GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Госстройнадзор заменил всех прочих контролеров

Федеральный закон от 18 декабря 2006 года №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно расширил полномочия регионального управления госстройнадзора, изменив «правила игры» на строительном рынке. Об этом и многом другом рассказал в ходе пресс-конференции руководитель данной структуры, бывший главный архитектор Волгограда Михаил Норкин.

По мнению господина Норкина, суть нововведений – в снятии бюрократических барьеров.

Новый закон наделил органы Госстройнадзора большим количеством полномочий, которые ранее принадлежали другим контролирующим инстанциям. Кроме того, были уточнены сферы компетенции административных органов различных уровней. Функциями выдачи разрешений на строительство наделены муниципалитеты. Что же касается субъектов федерации, то им доверен надзор за правильностью оформления строительной документации, качеством строительства и приемкой возведенных объектов в эксплуатацию.

Сокращение контролирующих инстанций позволило создать в регионе две системы «единого окна». Первое представлено государственной экспертизой проектов, заменившей экспертизу пожарную, ГОЧС, санитарную и экологическую. Второе – госстройнадзором, которому доверены в сфере строительства функции пожарного, экологического и санитарного надзора, а также контроля за охраной труда и долевым участием в возведении объектов.

– Это, конечно же, серьезное упрощение различных процедур для участников инвестиционного процесса, – определил значение перемен Михаил Норкин. – Уменьшение количества контролирующих организаций позволяет ускорить процесс рассмотрения документов. Это немалое облегчение для инвесторов.

Особенно можно порадоваться за одну категорию инвесторов – дольщиков строительства. Наконец-то появился защитник их интересов! По словам Михаила Норкина, случаи невыполнения застройщиками своих обязательств перед дольщиками имели место в Волгограде, однако, не приобрели того размаха, как аналогичные события в Москве и Санкт-Петербурге. К тому же они были иными по своей природе, не связанными с деятельностью фирм-«однодневок», единственная цель которых – обман инвесторов.

– В основе подобных случаев в Волгограде – либо изменение технических условий на подключение объекта к коммунальным сетям, либо несостоятельность компании-застройщика по тем или иным причинам, – пояснил Михаил Карлович. – И их единицы.

Теперь, по всей видимости, нарушить права участников долевого участия в строительстве будет значительно труднее. На госстройнадзор, занимавшийся ранее сугубо техническими вопросами, ныне возложены еще и функции контроля за поступлением и расходованием средств дольщиков, ходом и сроками строительства, рассмотрения проектных деклараций застройщиков и представляемых ими ежеквартально финансовых отчетов.

Расширение функций госстройнадзора потребовало сокращения количества контролируемых им объектов. На конец 2006 года их насчитывалось в регионе 16200. В соответствии с законом от 18 декабря 2006 года №232-ФЗ из сферы ответственности госстройнадзора выведено строительство индивидуальных, одноквартирных и секционных жилых домов, имеющих не более 4 этажей, торговых комплексов и производственных корпусов площадью до 1500 кв. м и с числом этажей не более двух. По этим объектам, признанным незначительными, не будет осуществляться и государственная экспертиза проектов. Ответственность за их проектирование и строительство отныне целиком легла на инвесторов и застройщиков. Что, впрочем, не освобождает последних от обязанности получать разрешения на строительство в муниципалитетах. А там проверят проектную документацию на соответствие градостроительным планам и соблюдение «красных линий» застройки.

– Как раз «Пятерочки» теперь не подпадают под государственный строительный надзор и проектную экспертизу, – привел конкретный пример Михаил Карлович.

Теперь областное управление госстройнадзора сможет сосредоточить свое внимание на самых крупных и важных объектах. Возможно, это позволит сократить количество выявленных правонарушений. А за 2006 год таковых набралось 1700, и на каждое был составлен соответствующий протокол. Наиболее частым является самовольное строительство: на его долю пришлось 60% правонарушений. Выяснилось, что к возведению каждого второго объекта приступают, не оформив разрешительной документации! Причем наложение штрафов (всего на 5 с лишним миллионов рублей за 2006 год – это в 5 раз больше, чем за 2005 год) не приводит, как правило, к прекращению самовольного строительства. Госстройнадзору приходится обращаться в подобных случаях в суды и прокуратуру.

– Не думаю, что нарушителями движет только наглость, хотя и такое имеет место, – считает Михаил Норкин. – Но основной причиной являются, конечно, длительные сроки оформления исходных разрешительных документов, согласования проектной документации, прохождения экспертиз. Можно понять человека, когда он взял кредиты на строительство, а ему никак не оформляют документы. У него деньги «горят» в карманах, нужно выплачивать проценты, а он еще на площадку не вышел. И он вынужден начинать строительство, понимая, что иначе будет разорен.

В основе задержек с оформлением документов, по мнению господина Норкина, – отсутствие на сегодня утвержденного генплана Волгограда, правил землепользования и застройки, позволяющих выделять под нее землю за каких-то 2 недели.

Впрочем, должен возыметь свое действие тот факт, что с 1 января 2007 года штрафные санкции, которые вправе налагать госстройнадзор, повышены очень резко: от 10 до 500 раз. Так, за самовольное строительство с юридического лица теперь может быть взыскано от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Несколько ниже, но также очень чувствительны штрафы за некачественное строительство и нарушение проекта: от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Были названы и другие типичные нарушения строителей: «недовложения» утеплителей, некачественные стяжки на полах, не вполне вертикально поставленные перегородки и др.

Михаил Норкин дал положительную оценку сотрудничеству с мэрией Волгограда и ее специализированной структурой – комитетом по инвестиционной политике и строительным программам, руководимым Игорем Сафоновым, – отметив, что в областном центре не были выявлены нарушения при выдаче разрешений на строительство. Тогда как в ряде других муниципалитетов (Волжском, Михайловке и др.) имели место случаи необоснованных задержек с оформлением разрешительной документации.

Взяв затем слово, Игорь Сафонов сообщил о том, что его комитет вместе со структурами субъекта федерации изыскивает «пути оптимизации сроков согласования разрешительной документации». То, что в этой деятельности мэрия сумела добиться определенных успехов, публично подтвердил директор ООО «Авто-С» Александр Руднев. По его мнению, «на сегодня в Волгограде у застройщиков серьезных вопросов с оформлением документации, как правило, не возникает, за последний год улучшение условий их работы очевидно, поэтому строительство расширяется». Было высказано удовлетворение последней реорганизацией госстройнадзора.

– То, что с 1 января надзорные функции за строительством собрали в один «кулак», – это очень хорошо, – заявил Александр Руднев. – Благодаря этому для нас, застройщиков, упрощается работа. Раньше еженедельно, а то и через 2-3 дня на стройплощадках появлялась какая-то инспекция. А сейчас надзор упорядочивается.

Все же, полагает Михаил Норкин, сокращение надзорных органов и упрощение процедуры проектной экспертизы не повлияют существенно на снижение цен на жилье. Принципиально важную роль здесь мог бы сыграть переход от «точечной» застройки к возведению целых микрорайонов. И тогда завод ЖБИ-1, который производит стройматериалы для доступного жилья, мог бы обеспечить строительство не 20-30 тыс. кв. м, как ныне, а 200-300 тыс. кв. м.

Отвечая на вопросы, Михаил Норкин высказал свое мнение по ряду актуальных проблем. Так, он считает, что власть должна брать на себя ответственность за судьбы обманутых вкладчиков. В частности, нужно что-то сделать для дольщиков жилого дома на улице Кубанской, строительство которого было начато по заказу облпотребсоюза. Поскольку облпотребсоюз сейчас проходит процедуру банкротства, недостроенная многоэтажка может попасть в общую конкурсную массу имущества, на которое будут притязать все кредиторы, а дольщики останутся без квартир.

Коснувшись вопроса о реконструкции центра Волгограда, господин Норкин заявил о том, что «не бывает застывших городов, нельзя проводить реконструкцию, не оживляя их». Принципиальным условием является здесь, по его мнению, требование о том, чтобы новые градостроительные решения не нарушали сложившуюся городскую среду, а новая архитектура оказывалась значительнее старой. Оспорив мнение Игоря Сафонова о «гипертрофированном» представлении волгоградцев об уникальности родного города, он заявил о том, что Волгоград на самом деле отличается от всех волжских городов неповторимым, «столичным» обликом ансамбля своего центра. Что касается «разномастных» заведений на первых этажах, то объективно они полезны городу, а их внешний вид со временем удастся привести к какому-то общему «знаменателю».

Коснувшись проблем отдельных, наиболее крупных новостроек последнего времени, Михаил Норкин сообщил о том, что гипермаркет «Лента» в Советском районе до сих пор остается самовольно строящимся объектом. Занятый им земельный участок был выделен в 1953 году ВНИАЛМИ для создания зеленой зоны вокруг Волгограда. Лишь недавно удалось добиться приезда в Волгоград представителей заказчика строительства из Санкт-Петербурга, которые обязались представить разрешительную документацию. А что касается строительства, развернувшегося у подножия Мамаева кургана, то на него недавно было получено разрешение. Но к настоящему времени застройщик успел выплатить уже 800 тыс. руб. штрафов. Судьба другого «громкого» объекта – кафе «Terrace» рядом с облпрокуратурой – сейчас решается апелляционной инстанцией.

Олег МАМОНТОВ

Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования