Немного об образовании
На февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев назвал учителя
важнейшим действующим лицом перестройки. «Поддержит он нас, — говорил он, —
перестройка получит много новых сторонников и бойцов, продолжателей
революционного, социалистического дела. Ну, а если поддержит формально,
останется равнодушным, нейтральным? Кто возьмется предсказать, каким социальным
застоем, каким попятным движением может обернуться такое равнодушие?» Пленум
рекомендовал в корне менять отношение к учителю, избавить его от мелочной опеки,
снять подозрительность к новаторским поискам и находкам.
В Кировском районе уже в первые три года перестройки по инициативе районо и
его заведующего, заслуженного учителя РСФСР Б. Ф. Майорова силами базовых
предприятий был создан центр профессиональной ориентации,
учебно-производственный комбинат, во всех школах — учебно-производственные
мастерские, в которые предприятия направили своих специалистов. В школах района
уже в 1987 г. было хорошо организовано обучение старшеклассников по работе на
компьютерной технике. Положительные примеры творческого отношения к реализации
проходящей в стране школьной реформы имелись и в других педагогических
коллективах города. Однако не отдельные успехи определяли общую
учебно-воспитательного процесса. По-прежнему заорганизованность, формализм не
давали возможности сделать качественно новый шаг в воспитании и
преподавании.
В мае 1988 г. пленум горкома КПСС рассмотрел вопрос «О ходе перестройки
средней и высшей школы и задачах городской партийной организации по выполнению
решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС». Райкомы партии всерьез взялись
за помощь школе: Краснооктябрьский райком КПСС с помощью предприятий района
целеустремленно осуществлял компьютерный всеобуч, Центральный райком КПСС первым
в городе реализовал идею создания учебно-научно-производственных комплексов,
Красноармейский и Кировский райкомы партии успешно вели работу по организации
производительного труда учащейся молодежи.
Еще накануне пленума члены горкома партии встречались с педагогическим
коллективами, работниками райисполкомов, руководителями предприятий, приняли
участие в днях открытых дверей, большой разговор состоялся на страницах
«Вечернего Волгограда».
Сегодня и завтра предстоит совершенствовать систему народного образования с
учетом потребностей ускорения социально-экономического развития страны.
Получается, что школа должна и учить и сама постоянно учиться у самого строгого
учителя — у нашей перестройки.
Высшая школа — тоже в поиске, затянувшемся и не всегда успешном. Как показали
результаты экспресс-опроса, проведенного в марте 1988 г. среди
преподавательского состава и студентов вузов, только 40% опрошенных отметили
перемены к лучшему. А позитивное есть. Начат переход к целевой подготовке
специалистов в инженерно-строительном и сельскохозяйственном институтах, а
политехнический уже подготовил два выпуска по такой программе. В пединституте
разработана комплексно-целевая программа подготовки учителей. Заметно усилилась
связь вузовской науки с производством, создавались
учебно-научно-производственные комплексы. Например, в политехническом институте
— совместно с коллективом тракторного завода, производственным объединением
«Баррикады»; в медицинском институте создан такой комплекс на кафедре терапии №
1 совместно с филиалом института ревматологии. В целом выпускники волгоградских
вузов и средних специальных учебных заведений имеют неплохую репутацию в
стране.
Но и нерешенных проблем предостаточно. Перестройка резко повысила требования
к подготовке молодых кадров, уровень их профессионального мастерства должен в
кратчайшее время достигнуть мирового.
Волгоградский политехнический институт в первые три года перестройки открыл
три новые факультета, обеспечивающие подготовку инженеров по основным
направлениям компьютеризации, и факультет по переподготовке специалистов
предприятий по новым направлениям науки и техники. Примерно в 30 раз увеличилась
материальная база по вычислительной технике.
И тем не менее... Накануне вузовской партконференции провели анкетирование
профессорско-преподавательского состава о состоянии учебно-методической
научно-исследовательской и воспитательной работы, реализации директив ЦК КПСС о
перестройке высшей школы. Анализ анкет не дал повода для оптимизма. На вопрос:
«Удовлетворены ли вы темпами идущей в институте перестройки?» положительно
ответили 6 человек; не вполне удовлетворены 65 человек; считающих, что
перестройка идет крайне медленно, оказалось 129.
На своей отчетно-выборной конференции в ноябре 1988 г. коммунисты
политехнического института наметили в кратчайший срок пересмотреть планы
развития института до конца пятилетки и выработать четкие ориентиры на 1990—1995
гг., поднять роль кафедр общественных наук в организации идейно-воспитательной
работы со студентами, изучить их мнение, создать общественный дискуссионный клуб
для обсуждения ключевых вопросов развития жизни института и страны. Парткому
было наказано: добиться строгого соблюдения демократических принципов во всех
сферах внутриинститутской жизни, постоянно оказывать помощь комсомольской
организации в развитии студенческого самоуправления.
Коллектив инженерно-строительного института на своей отчетно-выборной
партийной конференции тоже больше говорил о нерешенных проблемах, чем о
достигнутых успехах. Хотя и они, бесспорно, были. Например, неплохо
осуществляется интернационально-патриотическое воспитание студентов при
содействии совета ветеранов войны и труда, в котором деятельное участие
принимают Герой Советского Союза Н. Г. Сидоров, офицеры запаса полковник М. Т.
Качура, В. Ф. Хлынин.
Значительны успехи и ученых института: профессора, доктора наук А. В.
Цыганков, В. А. Игнатьев, A. П. Пшеничкин плодотворно исследуют проблемы
экологии, работают над совершенствованием технологии в строительстве.
Годы перестройки показали, как говорилось на парткоме, что не так-то просто
перейти от многолетне сложившегося шаблона в руководстве к творческим
инициативным методам, представить и преподавателям и студентам самостоятельность
в принятии решений.
|