GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Создание Гарантийно-залогового Фонда – Для Волгоградских Предпринимателей Только Начало Пути, По Которому Идет Мир

Наш корреспондент встретился с Игорем Юдиным накануне назначенного на 1 июля очередного заседания комитета по малому и среднему бизнесу областной думы, на котором было продолжено обсуждение этого законопроекта, и попросил его рассказать подробнее о работе над ним и о том значении, которое будет иметь новый закон.

– Игорь Геннадьевич, в какой стадии находится работа над законопроектом?

– Сейчас идет самое тяжелое: мы должны убедить депутатов в том, что предлагаемая нами процедура имеет право на жизнь, и что она принесет реальные результаты. При первом рассмотрении сразу же возникает такое возражение: создание страхового гарантийно-залогового фонда предполагает возможную утрату переданного в его состав имущества. Опять разбазаривание народного достояния! На самом деле речь идет о более тонкой и интересной финансовой процедуре, внедрение которой позволит максимально снизить риск такого события. Вообще надо пояснить, что получение любого положительного эффекта от предпринимательства на любом уровне, от государства до лотка на улице, ВСЕГДА сопряжено с риском. Без риска нет прибыли. НИКОГДА! Весь вопрос в снижении риска до разумного их соотношения.

Разрабатываемая процедура как раз и призвана снизить риски для всех участников процесса финансирования: и государства, и инвесторов, и потребителей финансовых ресурсов. Кстати, схема финансирования, помимо предпринимателей, предназначена и для решения других вопросов: инвестиций и покрытия неотложных нужд области. Для этого предлагается структура, которая будет состоять из самого страхового фонда и уполномоченной организации, которая будет управлять его активами. С этой целью подготовлены приложения к законопроекту, детально определяющие механизм действия закона. Это, в частности, положение о гарантийно-залоговом фонде, которое определяет, что фонд не является юридическим лицом – это просто некая совокупность имущества в виде записей на балансах формирующих его организаций. В состав фонда могут быть зачислены активы, принадлежащие Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям и даже частным лицам. Особо замечу, что права собственности на активы, как и права собственности на доходы по этим активам, государство и прочие владельцы не утрачивают. Они служат обеспечением для эмиссии ценных бумаг – облигаций, которую уполномоченная организация будет проводить для финансирования программ области. Невысокий номинал облигаций предполагается для того, чтобы сделать их более доступными для широкого круга заинтересованных лиц. При этом активы, хоть и принадлежат владельцу, но отделены на цели фонда, и риски по бумагам, выпущенным на активы фонда, в целом окажутся ниже, чем риски этих же активов, просто переданные в залог. Ценные бумаги будут распространяться среди инвесторов путем продажи на открытом рынке. Инвесторы – банки, предприятия, организации и частные лица – имеют возможность определить риски ценных бумаг, исходя из их обеспечения, и, следовательно, их доходность. Если риски невысоки, то и процентные ставки по кредиту можно сделать низкими. Полученные от продажи облигаций деньги уполномоченная организация выдает в виде кредитов. Получатели кредитов, в том числе и предприятия малого и среднего бизнеса, отрабатывают их, и выданные средства вместе с процентами возвращаются назад. На полученные доходы уполномоченная организация обеспечивает выплату по облигациям инвесторам.

– Что имеется в виду под термином «уполномоченная организация»?

– Организация, призванная управлять активами гарантийно-залогового фонда. Готовится положение об уполномоченной организации, содержащее, прежде всего, определение ее статуса: она должна быть некоммерческой. То есть ей запрещено иметь прибыль. Сколько денег она соберет, столько обязана и раздать, за вычетом небольших сумм, назначенных на ее содержание. Тем самым исключается возможность каких-либо злоупотреблений. Принципиальное значение имеет и следующее условие, определенное в положении: она обязана обеспечивать кредитование и финансирование социально значимых программ и проектов, не ставя своей задачей получение высоких доходов. Существенно и то, что уполномоченная организация должна избираться на конкурсной основе. В связи с этим, готовится специальное положение о порядке проведения конкурса.

– Какие же реально существующие или предусмотренные законом юридические лица могут отвечать требованиям, которые будут предъявляться уполномоченным организациям?

– Как показал анализ законодательной базы, в настоящее время проводить всю совокупность операций по предложенной схеме, не нарушая никаких законов, может только потребительское общество. Для всех иных структур возникнут проблемы, связанные, прежде всего, с получением лицензий. Если организация, не являющаяся потребительским обществом, осуществляет кредитование, она обязана иметь банковскую лицензию. Нужны разрешительные документы и на право осуществления операций с ценными бумагами и управления активами. Поскольку в настоящее время правом выполнения всей этой гаммы располагают только потребительские общества, именно среди них и будет проводиться конкурс. На территории области есть успешный опыт деятельности этих организаций.

– Речь идет о кредитных потребительских обществах?

– Не только. Кредитование – это тот вид деятельности потребительских обществ, который сейчас особенно заметен. А на самом деле они могут заниматься чем угодно. Например, строительством.

– А какие проценты по кредиту может установить потребительское общество? Известно, что у кредитных кооперативов они достигают 60% годовых…

– Не совсем так. Есть такое понятие: «лукавая цифра». На самом деле реально они получают 28-30%. Тут есть тонкости. Доходность, которая декларируется, – это, в действительности, некая расчетная величина. А если подсчитаем выплаченные деньги, то получим значительно меньше.

– Найдутся ли потребительские общества, которые проявят интерес к этому новому направлению деятельности?

– Несомненно.

– А в чем будет заключаться интерес для физических лиц в приобретении облигаций?

– В том, что они будут чрезвычайно надежны. Вообще надо понимать, что настали такие времена, когда доходность любых бумаг будет довольно долгое время ниже или равна инфляции. Сейчас, чтобы хотя бы сохранить деньги, ими надо управлять: покупать, продавать, перекладываться в более дешевые выпуски и т. д.

– Уже можно сказать, какой будет процент по облигациям, обеспеченным активами гарантийно-залогового фонда?

– Чем они надежнее, а это зависит напрямую от надежности и ликвидности активов фонда, тем меньше будет процент – «плата» за риск. Для меня было бы идеалом, если бы доходность по облигациям оказалась на уровне 7-8% годовых. Цифра определится при первичной продаже облигаций, когда инвесторы будут заявлять, под какой процент они хотели бы приобрести их.

– После принятия законопроекта предполагает ли «ОПОРА России» продолжить работу над законами, облегчающими условия кредитования бизнеса?

– То, что мы сейчас предлагаем в рамках готовящегося закона, – это частный случай секьюритизации активов (от одного из синонимов английского «security» – ценные бумаги).

Секьюритизация – это мост между денежным и фондовым рынками. Перспективы дальнейшей деятельности на этом направлении очень широки, поскольку секьюритизация позволяет предпринимателям решать колоссальное количество задач, не обращаясь ни к кому, не требуя ничего ни от государства, ни от банкиров. Я совершенно уверен в том, что наше начинание существенно более широко, чем то, что мы настоящее время прописываем в виде законопроекта. Мы создаем прецедент, который будет иметь широкое значение.

В чем состоит проблема? Экономике нужны кредитные ресурсы. А где можно взять деньги? Их, в принципе, можно занять в двух местах: в банке и на свободном рынке. Последний, как альтернатива банкам, – это фондовый рынок, на котором можно купить ценные бумаги, то есть стать инвестором. При этом есть возможность выбора: приобрести акции и стать совладельцем предприятия или купить облигации, то есть дать предприятию взаймы. Своеобразие нынешней ситуации заключается в том, что существующее законодательство, на котором отразился опыт дефолта 1998 года и иных неприятных событий, ориентирует инвесторов на максимально осторожные действия, неадекватные текущему моменту. Поэтому банки, страхуя иногда мнимые риски, и требуют от своих клиентов оформления ликвидного залога и (или) устанавливают высокую процентную ставку. В итоге деньги на рынок не идут. В этой ситуации мы предлагаем занимать деньги на свободном рынке. В принципе, финансировать любые проекты можно подо что угодно. У нас в области имеется огромное количество активов, то есть, попросту говоря, огромное количество денег, которые мы в настоящее время не имеем возможности взять по одной-единственной причине: мы не видим, как их можно взять. В чем прелесть предлагаемой нами схемы? Если мы на законодательном уровне достаточно «продвинем» соответствующую процедуру, то ею сможет пользоваться любой предприниматель, уже ни к кому не обращаясь, – ни к банку, ни к какому-то органу, имеющему активы. Эта схема хорошо отработана во всем мире, ею пользуются повсеместно.

– Как же предполагается перейти от решения частной проблемы к общей? Ведь для этого, видимо, нужна соответствующая законодательная и нормативная база…

– Нужен закон «О производных финансовых инструментах». Под последними понимаются ценные бумаги, которые выпускаются на другие ценные бумаги. Это, например, опционы или фьючерсы, выпущенные на облигации. Во всем мире рынок производных ценных бумаг значительно более емок, чем рынок просто ценных бумаг. Например, основная масса товаров, реализуемых в мире, представлена на рынке в виде фьючерсов и опционов.

– Определены ли пути решения «общей» задачи?

– Мы сейчас создадим прецедент решения более частной проблемы, и после этого, успешно работая в рамках нового закона, предприниматели и банки уже подошли бы к пониманию необходимости решения более общей задачи. То есть, упрощенно говоря, мы «зайдем с заднего крыльца»: явочным порядком введем новую схему, по которой будем работать, а потом на базе наработанного опыта – ставить вопрос о ее соответствующем законодательном и нормативном оформлении, тем более что закон «О производных финансовых инструментах» находится в Госдуме на доработке, и Центробанк сам торопит его принятие.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования