Заметят ли в Волгоградской области вступление России в ВТО?
Главным поводом для столь представительского форума стали опасения профсоюзного руководства страны и региона, а также части предпринимателей области в связи с тем, что вступление страны в ВТО осуществляется в полном соответствии со «старой накатанной схемой»: недостаток информации на всех этапах процесса, отсутствие системного анализа последствий, и в итоге получение результата, прямо противоположного ожидаемому.
Именно так определил председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов Вячеслав Кобозев суть инициированного правительством процесса «встраивания» российской экономики в глобальную мировую систему в своем выступлении на конференции.
При этом он сразу оговорился: профсоюзы не выступают однозначно против вступления России в ВТО. Они лишь против форсирования этого процесса и хотели бы, чтобы их обеспечивали необходимой информацией, а также привлекали, вместе с представителями бизнеса, для консультаций при принятии отдельных решений, связанных с этим шагом.
Вячеслав Кобозев считает, что правительство обязано представить общественности «баланс потерь и приобретений» от вступления во Всемирную торговую организацию применительно к стране в целом и Волгоградской области в частности. У профсоюзов и бизнеса сегодня немало вопросов, на которые нет ответа. Например, о том, какие ограничения и послабления в части экспорта и импорта товаров будут действовать в условиях членства России в ВТО? Смогут ли нынешние работники предприятий области быть конкурентоспособными на рынке в новых условиях?
Неясно также, как правительство будет минимизировать неизбежные потери, которые понесет российская экономика. ФНПР настаивает на том, что позиции России на переговорах должны определяться при обязательном условии обеспечения занятости и достойной оплаты труда всех, кто трудится сегодня в различных отраслях.
Приглашенные на конференцию «эмиссары правительства» попытались развеять опасения и профсоюзных работников, и всех ее участников. Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский заявил, что вопрос о членстве страны в этой организации интенсивно обсуждается в самых разных кругах и во всех регионах в течение всего 2005 года. А поскольку заявка России на присоединении к ВТО была подана еще в 1993 году, ни о каком «форсировании» вступления речи не идет.
Информации о ходе переговоров по вступлению страны в ВТО действительно недостаточно. Но это вполне объяснимо. Проблемы, которые приходится сегодня решать переговорщикам, очень сложны. Кроме того, необходимо обеспечение конфиденциальности переговоров в части определения «границ» уступок, на которые может пойти российская сторона.
И еще одна
причина «скудости» информации о переговорах – их результаты принимаются только «пакетом», «в связке». И потому корректировка ранее принятых договоренностей возможна на любом этапе.
России приходится вести переговоры с членами «рабочей группы» государств, интересы которых затрагивает ее вступление в ВТО. В этой группе 58 стран (ЕС выступает как одно государство). Переговоры по тарифам ведутся по более чем 11 тысячам товарных позиций. По 99% их, по словам Алексея Портанского, тарифы согласованы. Разногласия остались по некоторым видам сельскохозяйственной продукции, автомобилям, гражданской авиатехнике и финансовым услугам.
Сегодня у России остался один «неуступчивый» партнер, с которым продолжаются переговоры об условиях – США. Кроме снижения ставок по сельхозпродукции, Америка требует свободного доступа иностранных банков и страховых компаний на российский рынок. С этим наша сторона согласиться не может.
Достигнутый уровень договоренностей по ставкам на большую часть товаров и услуг не предусматривает их снижения. И в первый год после вступления России в ВТО они изменяться не будут. По сельскохозяйственной продукции пошлины не уменьшаются ни по одному из товаров, а по некоторым даже повышаются. Дополнительно оговорено право России на установку квот на три вида мяса в период до 2009 года.
Предусматривается, что господдержка сельхозпроизводства в стране ограничивается суммой в $9 млрд (сегодня она фактически не превышает 3). Россия настояла также на своем праве сохранить на своей территории собственные тарифы на электроэнергию и газ. Однако железнодорожные и таможенные тарифы к 2009 году придется приводить в соответствие с международными нормами.
Все это дает основания, по мнению Портанского, утверждать, что Россия в целом и Волгоградская область в част
ности, «не заметят никаких изменений в момент присоединения России к ВТО».
Вероятно, это вполне справедливо применительно к 2007 году (в начале которого, по прогнозам экспертов, реально состоится присоединение к ВТО), а также, с определенными оговорками, ко всему «переходному периоду», на который России отводится 4 года.
А далее серьезные изменения, как со знаком «плюс», так и «минус», неизбежны – иначе, зачем было бы вступать во Всемирную торговую организацию. Сегодня из-за дискриминации российских товаров в мире, по некоторым оценкам, страна несет до $4 млрд убытков ежегодно. Российская экономика не сможет далее эффективно развиваться изолированно от международного сообщества.
Для России не вступать в ВТО – значит, надолго законсервировать свою технологическую и экономическую отсталость в целом ряде отраслей, отказаться от преимуществ международного разделения труда, затормозить развитие рыночных реформ.
Россия должна присоединиться к ВТО – таков определившийся выбор правительства и национального бизнес-сообщества.
Однако активное участие страны в процессе глобализации означает и принятие новых, более жестких условий функционирования экономики. Отсюда неоднозначная реакция на присоединение к ВТО части населения, некоторых общественных организаций и объединений предпринимателей.
Алексей Портанский в своем выступлении на конференции перечислил «плюсы» присоединения. К ним относятся, прежде всего, создание для российских товаропроизводителей равных условий коммерческой деятельности в иностранных государствах (в обмен на открытие собственного рынка). А также снижение «стоимости жизни» (набора необходимых товаров и услуг) за счет снижения протекционистских торговых барьеров; расширение выбора товаров и услуг; повышение как государственных, так и личных доходов граждан (за счет увеличения объемов товарооборота и выравнивания зарплаты в разных странах).
Прогнозируется повышение занятости россиян в долгосрочной перспективе (особенно в экспортно ориентированных отраслях). Но в краткосрочной перспективе возможна потеря части рабочих мест на предприятиях, не способных выдержать конкуренцию с иностранными производителями.
Присоединение к ВТО приведет к «разбюрокрачиванию» экономики, повышению эффективности борьбы с коррупцией и к позитивным изменениям в национальном законодательстве.
В общем, россиянам, по утверждению Алексея Портанского, «бояться нечего» – пользы от присоединения намного больше, чем вреда. Этот тезис повторил и вице-губернатор Волгоградской области Александр Плотников, начавший свое выступление с мрачной шутки – «ВТО для нас также неизбежна, как смерть».
Да и чего нам бояться поставок импортного мяса, – продолжил он, – ведь животноводство в области уже практически уничтожено. К ВТО, по мнению Александра Сергеевича, надо готовиться заранее, предусмотреть «ассиметричный ответ» на все возможные угрозы региональной экономике.
В целом же вице-губернатор уверен, что «жизнь все расставит на свои места и хуже волгоградцам при ВТО не будет». В области немало вполне конкурентоспособных предприятий. Главное, что беспокоит Александра Плотникова – возможное ухудшение ситуации на финансовом рынке региона. Если сюда придут зарубежные банки и страховые компании, их российские конкуренты могут умереть.
Однако выступавшие после Плотникова представители «сектора реальной экономики» не разделили его оптимизма. Категорически против вступления России в ВТО был председатель обкома профсоюза работников АПК Геннадий Меденцов. По его мнению, в ВТО «хорошо будет только олигархам». Вступление страны в ВТО он считает «покушением на самоубийство».
Доводы: нынешний уровень господдержки села в условиях нарастающего диспаритета цен на продукцию
АПК, сельхозтехнику, удобрения и горючее не обеспечит возможности выживания ни фермерам, ни коллективным хозяйствам. В Россию «хлынут» дешевые иностранные продукты, причем не самого высокого качества, что обязательно нанесет вред здоровью населения.
Коллегу поддержала председатель обкома профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Лариса Козырева. В этой отрасли очень велик физический и моральный износ основных фондов, она «придавлена» импортом дешевой продукции из Китая и Турции. Если государство не окажет действенной поддержки отрасли, она так и не сможет выйти из нынешнего системного кризиса.
Заместитель генерального директора ОАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» Лев Фоменко отметил, что продукция его предприятия без особых проблем попадает сегодня на внешний рынок и пользуется спросом на внутреннем. Но в условиях ВТО потребление стали на внутреннем рынке может сократиться из-за того, что российские машиностроители – основные потребители металла могут не выдержать конкуренции с зарубежными.
Металлургов тревожит и то, что открытие внешних рынков может вызвать дефицит металлолома в России и значительное повышение цен на него. Беспокоят и социальные аспекты предстоящих преобразований. Необходимость всемерного сокращения затрат вполне может стать причиной значительного сокращения численности работников. Сегодня на «Красном Октябре» работает как минимум в 4 раза больше людей, чем на таком же по масштабам предприятии в Западной Европе или Японии.
Директор по развитию ОАО «Химпром» Игорь Сизых тоже отмечал отставание своего предприятия от передовых зарубежных по размерам затрат на единицу продукции, вызванное несовершенством используемых технологий и повышенной энергоемкостью производства, низким уровнем менеджмента.
Вполне возможно, что конкурировать с зарубежными российские химики смогут только в части сырья и полуфабрикатов, производимых на самых вредных и «грязных» производствах.
Общее мнение представителей промышленных кругов области – необходимы государственные программы поддержки большинства отраслей, подготовки их к работе в условиях ВТО. А для этого государству надо, наконец, четко определиться: какие отрасли производства ему нужны, а какие будут «сданы» зарубежным конкурентам. То есть, необходима ясная промышленная политика.
В противном случае переход к работе в условиях ВТО будет крайне болезненным для российской экономики и приведет к значительным потерям.
Анатолий КОШКИН.
|