«Не бывает случайных успехов!»
Галина Иванкова родилась в Волжском. Закончила «Серебряковку» по классу аккордеона, затем – аспирантуру на дирижёрском факультете в Воронежской академии искусств. Преподавала в Волгоградском институте искусств и культуры, работала в камерном оркестре народных инструментов «Людмила», на базе которого и образовался государственный Волжский русский народный оркестр им Н.Н. Калинина.
– Галина Геннадьевна, как вы узнали о том, что вам присвоено это звание?
– Это произошло во время одной из самых экстремальных ситуаций в моей жизни. Я отдыхала на юге, собиралась возвращаться домой. Но наш самолёт из-за неполадки в двигателе не смог взлететь. Немного нервничая, но, радуясь, что мы еще на земле, а не в воздухе, я сидела в аэропорту в напряжённом ожидании «второй попытки». И в этот момент получила sms от Александра Фаизова, заместителя председателя областного комитета по культуре администрации Волгоградской области. Он-то и сообщил, что президент подписал указ о моём награждении.
– Изменилось что-нибудь в вашей жизни в связи с этим фактом?
– Пока нет. Мне, конечно, очень приятно, но, наверное, должно пройти некоторое время, чтобы я до конца осознала и прочувствовала это событие.
– Насколько важно для вас звание Заслуженного артиста России?
– Очень важно! Очень вовремя! Ведь это не только моя награда. Это признание труда целой команды и моего учителя – Николая Калинина. Хотя и теперь «манна небесная» не посыплется. Надо работать, ведь я разделяю известное мнение, что секрет успеха – это 99% труда и только 1 % способностей.
Кроме этого, подобные звания поднимают статус оркестра. В последнее время многие коллективы все больше уходят в забытье. Сегодня не проводятся ни семинары, ни фестивали народной музыки. Разобщённость ведёт к «вымиранию» подобных оркестров, ведь одному всегда сложнее выжить. Так что моя награда – своего рода показатель отношения к жанру в целом.
– Искусство – духовная субстанция, но она нуждается в материальной опоре. Рассчитываете ли вы на то, что, имея звание, сможете улучшить положение своего коллектива, вызывая больше внимания официальных структур?
– Надеюсь, что моё звание поможет расширить возможности всего коллектива. Ведь заслуженному артисту России легче быть вхожим в «высокие» кабинеты. К сожалению, нам часто приходится туда обращаться. Слишком много проблем, которые мы не в состоянии решить самостоятельно. Хотелось бы увеличить состав оркестра до 70 человек (сейчас нас 45), добавить струнную группу, решить транспортную проблему, и, самое главное, обновить инструментарий. Некоторые наши инструменты давно пора списать за сроком давности. Как известно, репертуар – это лицо оркестра. И оно должно быть красивым. В нашем случае это означает, что мы ищем разнообразные способы самовыражения: исполняем классику, поп и джазовые произведения в переложении для народного оркестра. Но мы не всегда можем себе это позволить. Из-за отсутствия, например, ксилофона, ограничены в количестве композиций, не можем исполнять произведения, где просто необходим этот инструмент.
– Некоторые деятели от искусства, получая признание, приобретают «звёздную болезнь» как побочный эффект. Как вы думаете, есть какой-нибудь способ избежать этого?
– Конечно, необходимо себя любить, но не забывать о жесткой самокритике и самоиронии, не замыкаться только на собственной персоне, упиваясь своей значимостью. В этом плане для меня всегда примером для подражания служило поведение Николая Калинина. Он, народный артист РФ, всю жизнь был открытым, доступным и по-детски непосредственным.
– Как известно, люди искусства – эмоциональны, руководящие работники – рациональны. Вы как человек, соединяющий в себе две ипостаси артиста и администратора, управляемы больше разумом или эмоциями?
– К сожалению, эмоциями. Как директору оркестра мне это мешает. Я часто горячусь, очень сильно переживаю неудачи, хотя понимаю, что они неизбежны в любой профессии. А вот во время творческого процесса это хорошо, хотя и много сил отдаёшь. Причем сразу это и не понимаешь. Осознание приходит часа через два, когда уже, кажется, и руку поднять не можешь. К счастью, в то же время и получаешь много от оркестра, от зрителей. С каждым новым концертом становишься как бы богаче, мудрее. К тому же музыка со сцены всегда звучит немного по-другому. Другой настрой, эмоциональная окраска, а значит, и новый импульс.
– Большинство людей отвлекаются от работы, слушая музыку. Для вас музыка – это работа. Как вы проводите свободное время?
– С хорошей книгой. Люблю поэтов «Серебряного века». Из зарубежных классиков читаю Пруста, Джойса, Кафку. Иногда слушаю джаз-рок.
– А как добиться «Заслуженного артиста России»?
– Работать и любить своё дело. Не бывает случайных успехов. В каждой профессии есть ремесленники и художники. Ремесленник – тот, кто хорошо освоил свою профессию. А художник – это вершина, на которую далеко не всякий поднимается, но стремиться к ней надо каждому.
– Что вам помогло подняться на эту творческую вершину?
– А я только иду к ней. Звание заслуженного артиста России – это просто очередной этап, надеюсь, моего длинного творческого пути. Римский-Корсаков говорил, что дирижирование – дело тёмное, дело второй половины жизни. А я добавляю: только в том случае, если всю первую половину жизни этим занимаешься. У каждого музыканта свой инструмент, а у дирижера – самый сложный – оркестр. В этой творческой группе каждый – яркая личность, индивидуальность и просто человек со своей творческой душой. Чтобы получился оркестр, нужно единство во всем. Этого бывает сложно добиться. Тем более, мы очень требовательны к себе: избирательно подходим к переложению русской классики. Ведь не каждого композитора можно передать в «народном» исполнении. Не звучит, например, Чайковский, но зато очень хорошо – «Половецкие пляски» Бородина.
– В концертах вашего оркестра принимали участие народные артисты России Александра Стрельченко, Екатерина Молодцова, Заслуженные артисты России Василий Овсянников, Татьяна Тесля и многие другие именитые исполнители. С кем вы хотели бы еще работать?
– С Олегом Погудиным, ещё раз с Еленой Образцовой. Поскольку мы заключили с Италией контракт на 2 года, и срок ещё не истёк, надеюсь и там поработать. Правда, пока о новых гастролях речь еще конкретно не заходила. Ведутся переговоры с Португалией и США.
– Можете ли вы теперь, когда получили звание, назвать себя счастливым человеком?
– Да, но не абсолютно. И, наверное, никогда им не стану, так как отношусь к тем людям, которые, достигая определённой высоты, спешат к следующей.
|