Генеральный план Волгограда воплощается в жизнь
Как подчеркнул на брифинге в мэрии и. о. председателя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Александр Моложавенко, в основу предусмотренных новым генпланом объемов жилищного строительства легли два главных параметра.
Это прежде всего численность населения города, которая ныне, после включения в городскую черту поселков им. Максима Горького, Водстрой и др. составляет 1 млн. 40 тысяч человек, а к концу 20-летнего срока действия генплана должна увеличиться до 1 млн. 100 тысяч.
Второй ключевой параметр – то количество квадратных метров жилья, которое приходится на одного горожанина. С нынешних 20 кв. м оно должно вырасти до 27 кв. м. Последний показатель – средний по России. В обеих столицах он будет 32 кв. м. Умножение двух параметров дает предполагаемый рост жилого фонда Волгограда в предстоящие два десятилетия: с нынешних 20 млн. кв. м до 29,7 млн. кв. м.
Чтобы это стало реальностью, надо в год строить 465 тыс. кв. м. Тогда как в 2006 году жилья в Волгограде было сдано 380 тыс. кв. м.
Как наиболее перспективные для жилищного строительства были названы три района: Советский, Тракторозаводский и Дзержинский. Правда, для них всех характерна общая проблема: недостаток инженерных сетей. Но ее решению поможет провозглашенный мэрией курс на подготовку площадок под комплексную застройку, который будет стимулировать приход крупных инвесторов. Последние, по мысли Александра Моложавенко, придут на территорию Волгограда и будут комплексно осваивать ее, создавая инженерную и социальную инфраструктуру, за счет собственных средств. В настоящее время комитетом по градостроительству и архитектуре готовятся площадки под жилищное строительство, которые затем будут выставлены на торги.
Конкретизируя положения генплана, необходимо разработать и принять ряд дополнительных документов. Это прежде всего две комплексные схемы – инженерных сетей и транспортная. Последняя будет предусматривать южный обход Волгограда по новой федеральной трассе, которая пройдет от поселка им. Максима Горького до Красноармейского района. В настоящее время ведутся переговоры о финансировании ее строительства. Объем необходимых капиталовложений – 47 млрд. руб. Возможно, эта трасса будет платной. Кроме того, планируется продление 3-й Продольной магистрали от улицы Неждановой до Красноармейского района. Предусматривает новый генплан и рокадную (или «нулевую») автодорогу по берегу Волги. Первый фрагмент ее от улицы 7-й Гвардейской до ресторана «Маяк» на набережной 62-й Армии, может быть сделан достаточно быстро, считает Александр Моложавенко. А в перспективе она пройдет от Спартановки до Кировского района.
С проблемой освобождения волжских берегов от промышленных предприятий неразрывно связана другая – экологическая. Практически весь Волгоград находится в зоне 1 ПДК (предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере), а на 20% его территории отмечают аж 10 ПДК.
– Конечно, генплан не предусматривает конкретных мер по выносу промышленных предприятий, – пояснил Александр Моложавенко. – Он создает только условия для этого. В нем многие промзоны, которые могут быть перепрофилированы, определены как зоны общественно-делового назначения.
Были приведены примеры такого перепрофилирования: на месте одного из цехов ВгТЗ построен торговый центр «Сталинградский», а часть территории обанкротившегося консервного завода продана инвесторам под жилую застройку. Сходная ситуация с территорией завода им. Куйбышева, также благоприятной для использования строительства жилья. Земли, занятые проблемными предприятиями, определены в новом генплане как зоны жилые или общественно-делового назначения. Это позволяет инвесторам вести на данных территориях строительство жилых или общественных зданий. В то же время не существует механизма обязательного перепрофилирования нынешних предприятий, однако инвесторы смогут проводить их реконструкцию только в соответствии с тем, как данная территория определена в генплане. Единственная альтернатива для них – добиться внесения изменений в генплан на основании решения городской думы.
Чтобы положения генплана могли воплощаться в жизнь, нужно в течение трех месяцев разработать и утвердить программу его реализации. Проект этого документа уже готов и в настоящее время направляется главам районных администраций и заинтересованным организациям. Следующим этапом станет разработка и утверждение правил землепользования и застройки. Этим документом предполагается, в частности, ограничить этажность жилой застройки 16 этажами (проекты более высоких зданий должны будут проходить процедуру публичных слушаний). Готовится и реестр памятников архитектурного наследия.
Реализация генплана будет осуществляться на основе положения нового Градостроительного кодекса о том, что земельные участки под жилищную застройку могут предоставляться только по конкурсу. Хотя эта норма закона вступила в силу еще в октябре прошлого года, при старой администрации города она фактически не действовала, признал Александр Моложавенко.
– Те аукционы, которые инициировались прежней администрацией Волгограда, проходили очень неактивно, – привел пример и. о. председателя комитета. – Так, 4 раза выносились на торги 4 участка на улице Феодосийской в Красноармейском районе, в прекрасном месте на берегу канала, и каждый раз не было участников. И только месяц назад город продал эти участки за 65 млн. руб.
Олег МАМОНТОВ
|