Минрегионразвития одобрило социально-экономическую стратегию Волгоградской области
О сути «волгоградской стратегии» и ее использовании при подготовке областных программ социально-экономического развития корреспондент «НДВ» беседовал с Александром Плотниковым.
– Александр Сергеевич, что такое «стратегия социально-экономического развития» региона и как она увязана с принятым областной думой «Программой социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2010 года»?
– «Стратегия» – это первый раздел программы развития региона. Точнее, «идейная часть» этой программы. Я бы даже назвал ее «национальной идеей» регионального масштаба.
В 2001 году, когда наша область начала разрабатывать первую пятилетнюю программу социально-экономического развития, мы были пионерами в этой части. МРЭТ во главе с Германом Грефом, занимавшееся тогда проблемами регионов, было против таких программ.
Считалось, что достаточно спустить сверху для региона макроэкономические показатели, а все остальное бизнес на местах сам отрегулирует. Не получилось – слишком часто интересы у бизнеса расходились с интересами жителей регионов, а у региональных властей оказалось слишком мало рычагов для воздействия на его представителей.
Пару лет назад Герман Греф коренным образом изменил свою точку зрения на подобные программы. Подводя в очередной раз итоги развития экономики страны, он на одной из коллегий МРЭТ заявил, что основой государственных планов должны стать программы развития экономики отдельных регионов. И влияние на темпы развития экономики России в целом следует оказывать путем воздействия на планы отдельных регионов.
Сегодня у Волгоградской области есть утвержденная облдумой программа социально-экономического развития на 2004, 2005 и на период до 2010 года. В марте мы собираемся откорректировать ее по итогам 2005 года. И в этой программе в неявном виде уже присутствует та самая «национальная идея» регионального масштаба, о которой я говорил на защите стратегии социально-экономического развития региона в Москве.
Одобренная Минрегионразвития стратегия теперь должна быть положена нами в основу нового документа – «Программы социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2025 года». Над ним мы уже работаем и в конце этого года намерены вынести его на рассмотрение депутатов областной думы.
Как мне представляется, превращение этой программы в областной закон – защита от ее возможного произвольного изменения теми новыми руководителями, которые будут управлять регионом после нас. Если целевые установки изменятся, им придется вносить изменения в программу через думу.
– А в чем суть нынешней стратегии развития области?
– Когда в 2003 году мы стали подводить промежуточные итоги выполнения пятилетней программы социально-экономического развития области, увидели, что хотя большинство экономических показателей у нас получились неплохие, уровень жизни населения региона в целом изменился мало.
В особенности неважными были (впрочем, как и в других регионах) «ключевые», в нашем понимании, показатели смертности населения и рождаемости. Численность населения области существенно сократилась. А кому будет нужен рост объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в области при нынешних темпах депопуляции лет через 10 – 15?
С помощью представителей науки мы тогда же выделили стратегическую задачу региона – прекращение депопуляции. Задача эта – на длительную перспективу, ее быстро решить невозможно. И реализация ее прямо связана с улучшением множества экономических показателей (объемы производства продукции и доходы населения; расходы на здравоохранение, образование; повышение занятости, увеличение ввода в эксплуатацию жилья и пр.).
Таким образом, стратегическая цель – прекращение естественной убыли населения области стала у нас главной. В 2001 году мы имели ежегодную убыль населения региона порядка 7 человек на каждую тысячу жителей в год. Сегодня уже 5,8.
По нашим расчетам, кривые рождаемости и смертности в области могут сблизиться и дать нам «нулевые потери» не раньше 2025 года. Если, конечно, нам удастся реализовать все, что намечено программой социально-экономического развития.
Наш подход был одобрен экспертами Минрегионразвития, что отражено в присланном нам протоколе. Более того, он рекомендован к использованию в большинстве российских регионов (за исключением некоторых южных республик).
– Что принципиально меняет признание со стороны Минрегионразвития «волгоградского подхода» самым рациональным и конкретным? Повлияет ли оно на областную систему планирования?
– Это означает, прежде всего, появление единой системы перспективного планирования, в которой будут взаимоувязаны главные показатели на всех уровнях. Значит, появляется дополнительный стимул для регионов, реализующих «государственную» задачу прекращения депопуляции – специальные федеральные трансферты. То есть, федеральный бюджет, как мы полагаем, станет более активно помогать региональным в реализации поставленных задач.
Программа развития области должна строиться на иерархическом принципе – снизу вверх, от поселений и городов до региона. Не должно быть отдельных изолированных отраслевых программ, не работающих на общую стратегическую цель. Поскольку территория области в целом у нас – главное, все отраслевые программы (в том числе и областные целевые) становятся частями общей долгосрочной программы социально-экономического развития региона. Такой подход позволяет рационально организовать использование имеющихся ограниченных финансовых ресурсов.
В общую систему хорошо вписываются и соглашения о сотрудничестве, заключаемые администрацией региона, муниципальных образований и профсоюзного руководства с крупными промышленными предприятиями. У нас их на 2006 год заключено 77. Руководители предприятий с ведома их владельцев принимают на себя конкретные обязательства по повышению средней зарплаты работников, увеличению выпуска продукции, материальной поддержке работниц, имеющих маленьких детей…
Об этом механизме «пробуждения социальной ответственности бизнеса», который у нас эффективно используется уже третий год, я говорил на защите стратегии. Опыт наш был оценен положительно.
– Стратегическая цель, которой подчинено планирование социально-экономического развития области, несомненно, является общегосударственной. В связи с этим, какая помощь от государства, на ваш взгляд, требуется регионам?
– Нужно, как мне кажется, помочь регионам на деле избавиться от зависимости от экспорта сырья. Следует поставить перед Правительством вопрос о перераспределении налогов между бюджетами. Надо чтобы налог на прибыль предприятий поступал в федеральный бюджет, а налог на добавленную стоимость – в региональные (сейчас все наоборот).
Все дело в том, что валовой региональный продукт по своей сущности и есть добавленная в регионе стоимость – за счет переработки сырья, использования покупных узлов и агрегатов на своих предприятиях. Чем она больше, тем более эффективно работает региональная экономика, выше занятость и доходы людей.
Если НДС будет оставаться в регионе, у него появится стимул к увеличению объемов переработки, созданию новых предприятий.
Стимулирующая роль налога на прибыль не просматривается. Сейчас львиную долю его, создают крупные вертикально интегрированные компании, в основном добывающие сырье или производящие энергию на экспорт.
Живут такие корпорации, головные офисы которых находятся, как правило, в Москве, по своим собственным законам и считаться с нуждами и интересами регионов, где находятся их предприятия, зачастую просто не хотят. А воздействовать на них региональным властям очень трудно.
В результате в стране парадоксальная ситуация: при колоссальном профиците федерального бюджета, 80% регионов являются дотационными. Это ненормально и должно быть изменено.
Конечно, нам в регионе, тоже есть, над чем работать. В особенности, в части сбора подоходного налога. Я уверен, что в Волгоградской области фактически собирается не более половины от него. Хотя, конечно, многое сегодня делается для исправления положения и «выведения зарплат из тени». Хочу отметить здесь определенные успехи администрации Волгограда.
Если всем ветвям власти на всех уровнях удастся решить проблемы рационального взаимодействия и межбюджетных отношений, думаю, что достижение стратегических целей в поставленные сроки станет вполне реальным.
Записал Анатолий КОШКИН
|