Что делать с «незавершенкой» на общую сумму более 12 миллиардов рублей?
Представители органов исполнительной власти, формировавшие прогноз и проект бюджета, на все «острые вопросы» депутатов отвечали, что делали «все, как всегда, исходя из возможностей, определяемых региональными доходами». А законодатели добивались от них четкого разъяснения принятой стратегии, изложения понятных причин тех или иных решений по бюджету.
По мнению депутатов облдумы, не следует, как обычно, отталкиваться «от достигнутого», принимать в расчет прошлогодние темпы роста и учитывать уровень ожидаемой инфляции. Нужны новые решения, творческий поиск резервов увеличения доходной части бюджета и оригинальные идеи, связанные с сокращением некоторых видов его расходов. Только так можно добиться существенного прогресса в социально-экономическом развитии региона.
Свою «атаку» на прогноз социально-экономического развития области на три года и проект трехлетнего бюджета председатель комитета облдумы по строительству, ЖКХ и дорожному комплексу Ангар Полицимако начал с предложения срочно решить проблемы незавершенного строительства, поскольку начатые стройкой и затем брошенные объекты тяжкой гирей висят на бюджете.
Разумеется, речь шла об объектах недвижимости, финансирование строительства которых производилось областью в разные годы, а потом по разным причинам было прекращено. Общая сумма денег, замороженных в таких объектах, на сегодняшний день, по данным Ангара Полицимако, составляет более 12 млрд. рублей.
Совершенно очевидно, что если часть таких незавершенных строительством объектов, пока они еще физически существуют, продать, то можно получить немалый доход. А если выделить из числа этих объектов те, в которых нужда сохранилась, и вложить средства в их достройку, то за счет их функционирования можно получить экономический эффект.
В справке, представленной депутатам областным территориальным строительным комитетом только по тем объектам, где этот комитет являлся госзаказчиком, стоимость «незавершенки» определена в сумме около 800 млн. рублей. Для их завершения сегодня нужно 814 млн.
Только часть указанных объектов включена в перечень строек, которые будут финансироваться из нового трехлетнего бюджета. Причем по критериям, о которых депутатам не сообщили. По остальным, как сказано в справке, «прорабатывается с муниципальными заказчиками и профильными комитетами целесообразность их завершения и обоснованность дальнейшего использования».
Наряду с завершением некоторых «недостроев», в планах администрации предусмотрено начало нового строительства целого ряда объектов социального и культурного назначения, что, в частности, вызвано, увеличением потребности в детских дошкольных учреждениях (ясли, детсады).
В связи с этим депутат Руслан Шарифов вполне обоснованно заметил, что ликвидировать дефицит таких учреждений можно и другими способами, не затрачивая денег из бюджета. Например, во многих селах опустели школы и часть школьных зданий можно отвести под детсады. Или разобраться в городах с теми, кто не вполне законно занимает сегодня здания бывших детсадов. Или, наконец, договориться с застройщиками новых территорий о том, что им будут выделены участки под строительство жилья, если они построят за свои средства детский сад для микрорайона.
В справке управления автомобильных дорог администрации области указано, что стоимость относящихся к его ведению незавершенных объектов вплотную приближается к 800 млн. рублей. Разумеется, средства, необходимые для их завершения, в полном объеме из бюджета выделены не будут.
В связи с этим Ангар Полицимако отметил, что если бы в 2004 году область взяла кредит в банке на достройку таких незавершенных объектов и прокладку новых дорог, сделать можно было бы в три раза больше, чем на такие же деньги сейчас. А потери бюджета в виде процентов по кредиту с полученным выигрышем были бы просто несопоставимы.
Из-за постоянного роста цен, по годам предстоящей трехлетки прослеживается заметное снижение ввода важных объектов. Так, ввод в эксплуатацию дорог общего пользования, строительство которых финансируется из областного бюджета, снижается с 29,5 км в 2007 году до 16 км в 2008. И даже до 10 км в 2010. Разумеется, подобные цифры никак не соответствуют потребностям региона.
От строительства дорог депутаты перешли к вопросу их поддержания в нормальном состоянии. Потребность в средствах на эти цели составляет около 6 млрд. рублей ежегодно, а реально рассчитывать можно на 700 млн.
Безрадостная перспектива и с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. Из 80 тысяч нуждающихся переселить удастся в лучшем случае 8 тысяч. И основные надежды администрации здесь связаны с финансированием из федерального бюджета. А вот будет ли оно?
Острых вопросов поднималось немало. Говорили, например, и о том, что средств на строительство второй очереди скоростного трамвая в областном центре выделяется недостаточно; что Волгоград не может далее нормально развиваться без расширения очистных сооружений на острове Голодном. Что отсутствие необходимых средств на развитие инфраструктуры Волгограда может стать причиной отклонения депутатами проекта трехлетнего бюджета области.
Следствием чего и стали замечания и предложения думцев: о необходимости учета доходов от продажи объектов «незавершенки» и от срочного ввода некоторых из них в эксплуатацию; об увеличении финансирования на решение проблем в ЖКХ и дорожном строительстве; об обязательном согласовании перечня финансируемых строек со всеми муниципалитетами; о четком изложении в представленных документах критериев отбора финансируемых объектов и определения сроков их сдачи в эксплуатацию.
После длительного и эмоционального обсуждения бюджетных проблем члены комитета предложили вернуть прогноз и проект бюджета на доработку и создать согласительную комиссию из представителей законодательной и исполнительной властей, которая могла бы вынести решение по всем пунктам разногласий.
Анатолий Кошкин
|