GISMETEO: Погода по г.Волгоград
“Вечность” по сходной цене, с отсрочкой платежа

Есть еще одна особенность у металла как товара: его потребление является и объективным показателем степени промышленного развития территории, и мерилом текущего состояния ее экономики.

Рынок металлопроката – среда, по определению, рисковая, связанная с огромными денежными потоками. Мы решили попытаться проанализировать ситуацию на региональном сегменте этого рынка в связи с пожеланиями наших читателей, несмотря на почти полную его информационную непрозрачность и значительную нестабильность.

<br> <h2 class=h>Региональный рынок металла в разрезе</h2>

Повышенный интерес, который проявляют к Волгограду и металлоторговцы, и производители металла, связан с тем, что Волгоградская область является одним из крупных промышленно развитых регионов. Среди нескольких тысяч потребителей металла здесь есть и большие машиностроительные предприятия, и заводы стройиндустрии, и строительные фирмы, и небольшие мастерские, и предприятия коммунального хозяйства…

По нашим оценкам, ежегодное потребление металла предприятиями области сегодня находится в диапазоне 240-270 тысяч тонн, что соответствует обороту в 3,6-3,7 млрд рублей. Как отдельный сегмент можно рассматривать рынок труб, годовое потребление которых оценивается в 80 тысяч тонн.

Много это или мало? По сравнению с уровнем потребления в “лучшие времена” – это очень мало. Но, с другой стороны, “лучшие времена” давно прошли и возврат к ним невозможен. “Лучшие времена” – это пора бурного индустриального развития и развертывания множества строек. Они закончились и для большинства стран Западной Европы, в которых наступила “постиндустриальная эпоха”.

Для постиндустриального общества существует некая оптимальная норма потребления металла, которая, по расчетам специалистов, составляет 360-380 кг в год на человека. (Для сравнения: в бурно развивающихся Гонконге, Сингапуре и Южной Корее она составляет соответственно 1200, 680 и 800 кг в год на человека).

Если по нормам для постиндустриального общества рассчитать оптимальное потребление металлопроката для Волгоградской области, то окажется, что оно должно составлять не менее 1 млн т. в год. Фактически область потребляет в 4 раза меньше, и это объективно, на наш взгляд, характеризует нынешнее состояние ее экономики.

Таким образом, региональный рынок имеет значительные резервы роста. Нужны лишь подходящие условия для того, чтобы потребление металла стало быстро расти.

В области есть свои производители проката: ОАО “Волгоградский металлургический завод “Красный Октябрь”, ОАО “Волжский трубный завод”, Волгоградский трубный завод (ОАО “ВЭСТ-МД”), волжский “Профиль-Акрас” и некоторые другие небольшие предприятия. Но, разумеется, львиную долю металла (около 90%) крупным потребителям области поставляют напрямую гиганты “большой металлургии”, находящиеся в других регионах – Магнитогорский меткомбинат, “Северсталь”, Новолипецкий меткомбинат и др.

На региональном рынке металлопроката действует порядка 30 металлоторговцев. Из них крупных трейдеров – около десятка. Остальные – средние и совсем мелкие посредники, получающие свою маржу лишь в случае реализации удачных сделок при существенной разнице между ценами покупки и продажи металла.

Лидером среди металлотрейдеров области является АО “САКСЭС”, работающее здесь с 1992 года. У него широкая номенклатура (более 100 укрупненных позиций) товаров, собственные хорошо оборудованные склады металлопродукции в Волгограде и Астрахани, солидный специализированный автопарк. В ближайшее время будет введен в эксплуатацию еще один склад фирмы – в Волжском.

Гибкая ценовая политика, комплекс бесплатных услуг для клиентов, давние деловые связи с крупными потребителями и поставщиками металла позволяют “САКСЭСу” чувствовать себя на региональном рынке вполне уверенно.

На второе место большинство металлоторговцев поставили ЗАО “Волгоградский металл” – дочернее предприятие “Южной металлургической компании”. Кроме волгоградского, у этой компании есть еще 7 филиалов в крупных российских городах. “Волгоградский металл” работает на региональном рынке всего 2,5 года, но уже сумел оттянуть на себя значительную часть потребителей металлопроката. Один из его “козырей” – очень широкая номенклатура проката (более 400 укрупненных позиций).

За третье место состязаются ОАО “Инпром” и ООО “Лаверна”. “Лаверна” уже около 5 лет работает на волгоградском рынке, но выдвинулась вперед сравнительно недавно. Хотя у этой компании тоже широкая номенклатура проката, особый упор она делает на трубную продукцию. В ее арсенале и комплекс услуг для покупателей, в том числе бесплатных. Общее количество клиентов у “Лаверны” – около 1000.

ОАО “Инпром” на региональном рынке 1,5 года. Его головной офис – в Таганроге. Фирма является дилером Тагмета и НЛМК. Кроме того, у нее давние связи с производителями проката на Украине. Вероятно, относительная дешевизна украинского металла дает “Инпрому” некоторые конкурентные преимущества.

У “Инпрома” в Волгограде есть собственная производственная база и склад металлопроката, номенклатура которого насчитывает порядка 26 позиций. Клиентам предлагается не только комплекс услуг (в основном, платных), но и возможность заказать профнастил, любые металлоконструкции. По словам менеджеров этой компании, она работает не только с крупными и средними потребителями, но и не отказывается от мелких заказов, поступающих от частных лиц.

К числу крупных металлоторговцев области относят также “Тирус-Юг”, “Метрис”, “Сталепромышленную компанию”. В первой десятке сегодня и ООО “РиЛмет”, который уже 5 лет поставляет прокат 150 наименований самым различным потребителям. Среди его клиентов и Волгоградский судостроительный завод, покупающий по 1-2 вагона металлопроката в месяц.

Хорошо известна потребителям и одна из четырех фирм области, поставляющих профнастил – ООО “Волга-Профиль”. Компания изготавливает и поставляет строителям 10 видов профнастила, используемого для перекрытия складов, ангаров, магазинов и других объектов.

<br> <h2 class=h>У покупателей металла проблема только одна – деньги</h2>

Крупные машиностроительные предприятия потребляют, по имеющимся у нас данным, около 80% всего металла, поступающего в область. К числу особо металлоемких производств можно отнести ОАО “Волгограднефтемаш”, “Волгоградский судостроительный завод”, “Волгоградский завод буровой техники”, “Волгоградский тракторный завод”, ФГУП ПО “Баррикады”. Существенно меньше потребляют ОАО “Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей”, “Волжский подшипниковый завод”, “Волгоградский моторный завод”, “Волгоградский завод оросительной техники”, “Волгоградский завод газовой аппаратуры” и некоторые другие предприятия.

Значительное количество труб в регионе покупают дочерние предприятия ОАО “Газпром” (в том числе “Волгоградтрансгаз”), “Транснефть” и подразделения нефтяных компаний.

20% реализуемого проката приходится на долю строительных компаний, заводов стройиндустрии, предприятий коммунального хозяйства и др. отраслей.

У крупных потребителей в общем объеме потребляемого металла до 90% приходится на поставки с крупных металлургических предприятий по прямым договорам – это для них и дешевле, и удобнее. К трейдерам крупные предприятия обращаются в случае необходимости – при возникновении срочной или незапланированной потребности в каком-то виде проката. При этом надобности в дополнительных услугах трейдеров (резка металла, доставка и пр.) у них нет.

Металлургические комбинаты поставляют металл предприятиям области, как правило, на условиях предоплаты. С местными трейдерами у потребителей отношения иные: они поставляют товар с отсрочкой платежа либо с оплатой по факту получения. Отсрочка необходима потребителям для того, чтобы провести проверку качества металла, полученного от трейдеров.

Средние и мелкие предприятия за металлом на комбинаты не обращаются. У них недостаточно оборотных средств для оплаты сырья, да зачастую они и сами не знают, что и когда им понадобится и когда они будут в состоянии оплатить поставки. Кроме того, им очень необходимы услуги трейдеров по резке и доставке металла, формированию “сборных” вагонов.

Как оценивают потребители ситуацию на региональном рынке металла? Общее мнение – никаких проблем с приобретением любого проката сегодня нет, как нет и дефицита. Нужны лишь деньги. Металлурги сегодня готовы удовлетворять самые разнообразные потребности, идут на формирование “сборных” вагонов, лишь бы удержать клиентов. Единственное, чего хотелось бы потребителям – это расширение ассортимента на складах дилеров и трейдеров, особенно в части сортового проката.

Однако нынешнее положение дел в машиностроительном комплексе области оптимизма не вызывает. Из числа крупных предприятий сегодня выпуск продукции наращивают только “Волгограднефтемаш”, Волжский подшипниковый завод и Волгоградский судостроительный. Относительно стабильна ситуация на заводе тракторных деталей и нормалей, потребляющем около 15 тыс т металла ежегодно. На заводе буровой техники, тракторном, моторном, на “Баррикадах” – “жизнь еле теплится”.

Никакого “бума” нет и у строителей: заказы на массовое жилье отсутствуют, а объемы строительства элитного жилья и крупных магазинов сокращаются.

И хотя объем промышленного производства в регионе в прошлом году и вырос, по предварительным оценкам, на 5%, этот прирост не помог большинству волгоградских металлотрейдеров. Объем продаж металла в 2003 году удалось увеличить только тем из них, кто сумел отнять клиентов у конкурентов или вышел с предложением проката за пределы области.

И все же, с учетом того, что на 2004 год в промышленности области прогнозируется рост объемов производства на 14%, региональный рынок металла можно считать растущим.

<br> <h2 class=h>Металлоторговцы вытесняют посредников</h2>

Каковы тенденции регионального рынка металла? Пожалуй, наиболее характерной можно считать поляризацию среди торговцев. Они все более четко разделяются на металлоторговцев и чистых посредников. Время последних, зарабатывавших только на спекуляциях с металлом, на махинациях с бартером, безвозвратно уходит.

Растет предложение металла, исчезает дефицит и резко снижается маржа продавцов. За несколько последних лет она снизилась, по нашим данным, с 10-12% до 2-3%. Выжить в таких условиях могут только достаточно крупные организации, которые в состоянии компенсировать снижение маржи увеличением оборота. А для этого нужно проводить гибкую ценовую политику, расширять ассортимент, наращивать набор услуг для клиентов.

В том, что состав продавцов металла очень нестабилен, можно убедиться, заглянув в волгоградский телефонный справочник, переиздаваемый ежегодно. Сегодня очень многие организации, упомянутые в разделе “Торговля металлом”, либо прекратили существование, либо перешли на торговлю другим товаром. И в то же время многие крупные новые металлоторговцы в справочнике вообще отсутствуют. В целом за последние 2 года с рынка металла ушло ориентировочно около 20 организаций-продавцов.

Еще одна тенденция – обострение конкуренции между продавцами. Об этом можно судить даже по возрастанию степени информационной закрытости. Два года назад менеджеры компаний-металлоторговцев были гораздо более открытыми и словоохотливыми. Они охотно сообщали сведения о годовом обороте фирм, о складских остатках… То есть, о том, что сегодня считается совершенно конфиденциальной информацией и даже “коммерческой тайной”.

Постепенно растет доля металлопроката, потребляемого средними и мелкими предприятиями – теми, кого сегодня относят к сфере малого и среднего бизнеса. В перспективе она может составить до 30% от общего потребления металла в регионе.

Эта категория потребителей остро нуждается в дополнительных услугах со стороны металлоторговцев, поскольку, как правило, у них нет заготовительных производств, не хватает специального оборудования. И те, продавцы, которых можно назвать настоящими металлоторговцами, охотно идут им навстречу.

Сегодня фактически создается новая отрасль индустрии, в функции которой входят обеспечение предприятий других отраслей разнообразной металлопродукцией под заказ, резка и подготовка проката для использования в конкретном производстве, его транспортировка и даже изготовление отдельных металлоизделий по заявкам потребителей. И наибольшего коммерческого успеха в новом деле будет добиваться тот, кто сможет удовлетворять самые разнообразные потребности клиентов быстро, качественно и за разумную цену.

Многие крупные фирмы в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале создают так называемые металлосервисные центры, способные реализовать такие функции. По этому же пути идут и некоторые волгоградские металлоторговцы, в частности, “САКСЭС”. Другие, ориентируясь на определенную группу потребителей, создают собственные производственные базы и занимаются, например, профилированием листового металла, изготовлением коробов, стоек, монтажных заготовок и т.п.

Каковы перспективы регионального рынка в 2004 году? Видимо, можно прогнозировать дальнейший рост предложения металла в связи с тем, что основной сегодняшний “кормилец” российской черной металлургии – Китай объявил 14 января о введении заградительных пошлин для российского и украинского проката. Вполне возможно, что это приведет к некоторому снижению цен на металл на внутреннем рынке и, обязательно, к дальнейшему снижению маржи металлоторговцев, обострению их конкуренции.

Очевидна новая волна активизации торговых домов крупных металлургических предприятий – они будут пытаться отнять у трейдеров и те объемы поставок, которые они сегодня еще осуществляют крупным потребителям. Собственно, процесс этот уже идет.

Среди приемов, которые предполагают использовать изготовители проката, можно назвать кооперацию в части складской деятельности под лозунгом “Наш склад – ваш склад”. При такой кооперации потребитель частично оплачивает изготовление заготовок из металла тех марок, в которых он систематически нуждается, и их хранение на складе металлургического комбината. При появлении необходимости в определенном виде проката из такой стали металлурги оказываются в состоянии в очень короткие сроки выполнить заказ.

Дальнейшее развитие металлоторговли, по прогнозам специалистов, может привести и к созданию российской “электронной биржи металла”, которая существенно облегчит жизнь большинству потребителей.

<br>

<i>Редакция “НДВ” благодарит Волжский филиал торгового дома “Трубной металлургической компании” за помощь при подготовке материала.</i>



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования