GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Что даст региону реформа местного самоуправления

Практически у каждого были заготовлены вопросы, связанные с распределением бюджетных полномочий и налоговых доходов между Федерацией и регионом, регионом и муниципальными образованиями, а также с изменениями в бюджетном процессе в условиях перехода к новой системе местного самоуправления.

Анатолий Васильевич информировал представителей СМИ о прошедшем недавно в Госдуме «круглом столе» по проблемам обеспечения бюджетных прав муниципальных образований и поведал немало интересного о работе облдумы в этом направлении.

Однако полностью удовлетворить любопытство участников пресс-конференции он не сумел. Забегая вперед, отметим, что председатель комитета по бюджету так и не дал определенного ответа, в частности, на вопрос о том, будет ли в 2006 году предусмотрена равная бюджетная обеспеченность на душу населения для жителей Волгограда и отдельных поселений области. Ничего неизвестно Анатолию Бакулину и об изменении распределения налоговых доходов между Федерацией и регионом. Как и о масштабах возможного увеличения расходов области по статье «Управление» в результате реализации реформы местного самоуправления.

Окончание на стр. 2

Впрочем, и судьба самой этой реформы представляется ему довольно туманно. Похоже, не только Анатолию Бакулину, но и многим другим местным парламентариям и администраторам разговоры о новой реформе управления невольно напоминают печальную историю монетизации льгот.

Анатолий Васильевич говорил о том, что и он сам, и другой участник круглого стола от региона – вице-мэр Волгограда Роман Беков – в свою очередь, тоже не получили ответов на свои вопросы от представителей Минфина РФ и других ведомств. По его словам, ответы на все заданные вопросы им были обещаны на очередном совещании, которое состоится в Москве в конце мая.

Тем временем, не ожидая ответов на сложные вопросы, связанные с реформированием, областная дума работает над его реализацией. Недавно ее новый председатель Виталий Лихачев определил на рабочем совещании ближайшие задачи комитетов. Первый этап подготовки к реформированию – определение границ муниципальных образований уже пройден.

Второй – наделение их образований определенными бюджетными полномочиями, а следующий за ним – распределение собственности между регионом и муниципальными образованиями. Определение межбюджетных отношений станет заключительным этапом подготовки к реформированию местного самоуправления.

Областной думе предстоит принять в целом около 100 различных нормативных актов. Успеют ли депутаты проделать всю эту большую работу? Анатолий Бакулин уверен, что успеют. Здесь самое сложное – не формирование законопроектов, а согласование их с муниципалитетами.

Комитет по бюджету в мае должен вынести на заседание думы законопроект «О бюджетном процессе». Председатель бюджетного комитета надеется, что он будет принят в первом чтении. А дорабатывать его депутаты будут уже с учетом тех поправок, которые должны появиться в федеральном законодательстве.

Речь идет о поправках к бюджетному кодексу, которые вступят в действие с 2006 года. Сегодня ст. 56, 58 и 59 действующего кодекса определяют, какие налоги остаются за регионами, какие за муниципальными образованиями и поселениями. В 2005 году, когда налоговые поступления «расщеплялись» между регионами и муниципиями на уровне области или края, было много споров между заинтересованными сторонами. Теперь все четко определено в бюджетном кодексе

Чтобы заинтересовать муниципальные образования в увеличении доходной части своих бюджетов, депутаты облдумы приняли закон об их экономическом стимулировании. Областная дума включила дополнительно собираемый подоходный налог полностью в доходы муниципальных образований и поселений. Это заставит их выявлять все случаи искусственного занижения доходов физических лиц на своей территории. Анатолий Бакулин уверен, что уже итоги первого полугодия покажут действенность этой меры.

На «круглом столе» в Москве речь шла о том, что надо оставлять муниципиям и дополнительно собираемые средства по некоторым другим налогам. Комитет по бюджету предлагает дать им такую возможность и по налогам, собираемым «сверх плана» с игорного бизнеса. Это будет дополнительной гарантией того, что в области не останется незарегистрированных в налоговой инспекции игровых автоматов.

До летних каникул областная дума намерена определиться с разграничением полномочий, имущества и принять закон о межбюджетных отношениях. Это необходимо в связи с тем, что в сентябре администрация области внесет проект закона о бюджете на новый, 2006 год, в котором уже должны быть учтены все особенности самоуправления муниципальных образований и поселений.

Над бюджетом следующего года дума будет работать с использованием «налоговых паспортов» отдельных муниципалитетов и поселений, которые в настоящее время составляет областная администрация.

Будет ли в новом году обеспечено равенство показателей бюджетной обеспеченности на душу населения по всем поселениям и городам области? Анатолий Бакулин считает, что к этому надо стремиться, рационально используя фонд выравнивания бюджетной обеспеченности. Но хватит ли этого фонда?

Хотя сегодня есть полная ясность с тем, какие налоги достаются региону, какие – муниципальным образованиям, нет уверенности в том, что в Волгограде будет такая же бюджетная обеспеченность каждого жителя, как, например, в Палласовке или Дубовке. По словам Анатолия Васильевича, многое будет зависеть от того, какие бюджетные полномочия будут сохранены в новых условиях за каждым муниципалитетом и поселением.

Есть здесь и еще одна проблема – «выпадающие» налоговые доходы. Например, мэрии Волгограда пришлось столкнуться с таким фактом, как несовершенство федерального законодательства, определяющего собственника земли. Оказалось, что ряд крупных промышленных предприятий, имевших ранее «федеральное значение», платят сегодня за аренду занимаемого земельного участка федеральным структурам.

Между тем в новых условиях земельный налог должен стать основным источником доходов для бюджетов муниципальных образований и поселений. Неразбериха с собственниками земли в городской черте сегодня «уводит» из бюджета Волгограда около 150 млн рублей ежегодно.

Сегодня депутаты уверены в том, что для обеспечения платы всеми хозяйствующими субъектами налога на землю необходимо добиться ее выкупа или даже ее бесплатной передачи. Поэтому дума предлагает, в частности, предельно снизить коэффициенты, определяющие стоимость земли для выкупа. Увеличению налоговых платежей на землю будет способствовать и уточнение разделения собственности между федеральными, региональными и муниципальными структурами.

Определение кадастровой стоимости земли тоже имеет большое значение. В настоящее время заканчивается работа по кадастровой оценке земельных участков. Следующим этапом станет определение цены каждого конкретного участка земли, занимаемого отдельными хозяйствующими субъектами. От этого прямо будут зависеть доходы местных бюджетов.

Анатолий Бакулин отметил, что бюджетный кодекс делает невозможным использование в новом году в полной мере всех положений закона о зонах экономического развития – муниципальные органы теперь будут получать все положенные налоги, что исключает льготирование отдельных предприятий за счет местных бюджетов.

Но регион вправе оставить им установленные законом о ЗЭР льготы за счет своей доли налогов. Однако вряд ли это теперь может привлекать потенциальных инвесторов так же, как и весь комплекс льгот, ранее им предоставлявшихся по закону. Поэтому думе придется поработать над тем, как стимулировать привлечение инвестиций в экономику области.

Касаясь возможного роста численности управленцев в новых условиях и финансирования их содержания, Анатолий Бакулин сказал, что все здесь будет зависеть от распределения полномочий между регионом и соответствующим муниципалитетом. Далеко не все поселения и муниципалитеты будут в состоянии выполнять все возложенные на них функции управления из-за отсутствия средств и подготовленных кадров управленцев.

Потому на определенный период часть функций управления на многих территориях по-прежнему будет осуществляться областными органами. Закон о местном самоуправлении позволяет сегодня на основе соглашений между поселковыми и региональными властями передавать сверху вниз не все полномочия.

Журналистов также интересовал вопрос о возможности стимулирования региона в части дополнительного (к плану) сбора налогов. По словам Анатолия Бакулина, на этот вопрос на «круглом столе» в Совете Федерации представители регионов ответа не получили.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования