GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Анатолий Кращенко, вице-мэр Волгограда:

Об этом корреспондент «НДВ» беседовал с вице-мэром Волгограда Анатолием Кращенко.

– Анатолий Николаевич, чем вызвано отставание Волгограда по темпам промышленного производства от Волжского, области в целом и общероссийских показателей? Оно свидетельствует о серьезном кризисе?

– Не думаю, что здесь можно говорить о кризисе. Главную причину отставания промышленности города по темпам роста я вижу в том, что в прошлом году наши предшественники ею совершенно не занимались. Не до того было – политическая ситуация заставляла их тратить энергию совсем на другие цели. И нашей новой команде тоже нужно было определенное время, чтобы разобраться с делами.

Конечно, объяснить отставание можно и специфическими особенностями структуры промышленности Волгограда. Прежде всего, наличием крупных машиностроительных предприятий, переживающих нелегкие времена, – ВГТЗ, НПО «Баррикады», Волгоградского завода буровой техники… Машиностроительные заводы поменьше тоже испытывают значительные трудности, связанные с падением платежеспособного спроса на их продукцию, резким ростом цен на металл, тарифов на железнодорожные перевозки и энергию.

Сегодня главный прирост в промышленности обеспечивают черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, строительная индустрия. Поэтому города и регионы, где предприятия этих отраслей доминируют, оказались в выигрыше. Именно по этой причине, я считаю, что нас некорректно сравнивать с тем же Волжским или областью в целом. Тем более что наша «химия» заметно просела из-за чехарды с руководителями на ОАО «Химпром», затеянной Минимуществом, а крупнейшее нефтехимическое предприятие – «Волгограднефтепереработка» – оказалось на голодном пайке из-за сокращения поставок нефти.

Сразу же после прихода наша команда вплотную занялась промышленностью города. В частности, мы с мэром Евгением Петровичем Ищенко начали с тех предприятий, которые в короткие сроки реально могли обеспечить заметный прирост производства. Мэр добился встречи в феврале с президентом ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым и договорился с ним, что в 2004 году «Волгограднефтепереработка» получит 8,4 млн т нефти (почти на миллион тонн больше, чем в 2003).

Другой пример – с ОАО «Волгоградский завод технического углерода», у которого тоже были проблемы с сырьем. Используя свои дружеские связи с липецким «олигархом» Владимиром Лисиным, председателем совета директоров НМЛК, мэр помог эту проблему решить. Итог – более 40% прироста объема продукции за первое полугодие на заводе технического углерода.

Показатели первого полугодия мы определили еще в ноябре прошлого года, на заседании совета директоров предприятий и организаций города. И, как показала жизнь, определили правильно – не желаемые 8, а вполне реальные (с учетом сложившегося в 2002 году отставания города от области по темпам на 2%) 6%. Теперь нам предстоит решить следующую задачу – обеспечить прирост объемов промышленной продукции по городу за весь год на уровне 7%. А может быть, удастся и на 7,2%. Тогда вся Волгоградская область сможет выйти на показатель прироста 8%.

Не остаются у нас без внимания и предприятия, которые практически «лежат». Сейчас мы вместе с областной администрацией пытаемся сделать все возможное, чтобы поддержать начинания новой команды управленцев на Волгоградском тракторном. Там теперь новый, очень толковый, на наш взгляд, генеральный директор – Геннадий Студенский – реализует многообещающую программу. Надеемся, что, как и с гендиректором ЗКО Алексеем Фоменко, нам повезет с Геннадием Студенским на ВГТЗ.

– Каково ваше отношение к целесообразности сохранения государственной (в том числе и муниципальной) собственности на отдельные предприятия? Не лучше ли передать их все в частные руки?

– Думаю, вопрос о принадлежности предприятия не является принципиальным и не предопределяет его финансового состояния и положения на рынке. И государственные и частные предприятия вполне могут быть успешными. Все, на мой взгляд, зависит от того, кто стоит «у руля». Дело даже не столько в уровне менеджмента (хотя он и имеет важное значение), сколько в масштабе личности руководителя. Талантливый руководитель всегда найдет способы решения проблем предприятия и даже инвестиции сумеет привлечь.

В Волгограде приватизация предприятий прошла слишком быстро. И многие из них достались «не тем собственникам». Пошла волна спекуляций и смены владельцев, которая ничего хорошего большинству предприятий не принесла. Есть, конечно, положительные примеры заводов, которым с собственниками повезло – «Волгоградский алюминий», «Волгограднефтепереработка», «Каустик»... Но больше таких, кому повезло не очень. Примеры тому Волгоградский тракторный и металлургический завод «Красный Октябрь», на которых владельцы и менеджеры сменялись несколько раз.

Считаю, что при подборе руководящих кадров, в особенности для крупных градообразующих предприятий, городские и областные власти должны играть более активную роль. Нам не безразлична судьба городских предприятий и не все равно, кто будет ими руководить.

Надо отметить, что многие новые собственники предприятий это понимают и согласовывают свои решения с властями. И наше решительное «нет» может заставить владельца предприятия задуматься о разумности своих действий. Я знаю, что такая же практика в ходу и в других регионах – в Ростовской области, в Краснодарском крае.

В связи с этим, считаю, что плохая ситуация на отдельных предприятиях – результат просчетов не только их менеджеров и владельцев, но и представителей власти на всех уровнях. Мы все виноваты в том, что где-то рабочие не получают вовремя зарплату, а предприятия не платят налогов.

– А есть ли у городских властей какие-либо реальные «рычаги» воздействия на собственников? Есть ли примеры участия частных предприятий в решении важных для города проблем?

– Наши интересы во многом совпадают с интересами владельцев предприятия и менеджеров. Им нужна прибыль от производства, и нам она нужна для расширения налогооблагаемой базы. Они хотят закрепить квалифицированные кадры и для этого готовы повышать работникам зарплату, участвовать в городских ипотечных программах. И мы хотим, чтобы зарплата на предприятиях росла, а вместе с нею и подоходный налог. Кстати, на многих предприятиях Волгограда средняя зарплата увеличилась за прошедшие полгода на 15% и более.

Им необходимо увеличивать масштабы производства, чтобы снижать себестоимость продукции. И нам это нужно для обеспечения роста валового продукта, создания новых рабочих мест.

Хотя, конечно, есть и несовпадение интересов в отдельных пунктах, но мы стремимся их решать с учетом интересов всех сторон. Взять, к примеру, ту же проблему создания крупными предприятиями торговых домов за пределами области с целью сокрытия от налогообложения части прибыли – мы ее видим, и тех, кто зарывается, останавливаем.

Вас интересует, как? Для любого предприятия очень важно иметь хорошие отношения с местной и областной властями. Репутация, имидж немало стоят. Те, кто наши требования игнорирует, рискуют получить весьма нелестные характеристики, могут столкнуться с публичной оглаской отдельных сторон своей неприглядной деятельности. Этого никто не хочет.

В результате переговоров с менеджерами и владельцами предприятий города нам удается привлекать их к решению важных для всех горожан проблем. В качестве примера могу назвать проблему озеленения. Весной на совете директоров предприятий и организаций Волгограда мы решили сообща высадить за год не менее 50 тысяч деревьев и кустарников. Фактически за полгода их было высажено 52 тысячи, а до конца года посадим еще 25 тысяч. Разве мы могли бы сделать такую работу за счет средств городского бюджета?

Другой пример – участие предприятий Красноармейского района Волгограда в благоустройстве бульвара Энгельса. Сегодня на этом бульваре за счет средств предприятий района выполняются работы по мощению, устройству фонтанов и клумб, зон отдыха. Общие затраты на благоустройство составят не менее 30 млн рублей. И в работах на Аллее Героев в центре города ряд предприятий и организаций принимает долевое участие.

Хочу подчеркнуть, что речь не идет о шантаже или каком-то насилии. Просто нам удается доказать руководителям предприятий, что работы по благоустройству городской территории отвечают и их интересам.

– Известно, что при согласованном взаимодействии нескольких предприятий возможно умножение их конкурентных преимуществ к общей выгоде. В свое время вы предпринимали определенные меры по формированию в городе таких объединений разнородных предприятий по технологическому принципу. На какой стадии эта работа сегодня?

– Действительно, я занимался этой проблемой. К сожалению, по ряду объективных причин работу по созданию таких объединений, начатую несколько лет назад, закончить так и не удалось. Сегодня мы к ней снова поворачиваемся лицом. Речь идет о производственной кооперации таких предприятий, как металлургический завод «Красный Октябрь», НПО «Баррикады», Волгоградский сталепроволочноканатный завод.

К этой группе примыкают и Волжский трубный, и Волжский подшипниковый. Все эти предприятия могут быть связаны по сырью и полуфабрикатам. Конечным продуктом объединения я вижу волжский подшипник, изготовленный из трубы, заготовку для которой из стали ШХ-15 поставляет на ВТЗ завод «Красный Октябрь».

ВМЗКО и «Баррикады» могут во многих отношениях эффективно дополнять друг друга. «Красный Октябрь» в состоянии выплавлять такие слитки качественной стали, которые больше нигде нельзя заказать. Но многим потребителям нужны поковки из этих слитков, которые делают только на «Баррикадах» – там имеется для этого уникальное оборудование. Спрос на них и в России, и в мире огромный.

Я участвую сегодня в практическом решении проблем, возникающих при организации такого сотрудничества. Вот одна из них: горячие слитки с «Красного Октября» необходимо доставить на «Баррикады» на специальных железнодорожных платформах не более чем за 2 часа. Тогда их не придется нагревать повторно. Думаю, что все проблемы будут решены до конца текущего года, и взаимодействие двух рядом расположенных предприятий будет налажено.

Есть и другие варианты. До недавнего времени на Волгоградском сталепроволочноканатном заводе жизнь чуть теплилась. Мы помогали ему, чем могли. В частности, в передаче муниципалитету обременяющих его объектов социальной сферы. Но тогдашние владельцы завода так и не смогли решить всех заводских проблем.

Сейчас, я в этом уверен, положение на предприятии должно быстро измениться к лучшему, потому что хозяином его стал один из крупнейших российских металлургических комбинатов – «Северсталь». Это значит, что с сырьем у ВСПКЗ теперь проблем не будет. Но при его взаимодействии с «Красным Октябрем» можно добиться еще большего.

ВМЗКО может поставить канатному заводу катанку из нержавейки, что позволит волгоградским канатчикам начать выпуск высококачественного металлокорда для Волжского шинного и ряда других потребителей. Я уже не говорю о выпуске канатов из нержавеющей проволоки, на которые всегда есть высокий спрос.

У нас есть и другие программы, над которыми ведется работа. Например, о волжских автобусах хорошо знают не только в нашей области. Но вот доля узлов и деталей местного производства в них пока еще не очень велика. Ее увеличение будет означать рост загрузки предприятий города и области.

Кроме больших волжских автобусов, есть еще и волгоградские. Я имею в виду микроавтобусы, которые собирают на Волгоградском троллейбусном заводе. Эти двадцатитрехместные машины не слишком отличаются по габаритам от «Газелей», но обеспечивают пассажирам гораздо больше комфорта и безопасности. К тому же, они оснащаются дизельным двигателем.

Этим машинам предстоит еще долгий путь совершенствования, но, в конце концов, они могут существенно потеснить «Газели» на городских магистралях. Я думаю, что на наше автобусное производство смогут работать многие машиностроительные предприятия Волгограда и области.

– Существует ли программа повышения эффективности работы промышленности Волгограда на ближайшие несколько лет? Каковы ее общие параметры?

– Такая программа у нас есть. Ее параметры определил президент России – она должна обеспечить удвоение валового регионального продукта до 2010 года. Увеличение выпуска продукции полностью отвечает интересам городской администрации – мы сможем увеличить доходную базу бюджета.

В соответствии с этой программой, нам предстоит на многих предприятиях вернуть объемы производства на уровень, соответствующий их проектным мощностям. Полагаю, что это получится на «Красном Октябре», «Волгоградском алюминии». Можно «подтянуть» Волгоградский завод буровой техники, «Волгограднефтемаш», судостроительный (у него есть проблемы с цикличностью запуска заказов).

Ряд «проблемных» ныне предприятий необходимо вывести из этой категории. Я имею в виду, прежде всего, Волгоградский тракторный завод. Программа нового генерального директора предприятия Геннадия Студенского предусматривает выход в следующем году на производство 3400 тракторов, что выше «точки безубыточности». Важно, что трактора 2005 года будут более совершенными, чем все еще выпускаемые ныне «ДТ-75».

Уверен, скоро существенно улучшится положение и на ОАО «Химпром», благодаря активной деятельности его нынешнего генерального директора Алексея Козлова. Думаю, что предприятие в ближайшее время станет доминировать на российском рынке средств защиты растений и борьбы с вредителями. У «химпромовцев» есть и другие многообещающие проекты.

Обязательно развернутся программы «Волгоградский троллейбус» и «Волгоградский автобус». Надеюсь, что у нас скоро появится и новый завод стеклянной тары, построенный с участием иностранных инвесторов.

Но, пожалуй, главные надежды мы возлагаем на реализацию программы по производству магния и брома из волгоградского бишофита. Основания для этого есть: проблемой заинтересовался глава концерна «СИБАЛ» Олег Дерипаска. Концерну нужен дешевый магний для производства современных авиационных сплавов, и у него есть планы по созданию предприятия в нашей области в ближайшие 3 года.

Есть отработанная технология получения магния из раствора солей, созданная еще советскими специалистами и используемая сегодня в Израиле. В настоящее время разрабатывается ТЭО проекта предприятия, строительство которого оценивается в $ 400 млн. Даже если оно будет создано не в Волгограде, а в области, то обязательно скооперируется с «Химпромом» и другими городскими заводами, что положительно скажется на бюджете областного центра.

– Рост промышленного производства в городе окажет негативное воздействие на экологическую обстановку. Какое внимание уделяет этой проблеме городская администрация?

– Об экологии мы не забываем. И уже немало сделали. В частности, провели ревизию экологически вредных производств и инициировали ряд программ по улучшению экологической ситуации. Экологии было посвящено и одно из заседаний совета директоров предприятий и организаций Волгограда.

Сегодня реализуются экологические программы «Красного Октября», «Волгограднефтепереработки» и «Каустика». Могу обрадовать жителей Краснооктябрьского района: шлейфы желтого дыма над трубами «Красного Октября» исчезнут уже в первом квартале следующего года. Владельцы завода вкладывают более $ 5 млн в современную газоочистку.

Волгоградцы часто и поделом ругают «Волгоградский алюминий» – главного загрязнителя атмосферы в северной части города. Здесь тоже наметились серьезные сдвиги: алюминьщики перешли на использование глинозема, не содержащего вредных примесей, и реализовали комплекс мер по снижению выбросов в атмосферу потенциально опасных веществ.

Администрация города на паях работает с ЗКО над утилизацией ливневых стоков, попадающих в Волгу. В начале следующего года мы начнем строить очистные сооружения для стоков из двух городских районов и промстоков ЗКО. После реализации проекта в Волгу ничего не будет сбрасываться, а завод полностью перейдет на замкнутую систему водоснабжения.

В следующем году планируется завершить строительство канализационного коллектора по переброске сточных вод из Советского района города на очистные сооружения на острове Голодный. Ведется работа и по решению проблемы утилизации стоков из Кировского района.

Комплекс намеченных мер позволит нам развивать в Волгограде как промышленное производство, так и жилищное строительство, не нанося дополнительного ущерба природе.

Однако сегодня основным источником вредных выбросов становится автотранспорт. Здесь есть только один кардинальный способ решения проблемы – вынос автомагистралей за городскую черту. В этом направлении мы тоже работаем, и, возможно, скоро появятся участки 3-ей Продольной магистрали с платным проездом, поскольку в строительстве дороги будут принимать участие частные инвесторы.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования