Пополняются Ряды Волгоградских предпринимателей
Уже более года в Волгограде действует программа развития предпринимательства на 2006-2008 годы, принятая постановлением горсовета от 25 января 2006 года №27/534. О том, каковы первые результаты ее реализации, в беседе с нашим корреспондентом рассказал председатель комитета по предпринимательству администрации Волгограда Александр Фролов.
– Александр Георгиевич, в программе записано: «Необходимо обеспечить рост количества действующих субъектов предпринимательства – юридических лиц – до 0,5 тысячи и индивидуальных предпринимателей – до 3 тысяч ежегодно». Чего удалось достигнуть в этом направлении в 2006 году?
– Индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в налоговых органах, на 1 января 2006 числилось в Волгограде 21720 . А на 1 января 2007 года, по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики, их насчитывалось 24036. То есть стало больше на 2316 человек, или на 10,6%. Особенно заметен рост числа предпринимателей в отдельных районах: в Кировском – 11,5%, Краснооктябрьском – 11,2%, Советском – 10%. Тогда как в других он оказался ниже среднегородского: 8% – в Центральном, 8,6% – в Красноармейском и 8,4% – в Дзержинском. Что касается юридических лиц в сфере малого и среднего бизнеса, то число их также растет, однако соответствующая статистика за 2006 год имеется только по области в целом.
– А что можно сказать о переменах в численности индивидуальных предпринимателей, занятых в отдельных отраслях?
– Наибольший рост числа индивидуальных предпринимателей – 21% – отмечен по итогам 2006 года в строительстве. Это свидетельствует о настоящем буме на строительном рынке. Чуть ниже аналогичный показатель в сфере транспорта и связи: 19%. Число предпринимателей, чей бизнес связан с предоставлением коммунальных услуг, увеличилось на 14%. Видимо, это отражает развитие нового направления бизнеса, представленного ТСЖ. Тогда как численность индивидуальных предпринимателей, занятых в обрабатывающем производстве, приросла всего на 9%. Что касается оптовой и розничной торговли, в которой сегодня занято 63% всех предпринимателей, то доля их по итогам 2006 года не только не выросла, но даже несколько уменьшилась. Что связано, на мой взгляд, с приходом крупных сетевых компаний, которые вытесняют малый бизнес.
– В основе перемен, отраженных этой статистикой, – наверняка и осуществление тех мер, которые были предусмотрены программой. Что из намеченного в ней было сделано? Например, на таком важном направлении, как совершенствование нормативно-правовой базы?
– В 2006 году Волгоградская городская Дума приняла постановление, касающееся малых форм предпринимательства, охваченных единым налогом на вмененный доход. Согласно ему, проведено зонирование территории города и введены дифференцированные ставки налогообложения в зависимости от месторасположения предприятий, на основе оценки коммерческой привлекательности различных зон. Для бизнеса, размещенного на центральных улицах, установлены повышающие коэффициенты, а для предприятий в отдаленных точках – понижающие. При этом были учтены и мнения волгоградских предпринимателей, с которыми прошли районные координационные совещания, и аналогичная практика Ростова-на-Дону и Новосибирска. Для каждого района Волгограда установлены свои налоговые ставки и внутрирайонные зональные коэффициенты: 1 – для первой зоны, 0,6 – для второй и 0,3 – для третьей. Тем самым обеспечен щадящий налоговый режим для предприятий, размещенных не на самых бойких местах.
– Другое недавнее постановление городской думы сначала не на шутку встревожило предпринимателей…
– Действительно, с 1 января 2006 года была повышена вдвое арендная плата за объекты муниципальной недвижимости, выросли и платежи и за землю, особенно для киосков, находящихся за «красной линией» застройки. Совместными усилиями, с участием общественных объединений предпринимателей, профильного комитета городской думы и нашего комитета ситуацию удалось выправить. В дальнейшем было принято решение о том, чтобы в 2007 году не повышать арендную плату за муниципальные нежилые помещения и за землю. Это позитивно отразилось на деятельности многих предпринимателей и на взаимоотношениях между бизнесом и властью.
– Программой предусмотрено также «устранение административных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию предпринимательства»…
– В 2006 гордума приняла постановление, изменившее порядок размещения киосков, которых, кстати, в городе насчитывается 1870. Если раньше схема дислокации их разрабатывалась и утверждалась в администрациях районов по согласованию с комитетами по градостроительству и архитектуре, земельных ресурсов, департаментом потребительского рынка и другими подразделениями горадминистрации, то теперь утверждение взяла на себя городская дума. Негативные последствия этого нововведения не заставили себя ждать. К середине лета 2006 года, когда схема дислокации прошла тернистый путь согласований в администрациях районов и структурных подразделениях мэрии и затем утверждения городской Думой, выяснилось, что не были зарегистрированы договоры аренды земли под киосками. Соответственно не было и поступлений арендных платежей в бюджет. В связи с этим ряд депутатов выступил с предложением о том, чтобы изменить действующий порядок. По их мнению, следует передать размещение киосков в совместную компетенцию районных администраций и тех депутатов, на территориях избирательных округов находятся данные объекты мелкорозничной торговой сети, с утверждением на координационном совете по предпринимательству при администрации города и затем постановлением главы Волгограда. Мы считаем этот вопрос одним из основных в настоящее время и усиленно над ним работаем.
– В программе ставятся задачи расширения доступа предпринимательства к финансовым ресурсам путем финансово-имущественной и административно-правовой поддержки и внедрения альтернативных финансовых технологий». Что это означает?
– Для того чтобы предприниматели-арендаторы муниципальных нежилых помещений могли поскорее выкупить их на аукционах, мы разработали программу облегчения их доступа к финансовым ресурсам. Были проведены совещания с организациями, проявившими интерес к содействию предпринимателям, желающим стать собственниками арендуемых помещений. Наша программа предусматривает использование для выкупа помещений лизинговых компаний. Последние могут приобретать их на аукционах и затем передавать по договорам лизинга предпринимателям. Правда, есть в этой схеме и минус: лизинговые компании рассчитывают стоимость передаваемых помещений с НДС, а далеко не все предприниматели работают с этим налогом и потому не вправе в налоговых декларациях предъявлять соответствующие суммы к зачету. Таким образом, за помещение стоимостью 1 миллион рублей предприниматель должен платить лизинговой компании 1 миллион 200 тысяч. Но для предпринимателей, использующих НДС, эта программа уже «работает».
– На всю 3-летнюю программу развития предпринимательства предусмотрены 13,5 миллионов рублей, в том числе на 2006 год – 4,5 миллиона. А на какую сумму реально была профинансирована она в прошлом году?
– В объеме 500 тысяч рублей. Это определялось позицией ряда депутатов и департамента финансов: раз у нас бюджет с дефицитом, не может быть речи о полном финансировании программы. Приблизительно такая же ситуация и в этом году. Но и то, что есть, – это большой плюс по сравнению с тем, что было прежде. В основном эти средства направляются на продвижение субъектов предпринимательства на межрегиональные рынки путем содействия участию их в выставках и ярмарках, на проведение профессиональных конкурсов и празднование Дня предпринимателя, который в прошлом году отмечался в Волгограде впервые, к которому предприниматели обрели даже свой гимн и свою символику.
– Какую перемену последнего времени в сфере предпринимательства вы считаете наиболее важной?
– Самым важным считаю то, что теперь администрация Волгограда слышит предпринимателей, знает проблемы, стоящие перед ними, – через конфликтные комиссии, которые сегодня есть в каждом районе, через координационный совет по предпринимательству при мэрии, а также через наш комитет.
Беседовал Олег МАМОНТОВ
|