GISMETEO: Погода по г.Волгоград
В российскую энергетику до 2020 года будут вложены 15 триллионов рублей

Сегодня – более подробно о самых важных положениях докладов председателя правления РАО Анатолия Чубайса, технического директора РАО Бориса Вайнзихера и начальника департамента рынка Центра управления реформой РАО Ларисы Ширяевой. А также – о сути ответов представителей руководства РАО на некоторые вопросы журналистов.

Зачем была нужна реформа
в электроэнергетике

Напомним, что суть этой реформы, по утверждению Анатолия Чубайса, состояла в разделении отрасли на два сектора: монопольный и конкурентный. В монопольный попали «Системный оператор» (организация, обеспечивающая функционирование энергосистемы страны как единого целого), «Федеральная сетевая компания» (магистральные сети высокого напряжения и узловые электроподстанции), межрегиональные распределительные сетевые компании, а также оказавшиеся «автономными» дальневосточные энергосистемы.

В конкурентный сектор были включены электростанции, объединенные в оптовые генерирующие компании (ОГК), территориальные генерирующие компании (ТГК), «Росэнергоатом», «ГидроОГК», независимые генерирующие компании. А также инженерные центры и энергосбытовые компании.

Создание конкурентного сектора привело к образованию рынков электроэнергии и мощности, а рынок – это то место, где частный капитал может зарабатывать деньги. В связи с этим перед «РАО «ЕЭС России» стоит задача передать в самое ближайшее время все ОГК и ТГК, а также сбытовые компании в частную собственность, ибо это является главным условием развития отрасли.

По словам главы РАО, «в нерыночных отраслях увеличение спроса всегда ведет к дефициту, в рыночных оно означает дополнительное развитие». В том, что первая часть этого высказывания абсолютно справедлива, мы уже имели случай убедиться в условиях «социалистической плановой экономики». И в ближайшее время сможем убедиться в справедливости и второй части этой формулировки.

Актуальность решения проблемы дефицита электроэнергии в России уже ни у кого не вызывает сомнения. Энергетика в стране полностью исчерпала все внутренние возможности и снижение выработки энергии, имевшее место в 90-ые годы, уже давно преодолено. А энергопотребление в России продолжает ежегодно расти с темпом около 4% в год.

Если решение, обеспечивающее опережающее (по отношению к другим отраслям) развитие энергетики не будет найдено, она превратится в тормоз для всей российской экономики. Реформа позволила сформулировать концепцию развития энергетики на годы вперед. И открыть дорогу инвестициям, масштабы которых беспрецедентны.

Оптовый рынок электроэнергии – важнейший результат реформирования

По утверждению Анатолия Чубайса, создание рынка было задачей чрезвычайной сложности. Тем не менее, либерализованный полномасштабный оптовый рынок электроэнергии был создан и уже успел доказать свою эффективность. Прежде всего, он «лучше любых диспетчеров» автоматически обеспечивает очевидную оптимизацию загрузки существующих генерирующих мощностей – эффективные мощности загружаются в первую очередь и наиболее полно, менее эффективные загружаются в случае крайней необходимости.

Рынок дает адекватные ценовые сигналы производителям и потребителям, не допускает монопольных сговоров поставщиков, реально отражает соотношение спроса и предложения.

То, что на рынке «цены честные», Анатолий Чубайс подчеркнул особо. По его мнению, «цены на электроэнергию не должны устанавливаться на основе «тупого тарифа», потому что тариф «не живой», а энергетика – «живая». Созданный рынок живет и развивается.

И темпы его развития заданы постановлением правительства: за 2 года и 7 месяцев вся электроэнергия в стране будет продаваться по ценам, определяемым рынком.

Сегодня на оптовом рынке 3 сектора: сектор двусторонних регулируемых договоров (его доля постепенно уменьшается), сектор краткосрочный (продажа на сутки вперед) и балансирующий сектор, на котором «добирают» электроэнергию те, кому ее не хватило.

Начальник департамента рынка Центра управления реформой РАО Лариса Ширяева отметила, что очень довольна результатами функционирования созданной модели рынка, поскольку «она дает правильные ценовые сигналы потребителям и инвесторам».

Действительно, в разное время суток цены на рынке отличаются в разы и те, кто хочет сэкономить, могут выбрать для себя самое подходящее время покупки электроэнергии. А поскольку цены различны для разных регионов страны, потенциальные инвесторы могут определиться с тем, где и в какую электростанцию им выгоднее вкладывать деньги.

Со временем должно появиться несколько общероссийских рынков – мощности, производных финансовых инструментов, системных услуг.

В Волгоградской области с сентября прошлого года по новым рыночным правилам работают все энергоснабжающие компании региона. Например, крупнейшая из них – ОАО «Волгоградэнергосбыт». Часть электроэнергии она реализует по ценам, определяемым рынком (нерегулируемым).

В течение первых месяцев 2007 года компания продавала по свободным ценам около 6% всей реализуемой электроэнергии, а в апреле – уже 10%. Опасения отдельных потребителей по поводу того, что «свободные цены» будут непомерно высокими, не оправдались – оказалось что средний отпускной тариф (с нерегулируемой частью) очень незначительно отличается от регулируемого.

Реформа определила концепцию развития энергетики и источники финансирования

Концепцию инвестиций в энергетику Анатолий Чубайс назвал «продолжением реформы». В соответствии с этой концепцией, в конкурентный сектор должны идти частные инвестиции, а в монопольный – преимущественно государственные.

Источниками инвестиций в конкурентный сектор должны стать средства от размещения акций допэмиссий ОГК и ТГК, прямые частные инвестиции в отдельные проекты, средства от продажи активов компаний, займы и кредиты… В монопольный сектор должны пойти средства, полученные в порядке выкупа государством акций допэмиссий ФСК, ГидроОГК и др. субъектов этого сектора; деньги, полученные в виде «платы за присоединение» новых потребителей к сетям, в результате продажи активов, получения займов и пр.

Разработчиков концепции волновал вопрос – а пойдет ли частный инвестор в энергетику? Захочет ли он вкладывать деньги в строительство новых электростанций? Вопреки предсказаниям скептиков, частный инвестор «очень даже пошел». По словам Анатолия Чубайса, размещения акций допэмиссий ОГК-3 и 5 прошли «на ура» и денег от продажи акций было получено много больше, чем предполагалось.

IPO по 20 генерирующим компаниям должны быть проведены в самое ближайшее время. Это даст российской энергетике колоссальные объемы инвестиций. Только от продажи тепловых электростанций, входящих в ОГК и ТГК, может быть получено более $15 млрд. Выиграет не только энергетика – ведь средства, полученные от продажи акций, в конечном счете, перейдут к металлургам, машиностроителям, строителям и монтажникам, ВУЗам и НИИ…

До 2020 года предстоит проделать огромную работу: суммарная установленная мощность атомных электростанций должна увеличиться в 2,3 раза; мощность станций, работающих на угле – в 1,7 раза; станций, использующих газ, – на 41%; мощность ГЭС – на 48%. Всего в эксплуатацию будет введено 180 Гигаватт генерирующих мощностей.

Характерно, что одновременно с вводом новых электростанций, большое число устаревших ТЭЦ, работающих на газе, будет выведено из эксплуатации. Их заменят более современные и экономичные станции с парогазовым циклом. Такая судьба ожидает и «ВолгоГРЭС» – одну из старейших ТЭЦ Волгоградской области, входящую в филиал «Волгоградская генерация» ОАО «ЮГК ТГК-8».

В общем же в ОАО «ЮГК ТГК-8» разработана инвестиционная программа на 2007–2016 годы, предусматривающая вложение в модернизацию и создание новых энергообъектов в регионах юга России более 75 млрд. рублей.

Реализация инвестпроектов позволит увеличить генерирующие мощности и на 40% обновить оборудование станций. Источниками финансирования станут собственные средства (прибыль и амортизационные отчисления), кредитные ресурсы, облигационный заем и дополнительная эмиссия акций.

Инвестпрограммы ОАО «ЮГК ТГК-8» разработаны с учетом планов развития других генерирующих мощностей на юге России (Волгодонской АЭС, входящих в ОГК ГРЭС и в ГидроОГК - ГЭС) и призваны способствовать устранению энергодефицита в ЮФО, который сейчас составляет около 1,7 тыс. МВт.

Модернизация основных фондов значительно повысит конкурентоспособность ОАО «ЮГК ТГК-8», особенно после 2011 года, когда на рынке электроэнергии установятся свободные цены.

Всего на реализацию инвестиционной программы «РАО «ЕЭС России» в период до 2020 года потребуется 15 трлн. рублей.

Концепция развития электроэнергетики страны базируется на основополагающих документах, разработанных при непосредственном участии РАО: генеральная схема размещения энергетических объектов до 2020 года и инвестпрограмма Холдинга «РАО «ЕЭС России» на 2006-2010 годы. Программа Холдинга, в свою очередь, является основой для разработки пятилетних программ энергокомпаний (с 2008 года).

«Выдача» новой мощности предполагает обязательное развитие сетевого комплекса, увеличение пропускной способности сетей и возможностей для присоединения новых потребителей, обновление существующих и строительство новых объектов распределительного хозяйства. Инвестиционная программа РАО «ЕЭС» предусматривает увеличение общей протяженности высоковольтных магистральных сетей в 1,5 раза, а трансформаторной мощности на подстанциях – в 2 раза.

За счет каких средств будут развиваться региональные сетевые компании? Вопрос этот очень актуален и для работающего в нашем регионе ОАО «Волгоградэнерго», где износ основных средств приближается к 70%. Анатолий Чубайс считает, что в основном за счет кредитных ресурсов. При этом не исключается и пересмотр систем тарифного регулирования в регионах, где складывается «критическая ситуация».

В частности, по мнению Анатолия Борисовича, рациональным может быть переход от ежегодного установления тарифов для сетевых компаний к 3-х или даже 5-ти летнему регулированию, при котором учитывается необходимость возврата инвестиционного капитала в нормативные сроки. Есть и другой источник финансирования модернизации сетей – средства от выкупа акций сетевых компаний региональными властями. И, конечно, свою роль играет «справедливая» плата за присоединение новых потребителей.

Вполне возможно также, что правительство примет предложение РАО о предоставлении региональным властям права устанавливать тарифы для своих сетевых компаний выше тех, что определяет ежегодно Федеральная служба по тарифам.

В Волгоградской области пятилетней инвестиционной программой холдинга предполагается потратить только на обновление основных фондов распределительной сетевой компании ОАО «Волгоградэнерго» 4 миллиарда 67 миллионов рублей. Уже в 2007 году инвестиционные вложения в сети удвоены и составили более 900 млн. рублей. Региональная электросететевая компания перешла к новой модели развития основных фондов: большая часть средств вкладывается в техническое перевооружение и новое строительство, а не в ремонтную программу. В результате в 2006-м впервые за долгие годы износ оборудования компании начал снижаться (соответственно с 70,3 % на 1 января 2006 до 66,8% на 1 января 2007). В нынешнем году ОАО «Волгоградэнерго» начинает строительство двух подстанций 110 кВ: «Кубанская» в Центральной районе Волгограда и «Городская-4» в Волжском. Новые подстанции мощностью 80 мегаваттампер каждая введут в эксплуатацию в 2008-м, что позволит разгрузить существующие распределительные сетевые объекты. Строительство потребует вложений в размере около полумиллиарда рублей. Всего же до 2015 года крупнейшая в регионе электросетевая компания планирует строительство и ввод девяти подстанций суммарной мощностью 528 МВА. Это позволит многократно увеличить возможности энергосистемы по подключению новых потребителей и созданию резерва мощности.

Что будет после ликвидации
«РАО «ЕЭС России»

Напомним, что произойдет такая ликвидация довольно скоро – в июле 2008 года. К тому времени все ОГК, ТГК и энергосбытовые компании будут проданы и станут частной собственностью. Все акционеры «РАО «ЕЭС России» получат свою пропорциональную долю в акциях так называемых «компаний целевой структуры»: межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), ОАО «ФСК», «Дальневосточной энергетической компании», «ГидроОГК», «Системный оператор» (СО-ЦДУ ЕЭС), ЗАО «Интер РАО ЕЭС».

Последнюю Анатолий Чубайс считает одной из самых перспективных, с быстрорастущей капитализацией.

Регулирование постреформенной энергетики будет осуществляться на новых принципах, отличных от существующих. Роль государства и саморегулируемых организаций в управлении энергетикой должна увеличиться. Предполагается, что уровней регулирования будет три: федеральный, окружной и региональный.

Одним из важнейших элементов в системе регулирования на федеральном уровне станет некоммерческое партнерство «Совет рынка» с очень широкими полномочиями, а на окружном – комитет по комплексному развитию энергетики в рамках аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе.

На региональном уровне планируется передача «всей власти» координационному совету по развитию энергетики региона при главе администрации. 4 апреля 2007 года состоялось первое заседание Координационного совета по развитию энергетики Волгоградской области с участием представителей администрации области, Волгограда и Волжского, Управления по региональным тарифам, специалистов РАО «ЕЭС России» и руководителей региональных энергокомпаний. На заседании был принят план-график основных мероприятий по формированию Программы обеспечения надёжности и развития энергосистемы Волгоградской области до 2012 года, включающий в себя прогноз потребления электроэнергии, утверждение инвестиционных проектов энергокомпаний, а также определение источников финансирования этих инвестпроектов. Первый вице-губернатор Владимир Кабанов заявил, что уже к июлю нынешнего года власти готовы вооружить энергетиков точной статистикой относительно конкретных энергоёмких социально-экономических проектов, которые планируется реализовать в регионе в ближайшие пять лет. Пятилетняя программа обеспечения надёжности и развития позволит сформировать план развития электроэнергетики, сбалансированный с программой социально-экономического развития региона, определить детальный перечень мер по повышению надёжности энергоснабжения конкретных потребителей, аргументировано формировать тарифы на услуги региональных энергокомпаний, а также определить чёткую ответственность за реализацию каждого направления Программы.

Анатолий Кошкин



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования