GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Кредитованию предпринимателей – гарантии государственного и муниципального имущества!

Подчеркнул актуальность законодательной инициативы Владимир Леонтович сообщением о том, что горячий интерес к проблеме облегчения доступа малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам проявили и участники общероссийской конференции «ОПОРЫ России», проходившей 10-11 июня в Волгограде. Дело, очевидно, в том, что удовлетворительного решения этого поистине животрепещущего вопроса пока не найдено. Хотя вариант прямого бюджетного кредитования и финансирования предпринимательских структур предусматривался принятым еще в 1995 году федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Однако за последующие годы стало ясно, что эта возможность не может быть реализована, поскольку при подобном распределении казенных средств неизбежна негативная роль субъективных факторов. Или, конкретнее, всем известных качеств российских чиновников.

Суть законопроекта заключается в том, что создается гарантийный залоговый фонд из активов, которые находятся в распоряжении Федерации, ее субъектов и муниципальных образований – естественно, с согласия соответствующих властных органов.

Допускается также возможность зачисления в этот фонд имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, на основе договоров с ними. В дальнейшем, если не возникнет проблем с возвратом кредитов, полученных под эти гарантии, с имуществом фонда ничего не произойдет, оно останется в полной сохранности. И лишь в крайнем случае его придется реализовать для удовлетворения требований кредиторов недобросовестного заемщика. Чтобы свести к минимуму риск подобного развития событий, особые требования будут предъявляться к уполномоченной компании, которой будет передано управление фондом. Оговорены важные условия: компания может приобрести такое право только по конкурсу, активы ей будут переданы не в собственность, а только в управление, которое будет совершенно «прозрачным», поскольку будет осуществляться под контролем со стороны государственных и общественных органов. Под эти активы уполномоченная компания будет привлекать финансовые средства путем получения банковских кредитов и выпуска собственных ценных бумаг в виде облигаций, которые сможет приобрести каждый желающий. Расширение числа участников кредитования бизнеса снижает связанные с этим риски, подчеркнул Владимир Леонтович.

Таким образом, вместо привычной модели отношений, возникающих при кредитовании бизнеса, когда в этом участвуют лишь две стороны – банк или иная кредитная организация, с одной стороны, и предприятие или конкретный предприниматель, с другой, предлагается новая модель, в которой появляется третья сторона, дающая банку гарантии возвращения выданных кредитов.

Владимир Леонтович сообщил, что к идее использования гарантийного залогового фонда для кредитования малого и среднего бизнеса с большим интересом отнеслись в Министерстве экономического развития. Хотя гарантийные залоговые фонды в ряде регионов уже существуют, они пока целиком в государственном (читай: чиновничьем) управлении.

Создание гарантийного залогового фонда призвано повысить активность в деле кредитования бизнеса не только банков, но и других организаций, выступающих на кредитном рынке. Ведь на сегодня на долю банковских денег приходится только 17% средств, которые используются в стране в качестве кредитов, отметил Владимир Леонтович. Другими источниками кредитных средств являются паевые фонды кредитных кооперативов, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.

Члены комитета высказали по законопроекту целый ряд замечаний. Станислав Сафонов указал на отсутствие в нем указаний на то, как будет оцениваться стоимость активов, зачисляемых в гарантийный залоговый фонд. Кроме того, необходимо, по его мнению, четко изложить механизм обращения привлеченных средств.

Владимир Леонтович пояснил, что разработчики законопроекта исходили из того, что, помимо закона о залоговом гарантийном фонде, будут затем подготовлены еще положения о конкурсе на право управления активами залогового фонда, об управляющей компании, об оценке активов – словом, целый пакет документов. А предлагаемый законопроект должен определить лишь общую концепцию всей деятельности на этом новом направлении. В ответ Станислав Сафонов предложил отложить рассмотрение законопроекта до представления всего пакета дополняющих его положений, поскольку пока депутаты имеют перед собой только «декларацию о намерениях». С ним согласились председатель комитета Павел Башелутсков и Георгий Козицкий.

Владимир Лобойко высказал соображение о необходимости запросить информацию о результатах применения гарантийных залоговых фондов в других регионах.

Председатель комитета по экономической политике Евгений Сорокин высказал принципиальное сомнение в целесообразности привлечения средств для кредитования малого и среднего бизнеса, указав на то, что так и не было найдено применение сумме, заложенной в областной бюджет прошлого года на поддержку малого и среднего бизнеса – 1900 тысяч рублей (хотя на этом же заседании данный факт был объяснен как результат неудовлетворительной работы управления по развитию предпринимательства областной администрации).

В итоге, члены комитета по малому и среднему бизнесу пришли к мнению о необходимости продолжения работы над законопроектом после представления всего пакета дополнительных документов.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования