Собираясь в ВТО, не забудьте о патентной чистоте
– Борис Иванович, с какими проблемами могут столкнуться волгоградские производители после вступления России в ВТО?
– Не надо думать, что после оформления членства России в ВТО перед всеми нашими производителями, как по мановению волшебной палочки, откроются зарубежные рынки. Пожалуй, от проблем гарантированы только продавцы ресурсов, данных природой, – нефти, газа, древесины и пр. А товары всех остальных производителей должны будут обладать одним необходимым свойством – патентной чистотой на территории тех стран, в которые они направляются. Это общемировое требование, освященное целой системой международных договоров и соглашений, но оно почему-то выпадает из поля зрения многих руководителей российских предприятий, помышляющих о поставках своей продукции за рубеж. Хотя наверняка многие из нас помнят примеры, еще из советской практики, когда нашу продукцию встречали за рубежом претензии конкурирующих фирм. Тем удавалось, например, доказать, что не являлась патентно-чистой технология, которая использовалась нашими производителями и имела правовую защиту на территории данного иностранного государства.
– Каков же точный смысл понятия «патентная чистота»?
– Согласно действующей уже более 120 лет Парижской конвенции по охране промышленной собственности, патентная чистота – это юридическое свойство объекта техники и иной продукции, заключающееся в том, что объект можно использовать в данной стране без нарушения действующих на ее территории национальных и международных патентов и иных охранных документов исключительного права. В России это понятие определено действующими с 70-х годов Правилами проверки на патентную чистоту и ГОСТом Р15.011-96. В соответствии с принятой в нашей стране практикой проверка на патентную чистоту отражается в специальном документе – патентном формуляре.
– К каким последствиям приводит экспорт продукции, не имеющей патентной чистоты?
– Поставщики, которые лезут в чужой «монастырь» со своим «уставом», вместо выгоды получают санкции. Ввоз продукции, не обладающей патентной чистотой, рассматривается как недобросовестная конкуренция, противоречащая честной промышленной или торговой практике. Причем предъявляются претензии также к названиям и товарным знакам. Вспомним «Советское шампанское»: нет такого термина применительно к продукции российских производителей за пределами наших границ. Поэтому недопустимо направление напитка с подобным названием на экспорт. И это касается не только шампанского, а буквально всех видов продукции.
– А есть ли примеры, касающиеся предприятий нашего региона?
– Не буду называть конкретное предприятие, но мне известен случай, когда свою отличную продукцию наша химическая фирма не смогла поставлять в Германию после того, как немецкие конкуренты, сумев «охмурить» наших земляков, выведали у них секреты нашей технологии и объявили ее небезупречной с точки зрения патентной чистоты.
– Что же делать российским производителям, желающим выйти со своей продукцией на зарубежные рынки?
– Им нужно делать то же, что делают во всем мире, готовя свою продукцию к экспорту, – проверять на патентную чистоту на чужих территориях свои технологии, рецептуры и вообще все виды изделий, как промышленных, так и аграрных, которые направляются за рубеж. Кроме того, нужно выяснить, не сходны ли использованные товарные знаки с теми, которые применяются в зарубежной стране-импортере. Система патентной защиты обеспечит правомерность поступления российской продукции на чужую территорию. Всем этим занимаются десятки патентных фирм.
– А могут ли и российские фирмы использовать принцип патентной чистоты в борьбе со своими конкурентами на российском рынке?
– Конечно! В равной степени требование обеспечения патентной чистоты распространяются и на те товары, которые поступают на территорию России, в том числе в Волгоградскую область. Это могло бы существенно повлиять на цену импортных изделий в сторону ее снижения. Но кто, когда, где ставит вопрос о проведении соответствующей проверки? Очень часто российские производители с гордостью говорят о том, что они приобрели такую-то иностранную продукцию или технологию. И при этом не задаются вопросом: а является ли данная продукция или технология патентно-чистой?
– Чем объясняется такое невежество наших соотечественников?
– Полагаю, все дело в том, что у нас не развито понимание того, что такое интеллектуальная собственность. Можно перелистать десятки современных российских учебников по экономике для высшей школы и ни разу не встретить этого словосочетания.
– А что оно обозначает?
– Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на использование тех или иных технических решений, компьютерных программ, литературных и музыкальных произведений и иных созданий человеческого разума, заключающих в себе нечто новое, оригинальное. И если авторские права в сфере литературы и искусства худо-бедно охраняются, то нет у нас объединений изобретателей, отслеживающих использование изобретений и оригинальных технических решений.
|