Чем завлечь в регион стратегических инвесторов?
О том, как обстоят дела с инвестициями в Волгоградской области, корреспондент «НДВ» беседовал с вице-губернатором Анатолием Бровко, ответственным в регионе за реализацию инвестиционной политики.
– Анатолий Григорьевич, как, по вашим данным, обстоит дело с инвестициями в Волгоградской области? Какое место она занимает среди других регионов ЮФО по их объему?
– В целом неплохо. Об этом можно судить, прежде всего, по динамике роста объемов инвестиций в экономику нашего региона за счет всех источников финансирования. Вот только цифры за последние пять лет. В 2001 году в основной капитал были направлены около 16 млрд. рублей инвестиций (138% к уровню 2000 года в сопоставимых ценах). В 2002 году объем инвестиций вырос на 6% и составил более 19 млрд. рублей. В 2003 году было около 22 млрд., а в 2004 – 28,2 млрд. рублей (112,2% к 2003 году). В 2005 году инвестиций было уже 39,8 млрд. рублей (рост на 33%), в 2006 – более 49,6 млрд. рублей.
Среди регионов ЮФО наша область по объему инвестиций, полученных в 2006 году, занимает третье место. Лидером, по вполне понятным причинам, является Краснодарский край с показателем 148,8 млрд. рублей. На втором месте – Ростовская область (90,6 млрд. руб.).
Большая часть инвестиций, полученных областью, приходится на металлургические производства, переработку сельхозпродукции, объекты транспорта и связи. В структуре инвестиций в основной капитал промышленных компаний и организаций в прошлом году преобладали средства на приобретение машин и оборудования, строительство зданий и сооружений. Около 60% всех инвестиций в 2006 году составили собственные средства предприятий.
– Объем инвестиций, очевидно, определяется инвестиционной привлекательностью региона. Чем ее можно «измерить»?
–Инвестиционная привлекательность – понятие комплексное. Сюда входят экономический потенциал региона, уровень развития промышленности, сельского хозяйства, науки. А также численность населения, уровень образования жителей, степень обеспеченности региона квалифицированными кадрами, наличие благоприятных условий для их проживания.
Обязательная составляющая – степень развития инфраструктуры. Прежде всего, это относится ко всем видам транспорта, логистики и связи, системам электро- и газоснабжения. Наличие полезных ископаемых и предприятий, осуществляющих их добычу – тоже важный фактор инвестиционной привлекательности.
Большое значение имеют климат, наличие природных рекреационных и бальнеологических зон. Разумеется, действующая нормативно-правовая база региона должна в максимальной степени отвечать требованиям потенциальных инвесторов.
К числу привлекательных для них условий причисляют еще и низкий уровень коррупции властей, и высокую степень политической стабильности.
Наша область относится к наиболее динамично развивающимся промышленно-аграрным регионам ЮФО, обладает высоким научным и производственным потенциалом, развитой транспортной инфраструктурой. Не обижен регион и природными условиями: уникальный климат, природные парки и курортные зоны, залежи ценных полезных ископаемых. Я говорю не только и не столько об углеводородном сырье, сколько о бишофите, калийных солях, фосфоритах, минеральной воде.
23% объемов промышленного производства в Южном федеральном округе приходится на нашу область. А по наличию сельскохозяйственных угодий у нас третье место в России после Алтайского края и Оренбургской области. У региона мощная энергетическая база: Волжская ГЭС, ТЭЦ. Суммарная мощность только тепловых электростанций региона составляет 42% мощности всех энергоисточников ЮФО.
Работа по повышению инвестиционной привлекательности области фактически является работой по укреплению и развитию ее экономики. Это было и остается главной заботой областной администрации.
Важное значение имеет и формирование положительного имиджа региона у потенциальных инвесторов. И в этом направлении немало делается – достаточно вспомнить работу областной власти по организации участия региональных компаний в различных международных форумах, выставках, ярмарках; встречах губернатора и его заместителей с иностранными делегациями и их поездках в страны дальнего и ближнего зарубежья.
– Вы упомянули такой важный фактор инвестиционной привлекательности, как состояние нормативно-правовой базы региона. Насколько она у нас соответствует интересам потенциальных инвесторов и что еще надо сделать, чтобы ее улучшить?
– Должен сказать, что в большинстве российских регионов к созданию прогрессивного инвестиционного законодательства относятся формально, ограничиваясь лишь общими декларациями о наличии «специального закона об инвестициях». При этом обычно никто не вдается в такие «детали», как степень сбалансированности, последовательности инвестиционной политики и благоприятного инвестиционного законодательства, учитывающего все новации.
Волгоградская область предлагает сегодня либеральную модель инвестиционной политики вместе с соответствующим набором механизмов. Все это официально закреплено в нормах нашего регионального законодательства. В целях его совершенствования необходимо в ближайшее время ввести в действие закон «О порядке предоставления государственных гарантий Волгоградской области». На мой взгляд, этот закон является самым прогрессивным по сравнению с аналогичными нормативными актами других субъектов РФ, поскольку предусматривает предоставление госгарантий без обязательного залога.
– А каковы общие цели и задачи инвестиционной политики области? Как она реализуется?
– Наша стратегия в сфере инвестиционной политики изложена в «Программе социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2010 года».
Ее главная цель – максимальное привлечение средств федерального бюджета на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ, а также инвестиций отечественных и зарубежных компаний для освоения недр, развития курортно-рекреационного комплекса, модернизации социальной и инженерной инфраструктуры.
В числе задач областной администрации финансирование из регионального бюджета строительства автомобильных дорог, объектов газификации и ЖКХ, здравоохранения, культуры и образования; финансовая поддержка АПК. Очень важным является и содействие развитию различных форм кредитования бизнеса.
Все инвестиционные проекты рассматриваются на специальном экспертном совете. Самые важные из них получают поддержку региональных властей. Для этого используется специальный бюджет развития, в котором на 2007 год предусмотрено 111 млн. рублей. Финансовая поддержка ряда проектов осуществляется путем предоставления государственных гарантий и бюджетных кредитов (по ставке, равной половине ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Для работы с инвесторами созданы специальные структуры – Агентство инвестиций и развития Волгоградской области, Волгоградский центр трансфера технологий, Южно-Российский центр торгово-экономического сотрудничества с КНР.
В области реализуются меры по созданию информационной инфраструктуры, формирующей у инвесторов адекватное представление об уровне развития бизнес-процессов и менеджмента в регионе, об инвестиционном климате, постоянно пополняются специализированные общедоступные базы данных, из которых можно получить всю необходимую для инвесторов информацию, а также каталог инвестиционных проектов.
В настоящее время завершается подготовка «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года», в которой инвестиционная проблематика займет важное место. Считаю целесообразным разработать единую стратегию инвестиционного развития региона на ближайшие несколько лет.
Полагаю, детальная проработка подобного документа с участием всех органов власти региона даст возможность выявить самые эффективные «точки роста» экономики области, наметить конкретные мероприятия по целевому привлечению инвестиций.
– Какие инвестиционные проекты вы считаете наиболее важными для области? На какой стадии реализации они находятся?
– Начну с самого важного, работа по которому идет уже с 1995 года. Я имею в виду первый пусковой комплекс первой очереди мостового перехода через Волгу, сдача которого в эксплуатацию намечена на конец 2008 года. Работа по этому проекту идет, хотя есть проблемы с финансированием и отселением жителей Волгограда, дома которых оказались в зоне строительства моста.
По заданию управления автомобильных дорог администрации области институт «Гипротрансмост» разрабатывает инженерный проект «Строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через Волгу в г. Волгограде».
Один из важнейших для области проектов – строительство санаторного комплекса на озере Эльтон за счет средств областного бюджета. Разработан его инвестпроект, определен государственный заказчик строительства.
По первому пусковому комплексу Международного бизнес-центра в Волжском разработано технико-экономическое обоснование строительства, ведется работа по привлечению авторитетных иностранных консультантов, которые должны провести маркетинговые исследования и подготовить заключение. Есть и градостроительное проектное предложение по планировочным решениям для бизнес-центра. Главные задачи сейчас – межевание его территории и презентация проекта для потенциальных инвесторов.
Актуальной является и реконструкция международного аэропорта Волгоград. Специалисты компании «Lufthansa Consalting» уже представили нынешним собственникам свои технические предложения. Подготовлен протокол о намерениях с компанией-инвестором, согласовывается концепция развития аэропорта и перечень компаний-партнеров, которые будут принимать участие в реализации проекта.
Нельзя не упомянуть также ряд проектов в сфере АПК. В частности, строительство крупных свиноводческих комплексов в Михайловском и Городищенском районах. Есть немало и других важных и интересных проектов в сфере сельского хозяйства, промышленного производства, транспорта и строительства, над которыми в области ведется работа.
Анатолий Кошкин
|