GISMETEO: Погода по г.Волгоград
В сирии преступность на нуле
<h2 class=h>“САЛЯМ АЛЕЙКУМ!” </h2>

Это первые слова, что пришлось услышать сразу же после приземления. Так традиционно приветствуют каждого гостя, прибывшего на Ближний Восток. Наш “Як-42” сел на военном аэродроме города Платакия. Прошли контроль, и нас повезли в отель. Гидом оказался загорелый парень, одетый во все белое. Звали его Салям. Кстати, в переводе на русский его имя-приветствие означает “здравствовать”. Спокойный и улыбающийся парень, хорошо говоривший по-нашему, помог сразу сориентироваться в пестрой восточной жизни.

Откровенно говоря, номер в отеле мне не понравился. Кондиционеров нет, вентилятор вместо люстры. Плюс такой невыносимый запах с улицы, что в жару и окна не могли распахнуть. Вот уж точно, настоящий супертур!

Местный люд трудился по летнему графику (с 8 утра до 12.00), затем длительный перерыв и с 20.00 до 2-х часов ночи вновь за работу. А по-другому там нельзя. “Расплавишься” на солнце, ведь за бортом конец июля. Повсюду можно встретить торговцев холодной водой. Как правило, это человек, на спине которого закреплена большая баклажка с резиновой трубкой и мундштуком.

Благо, что в номере всегда была вода. Для питья, разумеется, мы использовали купленную в магазинах, в пластиковых емкостях, а вот для душа она была в самый раз. Правда, нам казалась слишком уж подогретой на солнце. Так мы думали, пока не искупались в Средиземном море (случилось это во время посещения на его побережье города Олепы). Оно здесь мелкое и до противности теплое. Из-за высокой температуры тело не чувствует воду. К тому же такой солености я нигде не встречал. Поэтому каждый раз, возвращаясь с морских “процедур”, мы всегда спешили окунуться в свой бассейн при отеле. Вода здесь постоянно обновлялась и не успевала сильно нагреваться.

Не ожидал, что местные пляжи платные. Это ж надо придумать такое в бескрайней пустыне! Поразительная предприимчивость!

Интересно было наблюдать за купанием местных дам. У нас как: скинула халатик – и бултых в воду. А здесь нет. В чем пришла, в том и купайся. Вот и приходится им, “зачехленным” в черные одеяния с головы до пят, так и погружаться в море. Вроде мелькания темного пятна, сначала сухого, затем мокрого.

<br> <h2 class=h>ХЛЕБ НА ЦЕПЯХ </h2>

Подобную картину вы не увидите больше нигде. Для сирийцев хлеб – это традиционные лепешки. Очень вкусные. Готовят их на ваших глазах. Сушат здесь же, на асфальте. Раскидают по поверхности, чтобы продолговатые круги не накладывались друг на друга, а дальше дело за солнцем. Таким же образом рядом на площадках подсыхает и зерно. Ничего себе, гигиена! Шепнули хозяевам. Оказывается, мы были не первыми, кто об этом уже говорил. Чтобы русские не нервничали, местные кулибины придумали хороший “громоотвод”. Невысоко над землей натягиваются цепи, и лепешки кладут прямо на них. Раз на асфальте не нравится, пусть сохнут здесь, какая разница! Для хозяев, может быть, этой разницы и нет, но мы ее почувствовали сразу. Вкус остался прежним, но цена! Она теперь разнилась как небо и земля! Эти тридцать сантиметров над поверхностью буквально утроили цену “цепного” хлеба. Оставалось лишь радоваться, что включить в стоимость лепешки и вес, и размер, и толщину этой самой цепи хозяева и не догадались. Впрочем, если не нравится – наклонитесь за “асфальтовой”. Так и поступали, а что делать?

Спиртное в Сирии свое. Там вообще заграничного мало. Удивила система защиты спиртных напитков от подделок. В горлышко бутылки втиснута обычная пробка. Поверх ее наклеена ленточка акцизной марки. И все. У нас бы за такую преступную халатность, простите, замордовали бы штрафами, а то и посадили бы. А про фальсификацию товара и подумать страшно. Наших бы умельцев туда! Хотя показывать там нечего. В Сирии никому и в голову не придет заниматься этим. К кому такая мысль прорывается, тот обычно теряет все остальные вместе с головой. Поэтому преступность здесь на нуле.

Раз в полгода устраивается “профилактический” день борьбы с ее проявлениями. Делается это просто. К четырем стальным шпилям, смонтированным на стене здания (чем-то походят на наши часовенки), прикрепляют отъявленного негодяя, над которым совершается публичная казнь. Конечно, зрелище жуткое, но желание повторить стезю бандита или вора у местной молодежи отпадает раз и навсегда.

<br> <h2 class=h>БИЗНЕС </h2>

Руководство страны прилагает немало усилий для его успешного развития. В первую очередь, наращивается выпуск отечественных товаров. На пути иностранных стоят мощные барьеры. Худо-бедно, но этот процесс идет. Личным бизнесом занимаются многие. Своя валюта, стабильный ее курс. Американский доллар не является здесь “языком межнационального общения” и к обращению не принимается. Только в виде установленного эквивалента к местной – 1 к 44.

Кстати, однажды нам представился случай испытать на себе всю силу этого валютного правила. Пришли поздним вечером на дискотеку. Расслабились, отдохнули. Пришла пора расплачиваться – и надо же! – ни у кого в кармане не нашлось ни единого фунта. А где их взять в такую темень? Протянули доллары. Эх, лучше бы этого не делать! Такой скандал вышел! Полиция подъехала, давай “трясти”, чуть не забрала в участок. Ну и дела, чтобы я еще раз связался здесь с “баксами” – ну уж нет! Правда, расплатиться все же пришлось. Наши доллары нам поменяли по самому “нищенскому” курсу. Увы, бизнес – он и в Сирии бизнес.

Разумеется, запрет на хождение в стране других валют накладывает свой отпечаток. Повсеместно высокие цены на все импортные товары. Этим всегда пользуются граждане, бывающие за рубежом. Кстати, вместе с нами в Сирию прилетела и группа студентов. Все они учились в нашем медицинском институте. Затарились “под завязку” видеотехникой – и домой, на каникулы. Считай, год учебы оправдали. Своим такое разрешается.

Благоприятствует развитию бизнеса и разумная налоговая политика. По крайней мере, не зажимают. Мошенников нет, только развивай свое производство. Местная продукция становится все качественней. Это знаю по себе. Набрали мы тогда с ребятами здешних свадебных платьев для реализации в Волгограде. Они были необычными, расшитые бисером, с блестками. Во всяком случае, на волжских берегах мы были первыми с подобным товаром. Такое великолепие оторвали с руками! Некоторые покупатели даже расстраивались, что мало взяли. Да разве на всех волгоградских невест напасешь такого добра!

<br> <h2 class=h>ЖИЗНЬ </h2>

Трудятся и живут в Сирии по-разному. Контраст степени зажиточности бросается в глаза. Особенно привольно докторам. Их “упитанные” дома из цельно высеченных глыб простоят белоснежными дворцами не одно столетие. Люди в белых халатах здесь зарабатывают много. К примеру, доходы врача за месяц-полтора перекрывают все затраты пятилетней учебы сирийского студента в России. Вместе со всеми авиабилетами туда и обратно.

Покушать в ресторане вам обойдется, максимум, в три доллара. Подают, в основном, мясные блюда, начиненные всевозможными специями. Шашлык и пиво – сколько примет душа. Пиво не в банках, а в странных бутылках, с удлиненным горлышком: у нас в старину в подобные наливали подсолнечное масло. Да бог с ним.

Много верующих. Их нетрудно опознать по одеждам. Мужчины закутаны в белое, женщины – в черное. Частенько встречалась и молодежь, экипированная в костюмы западного покроя. Теперь здесь это дело обычное.

Народ доброжелательный. Все показывает и растолковывает, где что найти. Доходило и до курьезов. Оставшись как-то без Саляма, мы что-то долго и упорно искали, опрашивали местных жителей. Одни пожимали плечами, не понимая ни наших слов, ни наших жестов, другие догадывались, но не знали, где это можно найти. Так продолжалось бы вечно, если бы не один человек. Он знаками попросил бумагу и ручку. Ему передали. Человек неспешно что-то на ней написал арабской вязью и жестами показал, что нужно найти любого таксиста и передать ему эту записку. Тот доставит куда надо без лишних слов. Ни встать ни сесть – гениально!

<br> <h2 class=h>ЖАР ЗЕМЛИ </h2>

Это когда солнце так раскаляет землю, что начинаешь ощущать волны огненного воздуха, бьющие в лицо уже снизу. Жар солнечных лучей словно и не замечаешь. При таком пекле не до культпоходов. И тем не менее, наша группа сумела побывать на остатках одного из строений, напоминающего амфитеатр прошлого. Удивительно, все высечено в белой скальной породе! Творчество древних мастеров поражает даже сегодня.

В городе Олепе нас пригласили в одно из уютных кафе. Примечательно оно тем, что разместилось на скале, далеко выступающей в море. Великолепная и незабываемая панорама! Отдыхали, слушая сирийские народные песни и мелодии. Когда веселье было в разгаре, нам предложили покурить традиционный восточный кальян. А почему бы и нет? Здесь это в порядке вещей, вроде обязательного ритуала для дорогих гостей. Попробовал. Ничего особенного. Наш самосад “достает” и почище!

Золото, конечно, в культурную программу не впишешь, но оно здесь так дешево и его так много. Правда, какое-то желтое, видно, с примесью серебра. Такое у нас не ценится. Но какие уникальные вещи из него изготовляют местные ювелиры – закачаешься! Хоть неси в Эрмитаж.

Развито гончарное дело, кожевенное и кузнечное ремесла. Изделия из знаменитой дамасской стали (в России ее называют булатной) нам так и не повстречались. Наверное, потому что мы не были в самой столице. Поэтому вопрос с Дамаском я для себя оставил открытым. Еще свидимся.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования