GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Волгоградская область «обречена» на технопарк

Такой центр, как известно, проектируется на участке, примыкающем к Волжскому речному порту. По мнению начальника управления развития предпринимательства администрации Волгоградской области Владимира Демидова, место это «идеально во всех отношениях».

Располагается оно между Волгоградом и Волжским, практически в центре «транспортного кольца», создаваемого в регионе для обеспечения функционирования нескольких стратегических транспортных потоков. В это кольцо войдут мосты через Волгу и Ахтубу, переправа через плотину ГЭС и Третья продольная магистраль в Волгограде, часть «Черноморско-Каспийской дуги», включающая речной порт в Калаче.

К кольцу примкают существующие и строящиеся радиальные «лучи» по всем основным направлениям: на Москву и Санкт-Петербург, на Ростов и Краснодар, на Астрахань с ее каспийским портом Оля, на Саратов и Самару, Казахстан и Китай.

Речь не только об автомобильных и железных дорогах, но и о важных водных путях, которые со временем будут открыты и для иностранных судов. Нельзя забывать здесь и о волгоградском аэропорте, имеющем статус международного.

В перспективе возможна обработка грузопотоков, идущих по трубопроводам. В пределах отведенной территории предполагается создать транспортно-коммуникационный сектор, включающий интермодальный портовый терминал и логистический центр для управления грузопотоками. Вторым сектором на участке станет инновационный – с бизнес-центром и бизнес-инкубатором, выставочным комплексом, лабораторными, инженерными и производственными корпусами.

Дополнять эти два сектора будет третий – торгово-развлекательный, с пляжем, водной базой, парком аттракционов, объектами торговли и общепита.

Связывать это «чудо европейской цивилизации» с Волгоградом и Волжским будет специальный скоростной электротранспорт.

Аналоги подобных комплексов Владимир Демидов видел во время своих многочисленных командировок за рубеж: в Португалии, Германии, Южной Корее, Эстонии…Везде они имеют коммерческий успех и приносят прибыль своим владельцам. А почему бы не построить нечто подобное в Волгоградской области?

Активным сторонником создания такого комплекса является и мэр Волжского Игорь Воронин. Поддерживает идею и губернатор Николай Максюта.

Конечно, появление межрегионального бизнес-центра на базе Волжского интермодального терминала может благотворно повлиять на экономику области – появятся новые грузопотоки, тысячи новых рабочих мест, увеличатся доходы населения и предпринимателей, поступления в бюджеты всех уровней.

Но на его создание потребуются годы и около 1 миллиарда долларов капиталовложений. Где взять такие средства? Как побудить частных инвесторов к вложениям денег в нынешний пустырь между областным центром и городом-спутником?

Тут очень кстати, с точки зрения Владимира Алексеевича, «подвернулся» конкурс на создание особых экономических зон (ОЭЗ), объявленный Минэкономразвития РФ в конце 2005 года. Победителям конкурса были обещаны солидные инвестиции из федерального бюджета на создание объектов зональной инфраструктуры (каждый из 10 победителей мог рассчитывать на миллиард рублей).

И, кроме того, все резиденты таких зон получали существенные льготы: ставка Единого социального налога для них снижалась с 26 до 14%, а на налоги на имущество и землю – до нуля в течение первых пяти лет. На территории ОЭЗ вводится режим свободной таможенной зоны, где иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Победа на конкурсе Волгоградской области решала бы проблему обустройства территории зоны, создания всей необходимой инфраструктуры – на это можно было бы использовать деньги из федерального бюджета. А налоговые преференции могли бы привлечь в зону предпринимателей.

Поэтому руководство области сразу заявило о своем участии в конкурсе. Из двух возможных видов ОЭЗ – промышленно-производственной и технико-внедренческой, была выбрана почему-то последняя. Впрочем, причина, вероятно, заключалась в том, что на предназначенном для зоны участке нет промышленных предприятий.

Для подготовки документов было привлечено московское ООО «Тонап», директор которого Дмитрий Чухланцев хорошо известен и в Минэкономразвития РФ, и в Совете Федерации, и в ТПП.

Поскольку в области не было особо крупных научных достижений, которые можно было бы доводить в ОЭЗ до промышленного внедрения, а затем продавать в различных регионах, составители заявки на конкурс просто включили в число потенциальных резидентов почти все волжские предприятия, НИИ и ВУЗы (по условию резиденты должны быть зарегистрированы в том муниципальном образовании, которому принадлежит участок, отведенный для ОЭЗ).

Естественно, в числе победителей конкурса Волгоградской области не оказалось. Трудно было ожидать победы в состязании, например, с Зеленоградской зоной, где уже 8 лет создают технопарк, в котором разрабатываются современные микроэлектронные приборы. Или с Дубной, с ее ядерными исследованиями; Томском, где создаются новые уникальные материалы с использованием нанотехнологий. Как было тактично отмечено в Москве, в Волгоградской области нет «развитой инновационной среды и внутренней интеграции с научными организациями». К тому же претендентов на возможные 10 мест в ноябре было слишком много – на конкурс было подано 73 заявки из 43 регионов.

В конце ноября губернатор собрал на совещание представителей регионального бизнеса, сообщил им о результатах первого тура конкурса и намерении области повторно выставить свой проект уже в марте 2006 года. Бизнесменам было предложено стать резидентами зоны и поучаствовать в создании технопарка на выбранной территории.

Но основная масса предпринимателей предложение игнорировало. Некоторые из выступавших на совещании сравнивали создаваемую ОЭЗ просто с большим складом для торговцев, никак не связанным с инновациями. В кулуарах совещания даже прозвучало хлесткое негативное определение предложенного проекта – «очередные Нью-Васюки».

На что же рассчитывает администрация области, выдвигая проект Волжской особой экономической зоны повторно? С этим вопросом корреспондент «НДВ» обратился к Владимиру Демидову.

Владимир Алексеевич подчеркнул два важных, с его точки зрения, момента. Во-первых, не исключено, что еще до подачи документов на конкурс у области может появиться выбор – список видов особых экономических зон может пополниться еще и «портовыми». Тогда можно будет участвовать в конкурсе именно на такую зону. Здесь у Волжского порта шансы существенно возрастут.

А во-вторых, у проекта области есть преимущество, которым, по мнению Владимира Демидова, не обладают конкуренты: интеграция всей инфраструктуры инновационного (и не только инновационного) бизнеса в пределах территории, занимающей ключевое положение на перекрестке важнейших международных торговых путей.

Эта интеграция позволяет сконцентрировать выделяемые на зону ресурсы и с максимальной эффективностью использовать их при создании общей для всех ее сегментов инфраструктуры. Не «размазывать» их на все разрозненные объекты, а сразу и навсегда «накрыть зону инфраструктурной сеткой».

У Владимира Демидова сложилось твердое убеждение: областной техноцентр, интегрирующий различные сегменты, включающий крупный порт и логистические подразделения – явление по-настоящему «прорывное», способное дать мощный толчок развитию всех производительных сил региона. А особая экономическая зона может рассматриваться лишь как фрагмент комплекса.

Если портовой зоны и не будет среди других видов ОЭЗ, документы на конкурс область будет подавать в номинации «технико-внедренческие зоны». Отсутствие яркого инновационного «флага» Демидова не смущает, как и возможное отклонение представленных документов.

Важно, по его мнению, другое: подготовлен серьезный пакет документов, включающий общую концепцию бизнес-центра, технико-экономическое обоснование, систему зонирования участка. Получены уроки работы с министерствами и ведомствами, где уже появились и сторонники волгоградского проекта. Готовы фрагменты отдельных сегментов, которые можно демонстрировать представителям бизнеса с целью привлечения их инвестиций.

И, наконец, свет не сошелся клином только на конкурсе Минэкономразвития по ОЭЗ.

Предстоят конкурсы и Минтранса, и Миннауки. Можно участвовать в конкурсах на выделение федеральных средств с целью субсидирования процентных ставок для бизнеса или создания бизнес-инкубаторов.

Владимир Демидов считает, что «область обречена на создание такого техноцентра – вне зависимости от того, будет ли помогать ей федеральный центр или нет». Строить его можно и без статуса ОЭЗ – за счет областного и муниципальных бюджетов. И привлекать бизнес, поскольку стимулом могут быть и местные налоговые преференции.

«Точки роста» на выделенной территории появятся уже в 2006 году – в этом Владимир Алексеевич уверен. Деньги на создание инфраструктуры пойдут из разных источников, в том числе и от частного бизнеса. Бизнесу просто нужна ясность на перспективу и уверенность в своевременном возврате вложенных денег. А эти условия вполне выполнимы.

Однако Владимир Демидов убежден: власть не должна пассивно дожидаться, когда в регионе сложатся благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, когда предприниматели в массе созреют для активного участия в «прорывных мероприятиях». Он считает, что на этот медленный процесс созревания можно и нужно повлиять с целью его ускорения.

В качестве одного из первоочередных объектов «специализированной территории малого предпринимательства Демидов называет выставочный центр. Точнее, один из его модулей площадью 30 тысяч квадратных метров. До настоящего времени в Волгограде и области нет современного универсального выставочного центра, пригодного для постоянных и периодических экспозиций (Волгоградский Дворец спорта в качестве такового рассматриваться никак не может).

Вложения в такой центр могут быть вполне выгодны для бизнеса и заинтересованные предприниматели появятся обязательно, если у них будет определенная мотивация. И Волгоградский областной инвестиционный фонд вполне может стать партнером власти в реализации привлекательного проекта.

«Пряниками» для бизнеса, по мнению Владимира Демидова, вполне могут стать «дешевые» участки земли на перспективной территории – земля ведь уже становится у нас капиталом, ценность которого со временем лишь возрастает. Особенно если там будет создана вся необходимая инженерная инфраструктура. И претенденты на эти участки среди волгоградской бизнес-элиты, по словам Демидова, уже есть. В связи с чем все, кто считал затею с техноцентром «пустым прожектом» могут уже не беспокоиться.

В настоящее время ведется работа над «пилотным проектом» техноцентра – есть система зонирования, проведена оценка затрат и архитектурная проработка сегментов. Затраты на его реализацию будут сравнительно невелики – они могут составить всего 5-10% от полной стоимости.

Не исключено, что уже через два года на пустыре между Волгоградом и Волжским появятся белоснежные корпуса объектов первой очереди техноцентра, а на примыкающей к нему акватории Волгоградского водохранилища – яхты водно-туристического комплекса.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования