GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Рост энерготарифов не обгонит инфляцию

Потребителям, конечно, очень важно знать: насколько и почему. Ответы на эти вопросы и пытался дать Игорь Кожуховский. А вместе с ним – представители новых региональных энергокомпаний, принимавшие участие в селекторной пресс-конференции наряду с журналистами.

Уместно напомнить, что работа по утверждению энерготарифов на 2006 год должна быть завершена в ноябре-декабре. Тарифы теперь во всех регионах устанавливаются отдельно для генерирующих и распределительных сетевых компаний (в Волгоградской области это делается со второго полугодия 2005 г.). А также для энергосбытовых и инфраструктурных организаций (диспетчерского управления, федеральной сетевой компании).

Предполагается, что это позволит сделать процесс тарифообразования более прозрачным и обеспечит стимулирование сокращения собственных затрат для каждой компании. Что же касается потребителей энергии, то они, по словам Игоря Кожуховского, «не должны почувствовать» всех этих процессуальных изменений.

Тарифы для электростанций, поставляющих электроэнергию на оптовый рынок, цену продажи ее на рынке и тарифы инфраструктурных организаций устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Региональные службы по тарифам (РСТ) определяют плату за передачу электроэнергии по региональным электрическим сетям и результирующие тарифы для конечных потребителей.

Ключевым принципом РАО «ЕЭС России» при формировании энерготарифов Игорь Кожуховский назвал сохранение темпов их роста ниже уровня инфляции. Впервые энергетикам удалось добиться этого в 2004 году и с тех пор это условие ими выдерживается. Начальник департамента экономической политики РАО подчеркнул, что никакая другая естественная монополия в России этого не делает.

И в доказательство привел сравнительные данные: цены на газ в 2005 году по сравнению с 2004 выросли на 30%, тарифы на железнодорожные перевозки – на 20%, а тарифы на электроэнергию – только на 9,2%. А между тем, энерготарифы прямо зависят и от цен на газ, и от железнодорожных тарифов, и от еще более быстро растущих цен на мазут, уголь, металл…Тарифы на электроэнергию растут гораздо медленнее, чем тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Отвечая на вопросы журналистов из регионов, Игорь Степанович разъяснил, за счет чего РАО «ЕЭС России» удается в таких условиях сдерживать рост тарифов на свою продукцию: только за счет сокращения собственных издержек. По его данным, в 2004 – 2005 годах реализация программы их снижения позволила холдингу сэкономить около 7 млрд. рублей.

Но если ранее главными факторами экономии были организационно-технические преобразования, то основным направлением работ по снижению издержек РАО в 2006 году будет оптимизация использования мощностей генерирующих компаний. Загрузка наиболее эффективных электростанций будет увеличиваться, а устаревших, имеющих низкий кпд, снижаться.

В перспективе, на сокращение издержек энергетиков будет работать конкуренция между генерирующими компаниями и отдельными электростанциями. А пока используются, в основном, «внутрикорпоративные методы».

Еще один принцип тарифной политики – постепенная ликвидация так называемого «перекрестного субсидирования» во всех регионах. В 2005 году населением России будет потреблено около 110 млрд. кВтч. электроэнергии. Плата же за нее составит 100 млрд. рублей, что соответствует 60% ее фактической стоимости. Разницу энергетики получат с других потребителей (в первую очередь – с промышленных предприятий) за счет более высоких тарифов, установленных для них.

«Перекрестка» является тяжким бременем для российской промышленности и бюджетных организаций. Она, в ряде случаев, делает неконкурентоспособной продукцию предприятий, препятствует их модернизации, не дает возможности повышать заработную плату работающим.

В целях устранения «перекрестки», ФСТ устанавливает тарифы на электроэнергию для населения с более высоким ежегодным ростом, нежели для промышленности. В 2005 году рост тарифов для населения составил 19%, тогда как для промышленности он был на уровне 5%. В среднем по стране в 2006 году ожидается примерно такое же соотношение темпов роста энерготарифов.

Такая политика ФСТ и энергетиков позволит сократить объем перекрестного субсидирования в 2005 году на 12%, а в 2006 – еще на 14%. К 2009 году проблема «перекрестки» в целом по России должна быть полностью решена. При этом государству придется создавать механизм выдачи субсидий, что поможет малоимущим сравнительно безболезненно перенести выравнивание тарифов.

Один из способов решения проблемы «перекрестки» – повсеместное введение «социальной нормы энергопотребления». В пределах этой «нормы» оплата электроэнергии будет идти по льготному тарифу, а при превышении ее – по экономически обоснованному. Готовится соответствующий проект постановления Правительства РФ «О мерах по реализации социальной политики в сфере потребления электроэнергии».

Тарифная политика энергетиков учитывает также и приоритеты «Программы надежности ЕЭС России», определяющей необходимые инвестиции в интересах энергобезопасности всех потребителей.

Игорь Кожуховский назвал установленные на 2006 год пределы возможных изменений тарифов на электрическую и тепловую энергию в регионах. Так, среднеотпускной тариф на электроэнергию в следующем году может быть повышен не менее чем на 3,1% и не более чем на 7,5% (до 96,5 коп. за кВтч.). Тариф для городского населения может увеличиться максимум на 25%, а для промышленности – на 14%.

После завершения селекторной пресс-конференции, на вопросы журналистов в студии отвечали представители региональных энергокомпаний. Руководитель дирекции по экономике и финансам «Волгоградской генерации» – филиала «ТГК-8» Александр Никифоров отметил, что в условиях области оптимизация издержек в его компании будет сводиться в 2006 году к определенному ограничению выработки электроэнергии, что автоматически приведет к некоторому повышению ее себестоимости. Впрочем, региональные потребители этого не заметят, поскольку энергия в область будет поступать с оптового рынка.

«ТГК-8» не намерена стимулировать, по его словам, увеличение потребления тепловой энергии (что ведет к росту выработки электроэнергии и улучшению экономических показателей ТЭЦ – ред.) за счет снижения соответствующих тарифов. Но готова заключать с потребителями соглашения, переходить на двухставочный тариф и, в случае превышения ими установленного лимита потребления, отпускать им сверхплановое тепло по более низкой цене.

Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам ОАО «Волгоградэнергосбыт» Максим Иванов подчеркнул, что удельный вес его компании в конечном тарифе для потребителя очень невелик – всего 2,66%. Свою главную задачу сбытовики в 2006 году видят во всемерном снижении издержек, что обеспечивает увеличение средств, которые можно использовать для технического переоснащения компании и дальнейшего повышения ее эффективности.

Снижение всех видов потерь считает основной задачей региональной сетевой компании ОАО «Волгоградэнерго» и заместитель ее генерального директора по экономике и финансам Сергей Смирнов. Соответствующие технические и организационные мероприятия включены в «Программу снижения потерь». По заявлению Сергея Смирнова, реализация этой программы позволила сократить в 2005 году издержки производства на 100 млн. рублей.

В ОАО совместно с областными и городскими властями разработана также программа надежного функционирования и развития энергетики области. Ее основы заложило соглашение между губернатором Волгоградской области Николаем Максютой и председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования