У Михаила Панджавидзе творческих планов громадье
Но, как сказал на пресс- конференции Панджавидзе, не это стало причиной того, что он принял предложение директора волгоградского театра. Кстати, на его сцене он уже поставил, весьма нетрадиционно, оперы «Снегурочка» и «Русалка», нашумевшие еще и тем, что в них использовались непривычные волгоградцам компьютерные спецэффекты.
– Мне нравится ваш город людьми, архитектурой, климатом, удивительными военно-историческими памятниками, и еще потрясающим подземным трамвайчиком, – сказал Михаил Александрович.
Однако в «Царицынской опере» он будет бывать «наездами». Еще и потому, что в Москве осталась семья: супруга Екатерина Головлева, солистка Большого театра, пятнадцатилетний сын и восьмилетняя дочь, по которым из-за частых разъездов он очень скучает.
Немного о самом худруке. Родился в семье скрипачей в Ашхабаде, игравших в оркестре оперного театра. Поэтому с детства пришлось познать «запах» закулисья и театральную «кухню». Еще мальчишкой довелось и в балете потанцевать, и в массовках поучаствовать, и в хоре петь, и рабочим сцены побыть. Пойдя по родительским стопам, после окончания музучилища по классу скрипки, Михаил не один год отработал в оркестре Туркменского государственного оперного театра. А затем, перебравшись в Москву из-за начавшихся в республике волнений, поступил в ГИТИС. После его окончания начинает работать в Большом театре. Правда, непосредственно на его сцене Панджавидзе спектаклей поставить пока не довелось. Зато им были поставлены спектакли в Рабате (Марокко), Триесте (Италия). В Казани, к шаляпинскому фестивалю, им ставится опера Мусоргского «Борис Годунов».
Директор «Царицынской оперы» Леон Федерас рассказал, что, познакомившись с Панджавидзе и увидев его в деле, он был приятно удивлен и энергетическим напором, и смелыми новаторскими идеями режиссера. В том числе и виртуальным пространством, в котором происходит действие оперы «Русалка». Он надеется, что созвучные современности декорации привлекут в оперный театр молодежь.
Однако сам Панджавидзе посоветовал волгоградским зрителям погружаться не только в виртуальное пространство, но и в прекрасный мир музыки. Он заметил, что в Волгограде есть замечательные голоса, правда, с женскими дело обстоит несколько лучше, чем с мужскими. «Большая удача для Волгограда, – сказал новый худрук, – иметь такого прекрасного оперного певца, как заслуженный артист России и Украины Николай Черепанов, потому как крепкие тенора – это вообще редкость». И планирует приглашать не только солистов, но и интересных режиссеров из разных городов, в том числе и столичных, чтобы удовлетворять различные вкусы зрителей. Уже 9 февраля будет показана опера ДЖ. Верди «Травиата» в оригинальной трактовке московского режиссера, заслуженного деятеля искусств Дмитрия Бертмана.
В «Царицынской опере» грядут большие перемены. Уже известному волгоградцам, заслуженному артисту РФ, дирижеру Михаилу Аркадьеву поручено создать новый симфонический оркестр, который будет принадлежать «Царицынской опере». Сегодня, напомним, она пользуется услугами симфонического оркестра под управлением Эдуарда Серова.
Памятуя, что оперы сегодня идут на сцене Центрального концертного зала, журналисты задали вопрос, как долго затянется ремонт здания бывшего дома культуры имени В. И. Ленина. Леон Федерас ответил, что это будет зависеть от «вердикта» приглашенных из столицы специалистов, которые и дадут ответ, во сколько обойдется, соответствующая опере, реконструкция сцены и зрительного зала, и готовы ли власти выделить названную сумму. Так что этот вопрос для них самих неясен. Зато журналистам стало ясно, почему на волгоградской сцене сейчас не идут «Русалка» и «Снегурочка». Оказалось, что это решение самого постановщика, по примеру маленьких европейских городов. Там, чтобы спектакли были желанными, нередко делаются большие паузы между их показами. Так что те, кто желает вновь увидеть эти оперы, просто должны набраться терпения. В будущем Панджавидзе обещает порадовать нас новыми постановками «Евгения Онегина», «Чио-Чио-Сан», «Иоланты» и «Аиды».
Марина ВОЛЧЕНКО
|