GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Инвестиции в малый бизнес дорогого стоят

Свое выступление Владимир Алексеевич начал с констатации серьезного отставания российского малого бизнеса от достигнутого в странах ЕС. Занятых в этой сфере по России в целом в 2,2 раза ниже, чем в Евросоюзе. По доле в ВВП отставание примерно в 3 раза, по выручке от реализации продуктов и услуг – в 1,2.

И структура малого бизнеса в России по сравнению с ЕС не вполне рациональна. Если в РФ «малыши» занимаются, в основном, торговлей и бытовыми услугами, то за рубежом от 50 до 60% малых предприятий – внедрением инновационных технологий (у нас доля таких предприятий – около 1,4%).

Развитие малого бизнеса в России сдерживается в значительной степени по причине нехватки инвестиционных ресурсов – только 6% предприятий сегодня пользуются банковскими кредитами. Да и административные барьеры по-прежнему мешают нормальной работе предпринимателей.

Отставание российского малого бизнеса от зарубежного одновременно свидетельствует и о наличии у нас больших резервов. Его развитие жизненно важно и для страны в целом, и для региона, поскольку напрямую связано с диверсификацией экономики; с повышением занятости тех слоев населения, которые недостаточно защищены в социальном плане; с формированием «среднего класса».

К тому же сегодня налоговые и неналоговые доходы от малого бизнеса становятся главными в бюджетах появившихся у нас муниципальных образований.

Отношение государства к малому и среднему бизнесу постепенно меняется, и меры по его поддержке становятся все более ощутимыми. К наиболее важным результатам Владимир Демидов отнес существенное упрощение системы лицензирования, выделение бюджетных средств для финансовой поддержки малого бизнеса.

В 2006 году правительством РФ на его развитие в стране впервые было выделено целевым назначением 3 млрд. А с учетом ресурсов, специально созданных фондов, малый бизнес получил в общей сложности около 5 млрд. рублей. Для России это были беспрецедентные финансовые вливания, направленные на поддержку предпринимательства.

По прогнозам МЭРТ, меры, предпринимаемые государством, должны привести к увеличению численности занятых в малом бизнесе к 2010 году с нынешних 5,2 до 22% (от общей численности экономически активного населения страны). В крупном же бизнесе рост численности работников не превысит 2,7%.

То есть, в период до 2010 года малый бизнес в России должен превратиться в самый эффективный и быстрорастущий сектор экономики, обеспечивающий получение примерно 20% ВВП. А в Волгоградской области доля малого бизнеса в ВРП в 2010 году должна достичь 25%.

К концу 2006 года количество малых предприятий в нашем регионе достигло 14,6 тысячи. По этому показателю Волгоградская область вышла на 3 место в Южном федеральном округе и уступила только Ростовской области и Краснодарскому краю.

Годовой оборот предприятий малого бизнеса в регионе составил 124,7 млрд. рублей, что тоже соответствует третьему месту по ЮФО. И по размерам инвестиций в их развитие (2,39 млрд. рублей) регион находится на третьем месте в округе.

Индивидуальных предпринимателей в области около 60 тысяч. Большинство (66%) заняты торговлей и оказанием бытовых услуг. Крестьянско-фермерских хозяйств – 3 тысячи.

Малому бизнесу в регионе оказывалась финансово-кредитная поддержка. За последние два года из областного бюджета на эти цели было выделено 29 млн. рублей вместо запланированных 39. Но усилиями управления по предпринимательству удалось привлечь дополнительно в 2006 году из федерального бюджета еще 34 млн. рублей.

Предприниматели региона стали получать деньги из централизованных фондов Федерации благодаря тому, что область активно участвовала в конкурсах, проводимых МЭРТ с целью поддержки малого бизнеса.

В прошлом году регион победил в 4-х конкурсах: по развитию системы кредитования малого бизнеса, поддержке экспортно ориентированного бизнеса, созданию инфраструктуры малого бизнеса (бизнес-инкубаторов), венчурного фонда.

Победа в последнем принесла области, по словам Владимира Демидова, 280 млн. рублей.

В регионе эффективно заработали «механизмы» адресной кредитно-финансовой поддержки предпринимательства: например, кредитно-потребительские кооперативы (КПК), которых в Волгоградской области больше, чем в любом другом российском регионе. Которые же, в свою очередь, помогают деньгами малому бизнесу.

Сюда же можно отнести и льготные кредиты для субъектов предпринимательства по ставке не выше 15% годовых. Такую адресную поддержку получили в области 139 малых предприятий.

Кроме того, у нас используется механизм адресной финансово-кредитной поддержки предпринимателей, работающих по приоритетным для области направлениям, за счет субсидирования части процентной ставки по кредитам банков. В прошлом году, по данным Владимира Демидова, ее получили 182 субъекта малого предпринимательства.

Около 48% выделенных средств получили предприниматели Волгограда, 4% – Волжского, 12% – Камышина. Остальное досталось представителям малого бизнеса из муниципальных районов.

Результатом стало увеличение налоговых поступлений в областной консолидированный бюджет. Так, в 2006 году поступления по единому налогу при упрощенной системе налогообложения составили 575 млн. рублей (151% к 2005 году), а по единому налогу на вмененный доход – 787 млн. рублей (111%).

По сбору налогов с субъектов малого предпринимательства Волгоградская область вышла на третье место в ЮФО. В целом, с учетом всех видов налогов, выплачиваемых предпринимателями, по экспертной оценке, малый бизнес обеспечил поступление в бюджет региона в прошлом году около 3,3 млрд. рублей.

Главные приоритеты, определенные руководством области в сфере малого и среднего бизнеса – ускорение инфраструктурного развития (включая строительство бизнес-инкубаторов, создание технопарка), внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, воссоздание кооперативных связей между микро, малым, средним и крупным бизнесами, развитие информационного обеспечения.

Эти приоритеты учитывались при разработке программы развития предпринимательства на 2007-2010 годы. Показатели, заложенные в программу, принятую областной думой, оказались существенно выше среднероссийских.

Это относится к доле малого бизнеса в ВРП (25% при 20% по России в среднем). Численность предпринимателей у нас должна достичь 45% от всего экономически активного населения, а доля налоговых поступлений от «малышей» увеличится до 20% (с нынешних 12%). Количество же рабочих мест благодаря предпринимателям должно вырасти на 10%.

Программой предусмотрено выделение на поддержку предпринимателей 117 млн. рублей из регионального бюджета. И еще 120 млн. рублей на эти же цели область надеется получить из других источников. В частности, эти деньги могут принести новые победы в конкурсах, регулярно объявляемых МЭРТ.

Анатолий Кошкин



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования