Владимир Ефимов, председатель комитета облдумы по экономической политике, промышленности, транспорту и связи:Проект бюджета области на 2008-2010 годы нуждается в серьезной доработке
Самое важное и принципиальное замечание руководителя комитета – никаких новаций в стратегическом плане по сравнению с бюджетами прошлых лет в «трехлетке» нет. Бюджет на 2008-2010 годы по сути является «регрессным» – темпы роста экономики в соответствии с этим документом ежегодно снижаются, и небольшой прирост заложен только в 2010 году – на 6,3%. Это очень мало.
Фактически темп роста экономики в области соответствует инфляции. Зато есть заметный «прогресс» в расходах бюджета – растет армия управленцев, увеличиваются их оклады, а также и различные социальные выплаты.
Социальная направленность областного бюджета не остается незамеченной в Москве – каждый раз, когда регион просит деньги (на реализацию 131-го закона о местном самоуправлении, в частности), федеральные чиновники обращают внимание просителей на огромные затраты области на социальные нужды. Это, по их мнению, «неэффективное использование бюджетных денег».
Гораздо важнее, считает Ефимов, не раздавать бюджетные деньги, а дать возможность большинству населения работать и хорошо зарабатывать. А тем слоям населения, которые действительно социально защищены недостаточно, нужно оказывать адресную помощь.
На то, чтобы в регион пришли инвесторы, чтобы появились новые рабочие места, нужно, в первую очередь, и тратить бюджетные средства. Владимир Ефимов категорически не согласен с теми, кто называет льготы, предоставляемые инвесторам, «выпадающими доходами» – фактически никаких доходов еще нет. И не будет, если инвесторы уйдут в другой регион.
Облдума приняла законы о госгарантиях и инвестициях, но они сегодня не работают, так как необходимых ресурсов для этого не выделено. Областным советом по инвестициям на сегодня рассмотрены более 20 инвестиционных проектов, которые нуждаются в государственной поддержке не только в форме субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам, но и в госгарантиях.
Объем предоставляемой предпринимателям господдержки должен увеличиваться. Между тем в проекте нового бюджета нет никакого увеличения – там сохранены старые показатели – 1,5 млрд. рублей в год на всю областную экономику. Инвесторам нужно оказывать и новые услуги, по возможности освобождая их от длительных и дорогостоящих согласований и увязок проектных решений.
В области необходимо усиливать эффективность работы по увеличению доходной части бюджета. Ведь резервов здесь очень много. Владимир Ефимов привел в качестве доказательства недоиспользования ресурсной базы факт резкого увеличения выручки от пассажирских транспортных перевозок в Волгограде в день приезда российского Президента.
В этот день большинство маршрутных такси не работало – их заменили автобусы. Рост выручки от перевозки пассажиров свидетельствовал о том, что в обычные дни ее большая часть «уходила в теневую экономику» и никаких доходов бюджету не приносила.
В области, как считает Владимир Ефимов, может быть установлена более высокая плата за проезд в пассажирском транспорте (на уровне большинства других российских городов). Это не только могло бы увеличить доходы бюджета, но и позволило бы ремонтировать больше транспортных средств, более интенсивно вести их обновление.
А для социально незащищенных групп пассажиров можно было бы сохранить на прежнем уровне стоимость льготных проездных билетов.
При разработке нового бюджета «стимулирующие факторы» по увеличению доходной части, по мнению Владимира Ефимова, не предусматривались. Именно этим можно объяснить использование таких «недостаточно эффективных управленческих решений», как различные фонды, ставшую уже привычной компенсацию из бюджета убытков транспортных предприятий, перевозящих пассажиров.
– Думаю, мы здесь действуем по старинке, – сказал Владимир Ефимов, – берем «старые расходы» и умножаем их на коэффициент-дефлятор, получаем новые увеличенные расходы и закладываем их в новый бюджет, по существу не меняя подхода к формированию таких статей.
В целом замечаний по трехлетнему бюджету много и при его принятии в первом чтении Владимир Ефимов прогнозирует «острые дебаты». Всех настораживают прогнозы роста бюджетного дефицита в 2008 году по сравнению с 2007, хотя при принятии думой бюджета текущего года чиновники областной администрации заверяли депутатов, что далее дефицит будет постепенно сокращаться.
Комитеты облдумы не получили ряда важных документов, являющихся приложениями к новому бюджету. В частности, отсутствует план приватизации государственного имущества на ближайшие три года, то есть фактически стратегия области в этой важной сфере не определена.
По словам В. Ефимова, депутаты не настроены принимать трехлетний бюджет в первом чтении только потому, что времени на устранение замечаний не осталось.
А это означает, что законодатели будут продолжать добиваться внесения в главный финансовый документ всех существенных изменений – и в ближайшее время, и на последующих стадиях его обсуждения.
|