GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Две точки зрения на ситуацию с энерготарифами

На заседании правления РЭК и на пресс-конференции накануне утверждения тарифов на 2004 год председатель правления РЭК Петр Секретов четко обосновал свою позицию и сформулировал претензии к энергетикам, настаивающим на увеличении энерготарифов на запредельную величину.

Зная об установленном правительством ограничении роста в 14–15%, они подали предложения по 20–25-процентному росту энерготарифов. При этом суммарные затраты энергосистемы превышали те, которые эксперты РЭК посчитали обоснованными, почти на миллиард рублей.

Несмотря на разговоры о предельном износе энергетического оборудования, ОАО “Волгоградэнерго”, как показали отчетные данные, не использовало по назначению заложенные в тарифы 2002–2003 годов средства на капремонт в размере порядка 1 млрд. рублей. При этом стоимость отпущенной потребителям энергии, к примеру, за один год составляет около 8 млрд. рублей. По закону, если энергосистема использовала средства, заложенные в тариф, не по назначению, то они (то есть средства, уже оплаченные потребителями в прошлом году) являются источниками покрытия расходов на эти цели в следующем году. Сколь же еще нужно заложить в тарифы средств на ремонт, чтобы энергетическое хозяйство наконец было бы отремонтировано.

Использует “Волгоградэнерго” не по назначению и другие средства. В частности, на текущий год РЭК были заложены в тарифы средства на страхование имущества в объеме около 100 млн. рублей. Если бы имущество ОАО было застраховано, значительную часть убытков от весеннего паводка погасили бы страховые компании. Но деньги на страхование своевременно не были перечислены. Не попали по назначению и 106,3 млн. рублей, заложенные в тарифы и предназначенные для перечисления в областной фонд энергосбережения.

По оценке Петра Секретова, фактически 10% доходов энергетиков за 9 месяцев 2003 года использованы не по назначению.

Отчетные данные энергетиков за 2003 год показали, что экономия по топливу у них составила около 400 млн. рублей. Специалисты РЭК понимают, что сжечь топлива на такую сумму за последний месяц года ТЭЦ области вряд ли смогут. Вместе с тем регуляторы тарифов эту экономию не трогают, оставляя эту сумму для пополнения оборотных средств предприятия. Поэтому разговоры о том, что РЭК снимает сэкономленные средства у энергосистемы, не имеют под собой реальной почвы.

Сегодня в области, кроме ОАО “Волгоградэнерго”, появились еще несколько энергоснабжающих организаций. Полезный отпуск энергии у ОАО регулярно сокращается и в результате вывода на ФОРЭМ крупных энергоемких предприятий. Только из-за ухода Волгоградского алюминиевого завода отпуск энергии сократился на 2,5 млрд. квт•ч (первоначально, до вывода на ФОРЭМ ряда предприятий области, отпуск энергии был на уровне 17 млрд. квт•ч).

Произошло также выделение из состава “Волгоградэнерго” ряда подразделений, занятых “непрофильным бизнесом”. Логично, что за снижением выпуска продукции следует снижение издержек предприятия, в том числе и затрат на персонал. Однако эксперты РЭК не отметили сколько-нибудь существенного снижения затрат на содержание управленческого аппарата. Напротив, расходы по этой статье и численность управленцев растут. Руководство “Волгоградэнерго” объясняет это необходимостью создания специальных служб и отделов, занимающихся реформированием энергосистемы.

Что же касается фонда оплаты труда, то РЭК не возражает против увеличения зарплаты персонала на 11,5% в соответствии с отраслевым тарифным соглашением.

В сопоставлении с прошлым периодом регулирования (когда в составе ОАО “Волгоградэнерго” были ТЭЦ-3 и ряд крупных промышленных предприятий, выведенных на ФОРЭМ в 2004 году), реальное (но не очевидное для всех) увеличение затрат в тарифах составляет порядка 13 %. Однако в связи с началом процесса реформирования энергосистемы, как это и должно случиться, происходит, казалось бы, снижение темпов роста тарифов на энергоносители. Поэтому энергетики лукавят, когда говорят о незначительном росте тарифов, не позволяющем им нормально работать. Они, как специалисты, понимают всю тонкость проблемы.

И несмотря на это, правление РЭК в целях обеспечения необходимой надежности энергоснабжения потребителей пошло на некоторое увеличение тарифов на тепловую и электрическую энергию на следующий год. При этом расчетная рентабельность ОАО “Волгоградэнерго” должна составить не менее 4,7%, что обеспечит нормальное функционирование энергосистемы.

<br>

Михаил Балабанов, зам. гендиректора ОАО “Волгоградэнерго”: Энергетики вынуждены укладываться в тарифы РЭК

К сожалению, мы не встречаем понимания у экспертов РЭК. Да, действительно, мы предложили увеличить уровень затрат на 2004 год на 20 %, вместо 14. Но заметьте, речь идет о расходах. Тарифы устанавливает РЭК, а не мы. Мы сознательно хотели показать специалистам все наши реально необходимые затраты.

За последние 2 года износ энергооборудования у нас увеличился с 57 до 63 %. 25 % всех трубопроводов отслужили уже более 30 лет – это значительно больше нормативного срока. А из 63 тыс. км электросетей – 29 тыс. км на деревянных опорах простояли уже по 40–50 лет, на выполнение самых неотложных ремонтов надо истратить 4 млрд. рублей.

Почему мы не использовали по назначению около миллиарда рублей, заложенных в 2002–2003 годах на капремонт? Вовсе не по корыстному умыслу. Деньги эти ушли на погашение наших долгов перед РАО “ЕЭС России”. Мы получили от РАО беспроцентную ссуду на 1,5 млрд. рублей для того, чтобы рассчитаться с газовиками. Два года назад наша задолженность за потребленный газ стала причиной ограничений, устанавливаемых нам “Газпромом”.

А причиной нашей неплатежеспособности стали долги потребителей за тепло- и электроэнергию. Мы не могли взыскать дебиторскую задолженность не только с “мертвых” предприятий, но и с тех, что еще работают, например с камышинских “Тепловых сетей”, “Волгоградоблэлектро” и других.

Отключать их мы не можем, так как они обеспечивают нужды населения. Нашу просьбу о включении части “мертвой” дебиторки в тарифы РЭК регулярно отклонял. В итоге мы вынуждены деньги, предназначенные на ремонт, тратить на расчеты с РАО “ЕЭС России”. На сегодня мы уже вернули 800 млн. рублей.

По этой же причине мы не смогли своевременно застраховать в полном объеме наше имущество, перечислить положенные в фонд энергосбережения. По результатам финансово-хозяйственной деятельности в этом году наши убытки составили 88 млн. рублей.

Я не согласен с тем, что расходы на управление у нас растут. Фактически у нас произошло общее сокращение численности работающих, в связи с реорганизацией, на 1500 человек. В том числе управленцев стало меньше на 300 человек. Затраты же на оставшихся растут из-за инфляции, а также в связи с плановым повышением зарплат в соответствии с тарифным соглашением.

У нас, конечно, сегодня по ряду объективных причин полезный отпуск тепла и электроэнергии уменьшился. Но это относится к генерации энергии, но не к ее передаче и преобразованию. Независимо от того, кто у кого покупает энергию, она вся идет к потребителям по нашим сетям, проходит наши подстанции. И здесь работы прибавляется в связи с нарастающим износом оборудования.

Экономия по топливу сейчас у нас действительно есть. Но нет гарантий, что в случае резкого похолодания в декабре сэкономленного нам хватит. При похолодании мы вынуждены переходить на дорогое резервное топливо – мазут, чтобы не оставить без газа других потребителей области.

В прошлом году в декабре на наших ТЭЦ было сожжено только мазута 120 тыс. т, а это стоило 264 млн. рублей. Поэтому мы полагаем, что экономию по топливу нужно зарезервировать и РЭК не должен брать ее в расчет.

Мы законопослушны и будем укладываться в те тарифы, что нам установила РЭК. Но последствия ограничения их роста могут быть очень тяжелыми.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования