Доверие волгоградцев к органам защиты прав потребителей растет
Растущая статистика обращений граждан в органы по защите прав потребителей – свидетельство высокого доверия к ним со стороны населения, подчеркнул в своем приветственном выступлении вице-мэр Волгограда Сергей Симонов. Справедливость этих слов подтвердили цифры, которые озвучила в своем докладе председатель комитета по защите прав потребителей мэрии Волгограда Марина Хаценко. За 2005 год в действующие на территории Волгограда органы по защите прав потребителей поступило свыше 8400 письменных обращений граждан – на 23,5% больше аналогичного показателя 2004 года. Причем он растет приблизительно на 20% из года в год.
60-70% всех жалоб потребителей «традиционно» связано с претензиями к торговле. На втором месте (20-30%) находится сфера коммунальных услуг. И замыкает тройку «лидеров» бытовое обслуживание. Всего за 2005 год по жалобам жителей Волгограда, поступившим в органы по защите прав потребителей, им было возвращено свыше 10 миллионов рублей.
Реагируя на обращения граждан, комитет по защите прав потребителей проводит регулярные проверки тех сегментов потребительского рынка, на которые приходится наибольшее количество жалоб. В 2005 году ими было охвачено 1329 организаций, занимающихся реализацией продовольственных и непродовольственных товаров, туристическим бизнесом, оказанием коммунальных услуг и др.
– Пока не отпала необходимость держать предпринимателей в постоянном тонусе, – так не без юмора мотивировала необходимость проверок Марина Хаценко.
За 2005 год материалы по 834 проверкам были направлены в органы прокуратуры и внутренних дел. Суды Волгограда рассмотрели за год 385 исков потребителей и взыскали в их пользу в порядке возмещения нанесенного им материального ущерба свыше 4 миллионов рублей, а еще 474 тысячи рублей – в виде штрафов. Постоянно растущая сумма последних является, по мнению Марины Хаценко, стимулом для предпринимателей к тому, чтобы не доводить дело до суда.
Председатель комитета по защите прав потребителей рассказала о типичных нарушениях, вызывающих в последнее время много жалоб. На фоне бурного роста числа магазинов самообслуживания участились претензии в связи со случаями несоответствия суммы, указанной на ценнике товара, цифрам, которые пробиваются кассовым аппаратом. Подобные ситуации вызывают возмущение граждан, а работники торговли дают простое объяснение: «Цена изменилась, мы просто не успели поменять ценники». При кажущейся убедительности таких слов, налицо невыполнение торговой организацией своей обязанности по правильному представлению товаров, подчеркнула Марина Хаценко.
Она также отметила и большое число жалоб на поставленную «из рук вон плохо» организацию торговли в магазинах сети «Эльдорадо»: покупатель там сначала оплачивает свою покупку, затем выстаивает очередь, дожидаясь, пока ее упакуют и вручат соответствующие документы. Причем ему могут выдать «простыню» с множеством цифр, включая цену, страховку, стоимость сервисного обслуживания и др., в которой простому «смертному» нелегко сразу разобраться. А, поразмыслив, потребитель порой убеждается в том, что дополнительные услуги, повлекшие накрутки на цену покупки, ему не нужны.
Что касается торговли мобильными телефонами, на которую в прошлом было много жалоб, то констатировалось улучшение работы с покупателями в магазинах «Евросети» и некоторых других фирм. Но в этой сфере еще имеются проблемы: так, в торговых точках сети «Связной» не всегда имеется на видном месте информация о том, что зарегистрирована эта компания в Ростове-на-Дону, так что в случае возникновения претензий их придется адресовать туда.
Информацию Марины Хаценко дополнила в своем выступлении Наталья Махонина, возглавляющая отдел по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Волгоградской области – недавно созданного государственного органа, заменившего целый ряд ведомств. По ее словам, больше всего нарушений связано с непредоставлением покупателям необходимой информации о товарах; с проблемой их безопасности (отсутствием сертификатов соответствия и т.п.), продажи изделий ненадлежащего качества: лабораторными исследованиями за 2005 год выявлено около 300 подобных нарушений.
Однако не все плохо на волгоградском потребительском рынке. Председатель правления Волгоградской региональной общественной организации «Союз потребителей» Владислав Мительков огласил результаты конкурса «Рейтинг «Пять звезд», организованного для выявления успешных предприятий, предлагающих качественные товары и услуги. В номинации «Лучший компьютерный магазин 2005 года» победило ЗАО«Волгоградпрограммсистем» (исполнительный директор Вячеслав Кучерук), в номинации «Лучшие стоматологические организации 2005 года» таковыми признаны ООО«Лазурь» (директор Елена Засядкина) и ООО«ДЭМ» (директор Юрий Табаков), а в номинации «Лучшие центры красоты и здоровья» первенство досталось ООО «Статус-Мастер» (управляющая Зоя Бобрешова) и ООО«Общество эстетической хирургии» (директор Лариса Герусова). Победителям руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Иван Безотосный вручил почетные дипломы.
Олег МАМОНТОВ
|