GISMETEO: Погода по г.Волгоград
В 2007 году в экономику региона поступят около 60 млрд. рублей инвестиций

Хотя итогам работы властей по привлечению инвестиций в регион в ходе пресс-конференции и было уделено немало времени, все же главной ее задачей, похоже, было продолжение заочной полемики с теми депутатами облдумы, которые усомнились в «справедливости» решения инвестиционного совета области, определившего получателей гарантий областного бюджета. Да и вообще, в целесообразности предоставления госгарантий по ряду инвестиционных проектов.

Напомним, скандал в облдуме разгорелся после того, как отдельные депутаты прямо обвинили высокопоставленных чиновников и некоторых своих коллег в лоббировании интересов компаний, с которыми они аффилированы. То есть, фактически, в использовании служебного положения в личных целях и в коррупции.

Обвинения прозвучали и в адрес первого вице-губернатора области по экономике и инвестиционной политике Александра Шилина, который еще сравнительно недавно являлся владельцем компании «ВИПОЙЛ», получившей гарантии областного бюджета для строительства свинокомплекса «Даниловский».

Госгарантии на общую сумму в 1,2 млрд. рублей были распределены между десятью инвестиционными проектами, и это решение обладминистрации было предложено утвердить облдуме. Предложение «голосовать списком» не понравилось депутатам, заблокировавшим принятие решения.

В числе доводов «против» были и такие, как отсутствие анализа эффективности предоставления гарантий по отдельным проектам, конкурса при отборе проектов и даже нецелесообразность строительства в области новых свинарников, тогда как и существующие не могут быть полностью использованы в связи с отсутствием спроса на местную свинину.

С разъяснением причин последнего на пресс-конференции выступил представитель известной камышинской компании «Колбасы Соловьева».

Как следовало из его выступления, в регионе действительно существует дефицит мяса. Но не всякого, а качественного, в том числе «мясной» свинины. Только 3% такого сырья компания может закупать в области. А 40% необходимой ей качественной свинины поступает извне.

Наша свинина «зажирена», что является следствием развала отечественного животноводства – в области выращиваются свиньи «не той породы», необходимые условия для свиноводства отсутствуют и кормят российских хавроний «не так». В результате у свинины, предлагаемой волгоградскими крестьянами, мяса только 38% от общего веса туши, тогда как за рубежом – более 56.

К этому надо добавить, что на каждый кг привеса свиньи в России затрачивается 6-7 кг корма, а во Франции, в Бразилии – около трех. Покупатель сегодня не хочет платить за жир и потому выбирает импортное мясо. Именно потому, по данным компании «Колбасы Соловьева», у нас в области за килограмм обычной свинины переработчики больше 28 рублей не дают, тогда как за килограмм бекона готовы отдать и 57 рублей.

«Не свиней выращивать, а мясо производить» по современным технологиям намерены инвесторы, вкладывающие деньги в строительство таких крупных свинокомплексов, как «Даниловский». Они уверены в рентабельности своих проектов и потому вкладывают в них свои собственные деньги.

Тот факт, что инвесторы делят риски с государством, является, по мнению Владимира Попова, дополнительным свидетельством «правильности вложения бюджетных средств». Бюджетные гарантии по отдельным инвестпроектам в области, как известно, предоставлялись и ранее. И, к сожалению, не всегда «удачно». Чтобы избежать потерь, законодатели решили требовать от соискателей госгарантий залоговой базы. Но поскольку ни одно аграрное предприятие области не имеет достаточного для реализации крупного инвестпроекта залога, механизм гарантий просто перестал работать.

В этом году для решения проблемы в думе был разработан новый механизм, не имеющий аналогов в России и позволяющий выдавать гарантии без залога. В соответствии с новым механизмом предоставление госгарантий производится на основе конкурсного отбора инвестиционных проектов (из числа включенных в областной реестр).

При этом расширенный инвестиционный совет области, включающий представителей и исполнительной, и законодательной власти, фактически выполняет функции конкурсной комиссии, в связи с чем утверждения об отсутствии конкурса при определении получателей госгарантий являются, по мнению Александра Шилина, несостоятельными.

Контроль за деятельностью получателей гарантий, не имеющего достаточной залоговой массы, осуществляется государственной управляющей компанией, которая получает в доверительное управление не менее 51% акций компании, реализующей соответствующий инвестиционный проект. Это обеспечивает целевое расходование бюджетных средств и определенную «страховку» на случай неудачи проекта.

Касаясь вопроса о своей личной заинтересованности в предоставлении госгарантий отдельным компаниям, Александр Шилин отметил, что перед переходом на государственную службу он передал все свои имущественные права другим лицам. И потому для него самое главное сегодня – интересы области.

А Владимир Попов заявил, что для него не имеет значения, имеют ли компании, получившие госгарантии, отношение к кому-либо из депутатов или чиновников, поскольку все проекты проходят жесткий отбор независимой комиссии, а их инициаторы рискуют своими собственными деньгами ничуть не меньше государства.

Компании-победители конкурса на спекание госгарантий на сегодня уже согласовали проектно-сметную документацию в управлении «Госэкспертиза» по Волгоградской области, получили разрешение на выполнение строительных работ и освоили до 30% собственных средств.

Большая часть госгарантий, предусмотренных бюджетом области на 2008-2010 годы, предназначена для реализации национальных проектов в сфере АПК и строительства доступного жилья. И это не случайно, поскольку прогресс в этих сферах означает не только развитие экономики области, но и решение важнейших социальных и демографических проблем.

Это те сферы, в которых без поддержки областных законодателей и усилий исполнительной власти на всех уровнях ситуацию изменить невозможно. Поэтому представляются вполне оправданными инвестиции из областного бюджета, которые впоследствии должны обернуться дополнительными налоговыми поступлениями, увеличением количества рабочих мест и ростом благосостояния жителей региона. Нужно только, как подчеркнул Владимир Ефимов, детально просчитывать по каждому проекту, что и когда может получить бюджет на каждый вложенный рубль.

Однако большая часть инвестиций в экономику области ожидается не от местных предпринимателей, а от крупных интернациональных компаний и холдингов, не нуждающихся в деньгах и гарантиях областного бюджета. Эти компании идут туда, где складывается для них выгодная макроэкономическая ситуация.

При этом, конечно, особенности «инвестиционного климата» в российских регионах, конкурирующих из-за стратегических инвестиций, имеют определенное значение. И в этом плане деятельность региональных властей очень важна. Так, к примеру, было с транснациональной корпорацией Cargill, долгое время подыскивающей место в России для строительства крупного маслоэкстракционного завода.

В конце концов, она выбрала один из районов Волгоградской области, где такой завод собиралась строить одна из региональных агрокомпаний, но «потянуть» затраты на строительство так и не смогла.

Известно, что переговоры с руководством этой компании у губернатора Николая Максюты проходили неоднократно до тех пор, пока стороны не согласовали взаимно приемлемые условия сделки.

Александр Шилин заявил на пресс-конференции, что областные власти не намерены быть просто «статистами», фиксирующими ход инвестиционных процессов. Они намерены активно на этот процесс влиять и в том случае, когда решающее слово остается за стратегическими инвесторами либо федеральными чиновниками.

В качестве примера Александр Викторович привел ситуацию с международным аэропортом «Волгоград». Реконструкция этого аэропорта жизненно важна для региона, в связи с чем администрация области намеревается представить соответствующий инвестиционный проект на предстоящем экономическом форуме в Сочи и ведет работу по привлечению к его реализации одной из немецких фирм.

Однако контрольный пакет акций ОАО «Международный аэропорт Волгоград» принадлежит сегодня Минимущества РФ, которое фактически ничего не делает для модернизации воздушной гавани региона. Пока этот пакет не будет передан в собственность области, ситуация вряд ли изменится.

По словам Александра Шилина, только за последние полгода губернатор области дважды обращался с письмами к президенту и председателю правительства с просьбой о передаче региону контрольного пакета акций. Неоднократно переговоры с госчиновниками на эту тему вели и заместители главы администрации области. Но пока вопрос не решен, и администрация региона будет и впредь добиваться приемлемого решения и скорейшей модернизации аэропорта.

Аналогичная ситуация сложилась и с ОАО «Химпром», которое, по оценке Александра Шилина, «гибнет из-за отсутствия эффективного управления со стороны федеральных чиновников». И здесь область будет интенсивно добиваться решения, которое приведет к возрождению «химического гиганта» и к новым инвестициям.

Еще один интересный инвестиционный проект, который область будет представлять на Сочинском форуме – создание региональной особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Машиностроительный индустриальный парк «Городище» (общие затраты по проекту – 20 млрд. рублей).

Речь идет о перемещении в зону, прилегающую к объездной дороге вокруг Волгограда, ряда машиностроительных предприятий, занимающих сегодня значительные территории в областном центре и уплачивающих значительные налоги на землю. Александр Викторович говорит, что несколько лет назад он и сам бы никогда не поверил в возможность перебазирования старых предприятий на новые территории.

Между тем, по его словам, желающие уже есть, и понять их вполне можно. Современные технологии позволяют создавать компактные производства, вполне заменяющие нынешние громоздкие производственные комплексы. К тому же новое расположение заводов вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, на землях, цена которых очень невелика, сулит им немало выгод.

Стимулировать переселение существующих предприятий и одновременно их модернизацию вполне по силам властям области и города. В числе других проектов, которые область представит в Сочи, Александр Шилин назвал строительство санаторно-туристического комплекса на озере «Эльтон» (8,33 млрд. руб.), строительство межрегионального бизнес-центра на базе Волжского интермодального терминала (25 млрд. руб.), строительство 1-ой очереди объездной дороги вокруг Волгограда (46 млрд. руб.), строительство завода по производству биоэтанола (7,9 млрд. руб.), строительство многофункционального комплекса на улице Балонина в Волгограде (3,5 млрд. руб.) и строительство спортивно-оздоровительного водного комплекса в Дзержинском районе Волгограда (300 млн. руб.).

Из того, что уже сделано, были названы подписание соглашения (на принципах государственно-частного партнерства) с компанией «ШТРАБАГ» по строительству объездной дороги вокруг Волгограда (1-ой очереди); заключение инвестиционных соглашений с ОАО «ЕВРОХИМ» по разведке и добыче калийных солей на Гремячинском месторождении (Котельниковский район), с ООО «РУСАЛ-Бишофит» по строительству магниевого завода (его проект переработан с учетом замечаний экологов и жителей Городищенского района), с немецкой фирмой «Тиссен Крупп Полизиус» по строительству цементных заводов в Камышинском и Ольховском районах и с ОАО «ВолгоБиоЭтанол» по строительству завода биоэтанола в Михайловском районе. На территории области в 2007 году реализуются 15 федеральных целевых программ с общим бюджетом финансирования на год в размере 5,7 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 3 млрд. руб.), а также 10 областных целевых программ с лимитом финансирования более 1,2 млрд. рублей.

В целом, по оценке Александра Шилина, в экономику области в 2007 году поступит не менее 59 млрд. рублей инвестиций, что на 28 % больше, чем в 2006 году.

Анатолий Кошкин



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования