Все госуслуги через Интернет станут доступны к 2015 году
Дмитрий Медведев провёл совместное заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества. Президент напомнил, что в соответствии со стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году. По статистике, абсолютное большинство россиян – 99 % - недовольны качеством услуг, которые предоставляют государственные учреждения. Это вполне объяснимо. На практике даже элементарные технические процедуры – оформление документов и справок – оборачиваются значительной потерей времени и сил. Как следствие - появление всевозможных посредников, которые предлагают ускорить решение того или иного вопроса. Иногда путем взяток. Возможно ли сделать работу госучреждений более эффективной, а общение граждан с властью – более продуктивным и комфортным? Об этом говорили на совместном заседании Госсовета и Совета при Президенте по развитию информационного общества, которое состоялось в минувшую среду в Москве. Речь шла прежде всего о программе «Электронное правительство» и возможности предоставления госуслуг в электронном виде. Работает уже сайт госуслуги (www.gosuslugi.ru). Как в этом направлении работает Волгоградская область? Когда жители региона смогут получать справки или, например, регистрировать автомобили через Интернет? И кому это будет доступно? Зарегистрировать право собственности на квартиру, получить разрешение на строительство, подать декларацию о доходах в налоговую или просто взять справку о составе семьи в домоуправлении. Какую часть жизнь россиянин проводит, стоя в очередях, - никто и никогда не считал. Ясно одно, поход в госучреждение требует много времени и много сил. Через пять лет ситуация должна кардинально измениться. Такую задачу поставил Президент Дмитрий Медведев перед участниками последнего в уходящем году заседания Госсовета, который посвятили развитию информационного общества и внедрению системы электронного правительства на федеральном и региональном уровнях. Созданием системы электронного правительства в Волгоградской области занимаются уже в течение нескольких лет. В 2006 году специалисты областной администрации начали с изучения иностранного опыта и опыта российских регионов в этой сфере. В 2007 году приступили к практической реализации программы, и концу года появился технический проект будущей комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области». Андрей Паршин, председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций администрации Волгоградской области: «В марте 2008 года была принята стратегия развития информационного общества. Именно после этого активно стала обсуждаться возможность предоставления услуг в электронном виде». Сегодня система «ЭПВО» работает в двух основных направлениях. Первое – это информирование населения о деятельности органов исполнительной власти региона. На информационно-справочном портале областной администрации существует так называемая общественная приемная губернатора, где граждане могут задать любой интересующий их вопрос. Здесь же размещена информация о комитетах областной администрации: адрес, график работы, основные проекты. Андрей Паршин, председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций администрации Волгоградской области: «Мы, государственные служащие, существуем на бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков. И граждане имеют право знать, что именно мы делаем, на что тратятся деньги, которые они платят в качестве налогов». Второе направление – на сегодняшний день основное – предоставление государственных услуг в электронном виде. С 20 октября я этого года на информационно-справочном портале размещена информация о 135 таких услугах. Причем каждый житель области может заполнить анкету, не указывая имени, и узнать, на что именно ему можно рассчитывать. В идеале система предоставления госуслуг в электронном виде выглядит так: 1 стадия – простое информирование. Кто и где оказывает услугу, кто имеет право на ее получение. Вторая – возможность скачать шаблон заявления. Это значит, не нужно идти за бланком в государственное учреждение. Третья стадия предполагает возможность заполнения заявления в Интернете. Четвертая - позволяет отслеживать судьбу этого заявления – у кого из чиновников оно находится, что уже сделано и когда ждать ответа. И пятая - получение результата в электронном виде. За ответом не придется никуда идти. Но сегодня полный цикл – от подачи заявления до получения результата – не реализуется ни в одном регионе Российской Федерации. Андрей Паршин, председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций администрации Волгоградской области: «Сегодня большинство услуг на портале Волгоградской области уже на второй стадии. То есть на стадии скачивания шаблонов и форм заявления. Но к следующему году, я готов сделать такое заявление, мы многие услуги готовы перевести на третью и даже на четвертую стадии». То есть уже в следующем году волгоградцы смогут не только подавать заявления через Интернет, но и отслеживать их судьбу. А вот получение результата в электронном виде – пока невозможно по причинам, от региональной власти не зависящим. Для этого нужно внести изменения в Федеральный закон «Об информации и информатизации…» и принять закон об электронно-цифровой подписи, который проходит процедуру согласования вот уже несколько лет. Андрей Паршин, председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций администрации Волгоградской области: «Все госуслуги, как заявил Президент, должны быть доступны к 2015 году. Мы тоже ориентируемся на эти сроки. Но думаю, что если федеральное законодательство позволит это сделать раньше, мы это сделаем раньше. Технологически мы к этому готовы». И еще один вопрос – кому эти услуги будут доступны? Не получится ли так, что те, у кого нет компьютера и Интернета, не смогут получить нужную им справку? Не окажутся ли в проигрыше старики и жители отдаленных сел? Решить проблему планируется за счет установки в каждом, даже самом маленьком, населенном пункте специальных инфоматов, с помощью которых жители области смогут получать нужные им сведения. Но это произойдет, скорее всего, только в 2011 году. Сегодня же волгоградцы – пользователи Интернета, желающие получить госуслугу – например, зарегистрировать право собственности, получить льготы, компенсации и субсидии или просто взять какую-либо справку, могут узнать всю нужную информацию на сайте www. volganet.ru. И там же скачать шаблон необходимого заявления. /Автор: Н. Гордеева/
|