади — это примерно 700 тыс. квартир, в которых поселилось свыше 250 тыс. горожан.

Строительство велось по типовым проектам, на голом месте вырастали укрупненные кварталы, микрорайоны. С начала 60-х годов начинается строительство жилых домов кооперативным способом. В 1952—1956 гг. действовали типовые проекты унифицированной серии; в 1956 г. утвердилась серия малометражных домов. А с 1959 г. стали применять типовые проекты крупнопанельных построек.

В августе 1953 г. в Сталинграде состоялось собрание членов Академии архитектуры СССР и представителей проектных и строительных организаций города. Обсуждались вопросы планировки, застройки, благоустройства. Было решено наряду с классическим широко использовать новый стиль — с учетом современных конструкций и материалов. В то же время в архитектурно-художественном ансамбле города должна была отражаться его героическая история.

Архитектурно-художественный облик города складывался из четырех основных ансамблей. Комплекс сооружений Волжской гидроэлектростанции им. XXII съезда КПСС возводился в северной части города. На Мамаевом кургане началось создание памятника-ансамбля, увековечивающего подвиг героев Сталинградской битвы. Центральный ансамбль — это планировавшийся тогда Дом Советов, площадь Павших борцов, Аллея Героев, спускающаяся к Центральной набережной Волги. На юге города уже возвышались монументальные сооружения Волго-Донского канала.

В 50-е годы быстрыми темпами шла застройка центральной части города. С 1951 г. начал создаваться ансамбль площади Павших борцов. Первым выросло здание Высшей партийной школы. Авторы проекта Е. И. Левитан и В. Н. Симбирцев были удостоены Государственной премии. В 1956 г. закончилось строительство гостиницы «Волгоград» (архитектор А. В. Куровский), в 1957 г. — гостиницы «Интурист» (архитектор Б. Г. Гольдман) и административного здания Гидростроя (архитектор Е. О. Левитан). На площади был разбит новый сквер, и по проекту архитектора В. Е. Шалашева реконструирован обелиск над братской могилой воинов, павших в гражданской и Великой Отечественной войнах. В апреле 1957 г. реконструкция площади была закончена.

Одной из первых отстраивалась улица Мира (бывшая Саратовская). В 1952 г. закончилась реконструкция драматического театра им. М. Горького (архитектор Н. Б. Куренной), он приобрел новый архитектурный облик. В конце улицы Мира в 1954 г. был построен планетарий — дар городу от Германской Демократической Республики. Здание планетария венчает скульптура, выполненная В. И. Мухиной, — символ мудрости, познания, мира.

Шло также строительство улиц им. Ленина, Комсомольской, Советской. Поднимались здания общественного и административного назначения: новый железнодорожный вокзал станции Сталинград-1, Дворец труда (архитекторы В. Е. Масляев, Ф. И. Лысов), центральный почтамт (архитектор Е. О. Левитан), здание городского комитета партии.

В 50-е—начале 60-х годов создавался проспект им. В. И. Ленина. От улицы им. Ленина до площади им. Ленина строились укрупненные жилые кварталы по проектам архитекторов В. А. Минкина, Г. Ф. Борисенко, Л. И. Рубина, создавались бульвары, цветники и фонтаны.

Завершалось архитектурное оформление площади им. Ленина, на которой 21 апреля 1960 г. был открыт памятник В. И. Ленину (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Г. А. Захаров).

Железобетонный мост, проложенный через реку Царицу, соединил проспект им. Ленина с улицей Рабоче-Крестьянской.

Застраивались и благоустраивались все районы города: засыпались овраги, прокладывалась канализация, улучшалось водоснабжение. В октябре 1953 г. закончилась прокладка газопровода Арчеда—Сталинград, город получил газ.

В апреле 1956 г. бюро обкома КПСС приняло постановление «О мерах по дальнейшему развитию городского хозяйства, усилению строительства и благоустройства г. Сталинграда». Следом состоялось собрание городского партийного актива. На сессии городского Совета отмечалось, что в 1959 г., первом году семилетки, на строительство школ, больниц, детских учреждений израсходовано 77 млн. р. Город получил 10 общежитий для школ-интернатов, 4 школы, 14 детских садов и яслей, 6 клубов и домов культуры, три кинотеатра, здания медицинского института и института физической культуры, новые больничные корпуса. В городе было построено 84 км газовых сетей, газифицировано 7300 квартир, 66 культурно-бытовых учреждений и НО домов индивидуальной застройки. За год проложено 29 км водопроводных сетей, установлено 70 водоразборных колонок. Освещались окраины, строились тротуары. В парках и скверах высадили 680 тыс. деревьев и кустарников, посеяли 31 гектар многолетних трав. Особое внимание уделялось городскому транспорту. Прокладывались новые трамвайные пути и автобусные маршруты. Город приобрел 62 трамвайных вагона, 48 автобусов, 66 легковых такси. В декабре 1961 г. открылось троллейбусное сообщение между центром города и Краснооктябрьским районом. Была электрифицирована железная дорога. В 1960 г. Бюро ЦК КПСС по РСФСР отметило значительные успехи в строительстве и благоустройстве Сталинграда. Город участвовал в соревновании 800 городов Российской Федерации за лучшее благоустройство и вышел на первое место. На воскресниках и субботниках трудящимися отработано 277 400 человеко-дней.

В августе 1962 г. Совет Министров РСФСР утвердил новый генеральный план нашего города, рассчитанный на 20—25 лет. Планировалось в связи с ростом населения до 800 тыс. человек расширить его территорию с 39216 до 42000 гектаров.

В основу генерального плана закладывался принцип комплексной застройки. Первый комплекс составляли Тракторозаводский и Краснооктябрьский районы, второй — Центральный и Советский, третий — Кировский, четвертый — Красноармейский район; сквозные продольные магистрали соединяли их. Предусматривались создание трех автомобильных коммуникаций, а также более широкое использование электропоездов и речного транспорта. Крупные предприятия, расположенные вдоль Волги, оставались на своих местах, а все мелкие промышленные объекты, склады должны были переноситься. Зато планировались на волжском берегу новые парки, скверы, водные станции, спортивные сооружения. Зеленые массивы между районами, зеленые зоны вокруг предприятий, наконец, зеленое кольцо вокруг всего города должны были способствовать смягчению континентального климата. В 1961 г. на каждого жителя Волгограда приходилось в среднем по 6 м2 зеленых насаждений; по генеральному плану этот показатель предполагалось увеличить до 20 м2.

Основные направления идеологической работы были определены решениями XX, XXI и XXII съездов партии. В соответствии с ними, а также с соответствующими Постановлениями ЦК КПСС партийные организации Волгограда совершенствовали практику пропагандистской и массово-политической работы. На промышленных предприятиях пропагандистами в сети политического просвещения являлись бригадиры, мастера, начальники цехов, директора. Занятия с пропагандистами вели в основном райкомы партии, но были и другие формы подготовки руководителей политсети. Так, на алюминиевом заводе в 1962 г. была создана политическая школа, подготовившая 64 пропагандиста, 69 агитаторов и политинформаторов.

Широкое распространение в годы семилетки получило экономическое образование кадров; работали кружки и семинары по изучению конкретной экономики, которыми руководили специалисты-производственники. Активной формой массовой пропаганды экономических знаний были экономические конференции.

Политическая учеба комсомольцев и молодежи организовывалась по принципу дифференцированного подхода: не имеющие среднего образования занимались в политических кружках «Кругозор» и политклубах «Прометей»; для молодежи со средним образованием создавались семинары «Молодежь и общественный прогресс»; имеющие высшее образование занимались в университетах молодого марксиста. Те, кто готовился вступать в комсомол, изучали его историю в специальных кружках.

Лекционную пропаганду осуществляло областное отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Эта массовая организация объединяла в своих рядах не только отдельных членов, но и целые коллективы: педагогический, медицинский, механический и сельскохозяйственный институты, тракторный завод, завод «Красный Октябрь», управление трудовых резервов, облпотребсоюз и другие крупные организации. При правлении общества работали секции по 13 различным отраслям политических и научных знаний. С января 1951 г. в здании областной партийной школы (позже — мединститута) начал работу центральный лекторий общества; по понедельникам в нем читались лекции по самым разнообразным отраслям знаний. За год было прочитано 45 лекций, собравших около 11 тысяч слушателей.

Однако увлечение количеством различных форм политической учебы, пропаганды и агитации, массовостью — вместо индивидуальной работы — снижало эффективность идеологических мероприятий. Пленум горкома партии в октябре 1960 г. обратил внимание партийных организаций на необходимость приблизить идеологическую работу к реальному человеку, сделать ее конкретнее, доказательнее, увязывать с нерешенными вопросами производства, общественного развития.

В конце семилетки система марксистско-ленинского образования в стране была реорганизована, занятия, семинары стали проводиться дифференцированно, с учетом подготовленности слушателей.

История нашего города создавала благоприятные условия для патриотического воспитания молодежи. Многое сделал для этого Музей обороны Царицына—Сталинграда. На 1 сентября 1960 г. музей посетило (со дня его основания) более 186 тыс. человек.

На многих предприятиях появились свои музеи. Материалы музея завода «Красный Октябрь» рассказывали о работе и жизни заводчан до революции, об их активном участии в борьбе за Советскую власть. Специальные экспозиции посвящались годам первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенного возрождения. В залах музея — модель бронепоезда «Товарищ Ленин», изготовленного в цехах «Красного Октября» в 1918 г. и участвовавшего в разгроме контрреволюции; модель боевого речного катера, построенного краснооктябрьцами в 1942 г. в осажденном городе. Представлены также фотографии заводчан, удостоенных званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

В создании музея принимали участие ветераны труда А. Е. Подольский, К. М. Сазыкин, А. Х. Шведов, молодые рабочие цеха № 3 и ученики школы № 92, занимавшиеся поисковой работой.

Росло число школьных музеев и комнат боевой славы; учащиеся вели переписку с ветеранами, родственниками погибших, совершали походы по местам боевой славы, отыскивали новые интересные материалы и экспонаты.

В канун двадцатилетия битвы на Волге на площади Павших борцов вспыхнул Вечный огонь, его зажгли Герой Социалистического Труда металлург А. Ф. Серков и знатный строитель В. В. Рудницкий.

Поэт В. Леднев написал тогда такие строки:

 

Площадь Павших борцов —

площадь наших бойцов,

заслонивших Отчизну и спасших.

Площадь юных сердец,

площадь дивных сердец,

отгоревших в боях и погасших...

Это павших сердца

отдают до конца

свое яркое пламя живущим,

чтобы мы их мечту

вознесли в высоту

и векам передали грядущим...

 

На площади Павших борцов у Вечного огня был организован пионерско-комсомольский Пост № 1. Лучшие из ребят встают здесь в почетный караул, держа в руках оружие защитников Сталинграда.

С каждым годом обогащалась культурная жизнь города, большие средства вкладывались в развитие сети клубов, библиотек, кинотеатров.

Активную роль в духовной жизни играли творческие союзы.

Отделение Союза художников ежегодно организовывало выставки. На республиканской выставке, посвященной 40-летию Великого Октября, было представлено 31 произведение 14 авторов. Среди них картины «Соединение фронтов в районе Калача» Ю. К. Галькова, «Волгари» Н. Е. Черникова, «На священной земле» Н. И. Крюкова, «Вечер» Ф. М. Суханова; графика художников Г. И. Печенникова, А. И. Легенченко; скульптура Л. М. Майстренко, Н. А. Павловской, В. Г. Петрова.

В августе 1958 г. бюро обкома КПСС заслушало вопрос «О работе областного отделения Союза художников РСФСР». В принятом постановлении отмечался значительный вклад художников и скульпторов в развитие культурной жизни города, их творческий рост. И в то же время указывалось на их слабую связь с жизнью производственных коллективов, на необходимость усиления эстетического влияния на трудящихся.

В 1960 г. на проспекте им. Ленина был открыт музей изобразительных искусств. В него были переданы произведения из запасных фондов центральных музеев и с республиканской выставки «Советская Россия». Кроме постоянной экспозиции, музей организовывал временные тематические выставки.

В 1950 г. при областном Доме народного творчества организовалась секция композиторов, которая объединила самодеятельных музыкантов; занятия в ней способствовали повышению их профессиональной квалификации, росту творческого мастерства. Песни композиторов Семенова, Красимова, Гнездилова, Зубача, Кацнельсона исполнялись самодеятельными и профессиональными коллективами, звучали по радио и телевидению. К фестивалю молодежи и студентов, который проходил в области в 1958 г., они написали более 20 песен.

Но в целом уровень музыкальной культуры не поднялся, мягко говоря, выше среднего. И не местные композиторы тому виною. В 1960 г. в городе имелось всего 6 музыкальных школ, в которых обучались 1432 человека и 4 вечерние музыкальные школы — 525 человек. В 1957 г. открылось музыкальное училище. Предполагалось открыть оперный театр, консерваторию, но эти замыслы так и остались благими пожеланиями. Не хватило ни сил, ни средств, ни, очевидно, заинтересованности со стороны руководящих органов.

В 1950 г. организуется отделение Союза писателей. Первыми членами его стали М. Лобачев, Н. Мизин, Н. Сухов, Ю. Чепурин. При отделении сгруппировался литературный актив — в основном молодые начинающие прозаики и поэты. В шестидесятые годы отделение Союза писателей значительно выросло. Широкую известность и признательность получили романы «Казачка» Н. Сухова, «Левадинцы» И. Егорова, повести «Сдвинутые берега» Е. Карпова, «Эй, на Еруслане» П. Чернущенко. Вышли в свет поэтические сборники А. Красильникова, О. Плебейского, В. Леднева, М. Агашиной, Ю. Окунева, А. Корнеева и других поэтов.

По вечерам зажигались рампы двух театров — драматического им. М. Горького и театра музыкальной комедии. Их репертуар составляла классика, произведения советских авторов, а также пьесы местных драматургов. В мае 1958 г. и январе 1960 г. драматический театр показывал свои лучшие работы в Москве. Среди них пьеса А. Шейнина «Сыновья», «Варвары» М. Горького — в постановке народного артиста СССР Н. А, Покровского. Главные роли играли народные артисты РСФСР К. Н. Синицын, В. А. Акимов, Е. П. Мязина, А. И. Машков. Радовали зрителей своим искусством заслуженные артисты РСФСР А. А. Высоцкий, Е. Я. Евгеньева, Д. И. Ярский и другие мастера сцены.

Спектакль театра музыкальной комедии «Волжаночка» (композитор В. Семенов, поэт В. Костин) был отмечен дипломом Всероссийского смотра театров 1961 г.

В марте 1958 г. завершилось строительство телецентра, что стало большим событием в культурной жизни города. Первостепенное место в телепрограммах занимали общественно-политические темы. В рубриках «Твой современник», «Передовики семилетки», «Школа передового опыта», «За технический прогресс» журналисты рассказывали о замечательных земляках, об опыте передовиков, технических новшествах, острых проблемах социально-экономического развития. Часто выходили в эфир передачи телевизионного университета культуры, специальные литературные и музыкальные очерки. Телестудия создавала свои спектакли, документальные и даже мультипликационные фильмы.

Значительным событием в общественной, культурной жизни Волгограда стало завершение в 1960 г. строительства Дома печати.

«В этом четырехэтажном доме расположатся типография и редакции газет «Сталинградская правда» и «Молодой ленинец». Газета «Сталинградская правда» в своем сообщении от 27 февраля 1960 г. информирует далее: «Дом печати оснащается новейшим полиграфическим оборудованием. Например, в ротационном цехе монтируются две машины. Одна из них — двухролевая «Пламаг», полученная из Германской Демократической Республики. На ней, кроме областных газет, будет возможность печатать и центральные газеты.

В другом печатном цехе смонтировано 6 мощных плоскопечатных машин. На них будут печататься книги. Производственная мощность их позволит не только полностью обеспечить потребность Сталинградского книгоиздательства, но и выполнять заказы других организаций и издательств.

В основном областная типография рассчитана на производство журнально-книжной продукции и выпуск газет. Но здесь также организуется производство многокрасочной печати, мелкопечатной продукции, гравюроштемпельное производство. В этой типографии будут печататься и все многотиражные газеты — за исключением некоторых заводских... »

23 октября 1962 г. газета «Волгоградская правда» сообщала: «Яркими огнями залито громадное белоснежное здание с колоннами... Сюда в субботний вечер пришли металлурги, строители, представители общественности. В этот вечер открылся Дворец культуры им. В. И. Ленина завода «Красный Октябрь». Строители сдали последнюю очередь — театральную часть. Свыше 800 человек разместилось в партере, ложах и на балконе. Новый Дворец культуры — поистине дворец. Театральная часть через зал и холл соединяется с клубной, где расположены комнаты самодеятельных коллективов. Вверху — прекрасный спортивный зал, слева — сданные ранее два кинозала (один из которых широкоформатный) и читальный зал... Во Дворце уже работают народный драматический театр, народная консерватория, детская техническая станция».

Характерной особенностью художественной самодеятельности 60-х годов было создание народных театров, ансамблей танца, народных хоров. В 1961 г. при межсоюзном клубе Дворца труда организовался народный хор профсоюзов. Получил звание народного самодеятельный танцевальный коллектив «Юность» Дворца культуры им. B. И. Ленина. За постановку балета «Здравствуй, Луна», высокое исполнительское мастерство детскому танцевальному коллективу Дворца культуры им. C. М. Кирова также было присвоено звание народного.

Мастерство некоторых коллективов художественной самодеятельности вырастало до профессионального уровня. Участники самодеятельности выступали во многих городах страны и за рубежом. Так, танцевальный ансамбль завода «Баррикады» летом 1964 г. участвовал в Международном фестивале фольклорных групп, проходившем во французском городе Дижоне, и получил первый приз несмотря на конкуренцию со стороны танцевальных коллективов из 22 стран мира. Французская газета писала: «Этот русский ансамбль из Волгограда с непреодолимым пылом его молодости сумел найти удивительные новинки в исполнении танцев».

В 1965 г. в Волгограде и области 14 коллективов художественной самодеятельности носили высокое звание народных.

Несмотря на неоднозначность различных тенденций и явлений в социально-экономическом развитии страны в 1951—1965 годах, можно все-таки этот период оценить в целом оптимистически.

Эта оценка основывается, во-первых, на тех позитивных изменениях в партии, в обществе, которые произошли после развенчания культа личности Сталина и обозначились во многом раскрепощением народного сознания, демократическими процессами, «оттепелью»— по определению И. Эренбурга; во-вторых, на состоянии экономики, в начале 60-х годов еще сохранившей динамизм, поступательность; в-третьих, на не утраченных к тому времени общественных идеалах, морально-нравственном климате.

И действительно, казалось, что худшее уже позади, что послевоенные тяготы и лишения миновали безвозвратно. Народ ожидал, вправе был ожидать решительного повышения уровня своего благосостояния, равнозначного предпринятым усилиям.

И здесь-то просто необходимо сказать, что упомянутые динамизм и поступательность экономики были достигнуты в основном уже испытанными средствами, в рамках изживавшей себя командно-административной системы управления и хозяйствования. Назревала, становилась объективно необходимой пора реформ, нового экономического мышления. Но по ряду причин, во многом субъективного порядка, страна продолжала, к сожалению, катиться по накатанной колее, по пути, приведшему в конце концов к явлениям стагнации, а затем и к застою.

Сменивший Н. С. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнев (позднее Генеральный секретарь), видимо, не случайно процитировал в докладе на торжественном заседании 6 ноября 1964 г. ленинское высказывание: «У нас ужасно много охотников перестраивать на всяческий лад, и от этих перестроек получается такое бедствие, что я большего бедствия в своей жизни и не знал».

Далее по тексту доклада, в скобочках, — «Аплодисменты». Через какой-нибудь десяток лет они станут «бурными, продолжительными», а затем и «переходящими в овацию».

Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Предыдущая страница — «Поднятый из руин» Оглавление раздела
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования