Нину Стукановскую и Михаила Рубцова соединила «Конкордия»
Супруги неразлучны вот уже десять лет. Правда, застенчиво улыбаясь, молодая обаятельная женщина признается, что в ее душе любовь зародилась намного раньше. С того самого момента, когда она впервые увидела Михаила Рубцова в духовно-певческой школе, куда 10-летнюю девочку в 1989 году привели родители.
В роду Стукановских было немало музыкально одаренных людей. Например, дед Нины отлично играл на трубе, мама обладала прекрасным голосом. И хотя родители не были профессиональными музыкантами (отец возглавлял Волгоградский силикатный завод, а мать – один из продовольственных магазинов), они стремились развить в дочери творческие задатки. Сначала отдали учиться ее в пятую музыкальную школу по классу фортепиано. Затем в певческую школу «Конкордия». Красота русской духовной музыки девочку просто пленила. В чем не последнюю скрипку «играл», увлеченный своим делом, талантливый педагог Михаил Рубцов.
Выпускник ленинградской консерватории, выходец из интеллигентной семьи, где высоко ценилось искусство, в юности подрабатывал в Северной столице тем, что настраивал пианино. Случалось, в качестве платы горожане отдавали молодому человеку старинные ноты. Именно тогда и зародилась у него идея создать школу, где современные дети приобщались бы к канувшим в Лету высоким традициям русских дворянских семей.
Через несколько лет мечта Михаила воплотилась в жизнь в Волгограде.
С благословения владыки Саратовского и Волгоградского Пимена он создал при Казанском соборе первую в России духовно-певческую школу. Сегодня в «Конкордии» собрано немало старинных вещей 19 века, атрибутов русского дворянства. Среди них книги, журналы мод с изображениями благородных дам в длинных платьях, в шляпках со страусиными перьями, изящные коробочки от конфет и парфюмерии, костюмы, дневники гимназистов, в которых каллиграфическим почерком написаны не только задания по предметам, но и помечены такие даты, как «Святки», «Крещение». Реликвии можно не только благоговейно созерцать, но и держать в руках. Трепет от соприкосновения с благородным миром дворянской эпохи испытала и Нина, когда впервые переступила порог школы, закончив которую стала петь в архиерейском хоре при Казанском соборе. А то, что ей довелось исполнять «Венчание Придворного Обихода», считает перстом судьбы.
С 14 лет Стукановская стала полноправной хористкой ансамбля старинной музыки «Конкордия», вместе с которым выступала в Большом зале Московской консерватории и Колонном зале Дома союзов. Не оставляла она ансамбль и будучи уже студенткой училища искусств имени Серебрякова, сначала вокального, а затем дирижерского отделений.
Когда Нине исполнилось 16, она, наконец-то, решилась, подобно Татьяне Лариной, признаться в чувствах своему педагогу – Михаилу Николаевичу. 37-летний мужчина был потрясен – о многолетней любви своей ученицы он и не подозревал. К тому времени его первый брак распался, и дружба Стукановской и Рубцова стала развиваться в духе благородных традиций минувшей эпохи. Они часто музицировали в четыре руки за фортепиано, исполняя произведения Бетховена и Моцарта. Девушка сочиняла проникновенные лирические стихи и дарила их возлюбленному.
Конечно, они были несовершенны по форме. Но чисты и искренни по глубине чувства:
Где ты, любимое сердце родное?
Где ждешь меня, позабыв о покое?
Лишь для меня – твои нежность и ласка,
Ты – мое счастьюшко, радость и сказка.
Звезды запутались в шелковых травах.
Проседь – в каштановых, нежных, кудрявых
(в волосах возлюбленного – прим. ред).
Около теплых небес величавых
Нас обвенчали, забыв об уставах.
Спустя полгода с момента признания Нины, Михаил официально попросил руки и сердца девушки у ее родителей. И хотя последних несколько насторожило, что жених старше невесты на 21 год, они не стали препятствовать их женитьбе. И не ошиблись – брак педагога и его ученицы оказался на редкость счастливым. Молодожены с азартом готовили семейные блюда по кулинарным рецептам Похлебкина, ездили в творческие экспедиции, выступали с концертами…
Когда Михаил Рубцов набрал курс на факультет хорового дирижирования в Волгоградском институте искусств и культуры, Стукановская стала его самой прилежной ученицей. А после окончания вуза – хормейстером и педагогом в возглавляемой мужем школе «Конкордия».
Такое же греческое имя они дали своей дочери, явившейся на свет через семь лет их супружества в роддоме в присутствии отца. А когда у мужа обострились проблемы со здоровьем, супруга днями и ночами неотступно находилась с ним в больнице.
В общем, Нина оказалась сильной личностью, умеющей бороться за свое счастье. Впрочем, над своим духовным и творческим развитием она работает с не меньшим упорством. В этом году Стукановская стала лауреатом волгоградского конкурса «Провинциальная муза» и получила приз зрительских симпатий за программу «Душа эмигранта», стихами и духовными песнями повествующую об истории России. А сейчас проходит ее первая художественная выставка под названием «До сотворения и после», где в картинах маслом отражены все представления художницы о сотворении мира и тайнах бытия. В 24 работах в аллегорической форме сплетаются библейские и философские размышления о назначении человека, пришедшего в этот мир ради саморазвития, добра и любви.
Марина ВОЛЧЕНКО
|