Резервы роста доходов области далеко не исчерпаны
Организатором мероприятия выступил комитет Волгоградской областной думы по бюджету, налогам и финансам. Вел заседание круглого стола заместитель председателя этого комитета Олег Болотин.
Открывая заседание, Олег Георгиевич отметил, что в целом налоговые поступления в консолидированный бюджет области за прошлый год увеличились, что в немалой степени стало следствием работы, проведенной властями всех уровней и специализированными службами.
Действительно, прирост доходов бюджета региона в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 10,7 млрд. рублей, а консолидированного бюджета – 11,2 млрд. Всего во все уровни бюджета и внебюджетные фонды в прошлом году поступило 78,8 млрд. рублей.
И это неплохо.
Но все эти цифры не должны вызывать «головокружения от успехов». Олег Болотин предложил сопоставить достижения области с показателями других российских регионов и объективно оценить то место, которое Волгоградская область среди них занимает.
По его данным, по сравнению с 2004 годом, когда средняя зарплата на одного работающего в области была 4900 рублей, в регионе «совершен рывок» – средняя зарплата в 2006 году поднялась до 7679 рублей. Однако если в 2004 году наш регион занимал по указанному показателю 57-е место в России, то в 2006 он переместился на 58-е!
«Теневая экономика» прямо повлияла на такой показатель, как величина подоходного налога на душу населения – 3822 рубля в 2006 году. Это в 1,7 раза меньше, чем в среднем по России. Этот показатель в маленькой Белгородской области, находящейся по размерам ВРП на 37-м месте среди российских регионов (Волгоградская область там занимает 25-е место), оказался на уровне 4584 рубля.
В Татарстане на душу населения приходится 5000 рублей подоходного налога, в Самарской области – 6280 рублей, а по РФ в среднем этот показатель составляет 6400 рублей. Стало быть, резервы по налогу на доходы физических лиц у Волгоградской области есть. И немалые.
Поступления по налогу на прибыль предприятий области в 2006 году увеличились в 1,8 раза. Казалось бы, очень неплохо. Но каковы потенциальные возможности роста сбора этого налога в регионе?
Возможности эти прямо определяются количеством убыточных предприятий (или точнее, тех, которые стремятся «не показывать полученную прибыль в своих отчетах»). В 2006 году в Волгоградской области таких было 34,4% от общего количества, тогда как по России в среднем – 32%.
Олег Болотин считает, что приведенные им показатели – серьезный повод задуматься и для депутатов всех уровней представительной власти, и для чиновников, и для глав районных муниципальных, городских и сельских поселений. В связи с этим он поставил задачу перед всеми участниками круглого стола – сформулировать такие рекомендации, которые позволили бы увеличить сбор налогов в области как в текущем году, так и, в особенности, в следующем – 2008.
Затем возможность высказаться получили все участники круглого стола. Представитель контрольно-счетной палаты Волгоградской области Татьяна Захарова говорила о больших резервах, имеющихся в части увеличения сбора земельного налога. Сведения для его начисления во многих случаях оказались недостоверными и неполными. А налоговая инспекция вообще не высылала извещений о необходимости уплаты этого налога очень многим потенциальным налогоплательщикам.
По убеждению работников КСП, значительно увеличить поступления от земельного налога можно при наведении порядка с учетом земли, занятой многоэтажными жилыми домами. В связи с этим Олег Болотин заметил, что не худо было бы начать с взимания налога с земли, занятой владельцами многочисленных коттеджей.
Кроме налогов на землю не следует также, по мнению Олега Болотина, забывать и о налоге на недвижимость. А пока в этой сфере идет только «инвентаризация» и понадобятся годы для наведения порядка с его взиманием.
Большой интерес собравшихся вызвало выступление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Дмитрия Фотинова. Дмитрий Вадимович отметил: в области работает 3109 убыточных предприятий, что составляет примерно треть всех юридических лиц – потенциальных плательщиков налога с прибыли.
Из них 1289 благополучно существуют уже более двух лет. С ними в первую очередь и намерена разбираться налоговая инспекция. Их руководителей и владельцев будут приглашать налоговики и выяснять у них, в чем причины убытков и каков смысл существования таких предприятий.
Хотя налоги на доходы физических лиц и выросли (у области сегодня самые высокие темпы роста по их сбору в ЮФО), резервов налоговая инспекция и здесь видит немало. Хотя бы потому, что в регионе довольно много предприятий, из года в год уменьшающих выплаты по этому налогу.
А проблемы со сбором земельного налога прямо связаны с отсутствием у налоговой инспекции необходимой информации от «Роснедвижимости». Есть и случаи отказа от погашения задолженности по земельному налогу, в тех случаях, когда все необходимые данные имеются. В этом плане налоговики предъявляют претензии Волгоградскому госуниверситету и Волгоградской сельхозакадемии, задолжавшим суммарно около 54 млн. рублей.
Много сил у налоговой инспекции уходит на «чистку базы» по транспортному налогу. В этой базе немало транспортных средств, которые фактически давно уже перестали существовать, но все еще числятся за своими владельцами. В итоге, по самым разным причинам, на сегодня более 70 тысяч автовладельцев не заплатили транспортный налог.
По проблемам сбора налогов высказывались и представители районов, городских округов и сельских поселений. Говорили они и о своем опыте работы с налогоплательщиками. Так, глава Светлоярского муниципального района Александр Караулов рассказал о том положительном эффекте, который дает заключение «договоров социального партнерства» с предприятиями, работающими на территории района. А также ежеквартальная проверка исполнения условий этих договоров.
Александр Караулов подчеркнул важность организации нормального информационного взаимодействия местных властей с налоговыми органами. Дело в том, что предоставляемая главе района налоговиками информация о сборе налогов недостаточна для того, чтобы по отношению к неплательщикам оперативно принимались действенные меры. Между тем предприятия, недоплачивающие налоги, используют ресурсы территории и обязаны делать все, чтобы условия жизни их работников не ухудшались.
Властям на местах нужны сведения не только об общих налоговых поступлениях в местный бюджет, но и информация о налогоплательщиках, регулярно выплачивающих налоги; о платежах, зачисляемых в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
Эти данные нужны властям на местах для составления сводного финансового баланса и определения своего налогового потенциала. Однако эта информация, в соответствии с Налоговым кодексом, отнесена ныне к «налоговой тайне». В связи с этим, по мнению многих участников круглого стола, необходимо внести в этот Кодекс соответствующие изменения. И областная дума должна добиваться принятия необходимого решения на этот счет Государственной думой.
Заместитель главы администрации городского округа г. Волжский Александр Штукарев говорил о необходимости принятия на федеральном уровне нормативно-правового акта, обеспечивающего на местах возможность увеличения налогооблагаемой базы за счет постепенного перехода к использованию для целей налогообложения рыночной стоимости объектов недвижимого имущества.
Администрация Волжского готова в порядке эксперимента принять на себя полномочия по самостоятельному определению коэффициентов индексации инвентаризационной оценки недвижимого имущества, принадлежащего жителям города.
Выражая мнение представителей многих городских образований, Александр Штукарев предложил наряду с актуализацией кадастровой оценки земли активизировать также и работу по межеванию городской территории с целью определения границ земельных участков, относящихся к отдельным домам.
Эти и другие предложения были учтены в проекте рекомендаций, которые участники круглого стола адресовали Волгоградской областной Думе, главе администрации области, органам местного самоуправления и БТИ, управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости и управлению федеральной налоговой службы по Волгоградской области. Эти рекомендации будут утверждены на очередном заседании областной Думы под председательством Виталия Лихачева. По мнению депутатов, реализация предлагаемых мер будет способствовать увеличению доходов в консолидированный бюджет региона.
Анатолий Кошкин
|