Вопрос о земле по-прежнему остается главным
Поступления от земельного налога сегодня стали одной из важнейших составляющих в доходах местных бюджетов. Между тем существует множество «бесхозных» земельных участков, которые не приносят дохода. Есть и такие, стоимость которых вообще не оценивалась. Там же, где оценки были в свое время сделаны, они во многих случаях оказались заниженными, поскольку не учитывали ряда важных факторов (местоположения участка, имеющейся инфраструктуры, категорийности земли и пр.).
В других случаях оценки были завышены, что, в конечном счете, привело к отказу землепользователей от выкупа занимаемых участков в собственность. Многие из них сегодня утверждают, что им гораздо выгоднее арендовать землю, нежели платить за нее налог.
Ситуация усложнилась в связи с тем, что по решению правительства с 1 января введена в действие новая система расчета налога на землю, отличная от той, что использовалась в 2005 году и ранее. Теперь налог прямо зависит от величины кадастровой стоимости земли, и для некоторых землевладельцев он стал «непосильным». В первую очередь, это относится к тем из них, у кого стоимость земли была оценена слишком высоко, и при уплате повышенного налога их финансовое положение резко ухудшится.
Непосредственным поводом для проведения заседания круглого стола в Облдуме с участием депутатов Волгоградской гордумы, чиновников и руководителей промышленных предприятий, стало обращение к председателю облдумы, секретарю регионального отделения партии «Единая Россия» Виталию Лихачеву совета директоров предприятий и организаций Красноармейского района Волгограда с требованием пересмотра и снижения кадастровой стоимости земли.
Перед началом обсуждения заместитель председателя облдумы Анатолий Бакулин, который вел заседание круглого стола, отметил, что, по его мнению, в сложившихся условиях предусмотренное правительством введение новой системы исчисления налога во многом теряет смысл. И, прежде всего, потому, что имеющиеся оценки стоимости земли никак нельзя назвать объективными.
К тому же размер налога теперь зависит не только от оценки стоимости земли, но и от коэффициентов, которые устанавливаются органами местного самоуправления.
И тут-то возникает еще одна проблема: местные власти стремятся взять с землепользователей по максимуму, используя предельные значения коэффициентов, определенные законом.
К установленному Налоговым кодексом РФ сроку – 1 февраля 2006 года агентство «Роснедвижимость» (ответственный исполнитель) не передало в налоговые органы сведения по земельным участкам области, составляющим в совокупности 45,1% ее территории. В итоге налоговики не имеют полной информации о том, кто и сколько должен им заплатить.
Фактически за 2006 год в консолидированный бюджет области поступило 1,01 млрд. рублей земельного налога, но это, по оценкам специалистов, составляет только 76,3% к годовым бюджетным назначениям.
Получается, что, несмотря на слишком высокие налоги на землю, исчисленные для некоторых землевладельцев, в целом переход на новую методику их расчета даже при применении муниципалами практически повсеместно максимальных коэффициентов, привел к снижению исчисленного на 2007 год налога по сравнению с 2005 годом.
Главная причина этого – в перекосах в кадастровой оценке, в неполноте учета земли и отсутствии у налоговых органов сведений о землепользователях.
И при этом с 2006 года в областном центре резко увеличился налог на землю в периферийных районах (Красноармейском, Кировском и др.), а в Центральном районе снизился. Это вызвало бурные протесты руководителей многих предприятий.
Переход на новую методику исчисления налога был вызван, по-видимому, желанием побудить крупных землевладельцев эффективнее использовать свои земельные участки, а если это окажется невозможным, избавляться от них. Следующим, весьма неприятным для множества мелких землевладельцев нововведением могут стать высокие налоги на землю, занимаемую городскими многоэтажными домами, а также сельскими усадьбами.
Возможность выступить на круглом столе получили все участники. Представители «Роснедвижимости» настаивали на том, что массовая оценка стоимости земли в области – не их дело. Они должны лишь контролировать этот процесс и вести кадастровый учет, без которого нельзя уточнять полученные оценки.
Работники городского комитета земельных ресурсов соглашались с тем, что в оценках стоимости земли есть перекосы, но утверждали, что устранять их должны не они. А депутаты гордумы говорили о необходимости периодического пересмотра имеющихся оценок стоимости земли по районам Волгограда с учетом изменения условий.
Но самыми острыми были выступления руководителей промышленных предприятий. Председатель НП «Совет директоров предприятий и организаций Красноармейского района Волгограда» Владимир Выстропов отметил, что цена земли в его районе лежит в пределах от 1342 до 3908 рублей за квадратный метр, что вполне сопоставимо с ценами в неизмеримо более привлекательном для бизнеса Центральном районе (от 2207 до 4061 руб. за кв. метр).
По оценкам независимых оценщиков, стоимость земли, занимаемой Красноармейским лесозаводом, например, завышена в 5,4 раза. Завышенные оценки стоимости земли ведут, по утверждению Выстропова, к значительному снижению рентабельности предприятий района и заработной платы их работников.
Ряд предприятий района оспаривают справедливость оценки кадастровой стоимости занимаемой ими земли в суде, но процессы идут безрезультатно с мая прошлого года. Совет директоров предприятий и организаций Красноармейского района обращался в Волгоградскую гордуму, к и. о. главы администрации Волгограда, к губернатору. Но решения, устраивающего его членов, не получил и потому вынес вопрос на рассмотрение облдумы.
На Красноармейском лесозаводе, выпускающим, в частности, пользующиеся высоким спросом каркасные дома для индивидуального строительства, налог на землю в 2007 году по сравнению с 2005 увеличился с 1,77 млн. рублей до 3,39 млн. По словам директора завода Александра Горбунова, это ведет к уменьшению рентабельности производства с 4,5 до 1%, то есть, вопрос стоит о жизни и смерти предприятия.
Просьба директора завода сводилась только к тому, чтобы при определении земельного налога для его предприятия учитывалась бы его специфика – потребность в значительных площадях для складирования сырья и готовой продукции.
Дискуссия за круглым столом завершилась принятием рекомендаций, цель которых, по заявлению Анатолия Бакулина, состоит в определении конкретного перечня необходимых действий и областной, и городской дум. Для областных законодателей, занятых формированием бюджета на три года, важно определить, есть ли в муниципальных образованиях резервы по земельному налогу, и каковы они.
Депутатам гордумы вместе с их коллегами из облдумы нужно пересматривать систему налоговых ставок по районам и, по возможности, учесть специфику отдельных отраслей промышленности.
А муниципальным образованиям надо, по мнению зам. председателя облдумы А.Бакулина, дать полномочия самостоятельно определять кадастровую стоимость своей земли с учетом реальных складывающихся цен на нее на период до проведения оценки квалифицированными специалистами в соответствии с утвержденной методикой. Только это даст возможность объективно оценить возможные поступления налогов.
Совместно с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области во втором квартале текущего года будет подготовлена областная целевая программа по созданию системы кадастра недвижимости на 2008-2011 годы. Финансирование этой программы будет предусмотрено в бюджете на ближайшие три года.
Анатолий Кошкин
|