GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Уроки прошедшей зимы: нерациональный расход газа ведет к его дефициту

Городским властям, руководству ООО «Межрегионгаз», «Волгоградтрансгаз» и «Волгоградгоргаз», энергетикам области пришлось приложить немало усилий для того, чтобы ведомственные и муниципальные котельные, снабжающие теплом город-миллионник, не прекратили работу в сильные морозы в январе и феврале 2006 года.

Давление в магистральном газопроводе в городе временами снижалось вдвое ниже нормы и газовикам пришлось даже прекращать подачу газа на некоторые предприятия, что привело к срыву сроков выполнения ответственных контрактов.

Члены совета директоров предприятий и организаций областного центра попытались разобраться в причинах, вызвавших критическую ситуацию в системе газоснабжения, а также наметить пути решения проблем.

Мороз как стихийное бедствие

Первый вице-мэр Волгограда Анатолий Кращенко в своем выступлении отметил, что «мягкие зимы» привели многих руководителей в «расслабленное состояние», внушили им ложную уверенность в стабильности существующей системы энергообеспечения. Первая же за последние 10 лет морозная зима разрушила иллюзии. Стала очевидной возможность возникновения критических ситуаций как в системе газоснабжения, так и электроснабжения городских районов.

По словам Анатолия Николаевича, прошедшая зима заставила власти применить «драконовские меры» к промышленным предприятиям и энергетическим объектам, потребляющим газ.

В области была создана специальная комиссия по регулированию подачи газа, был разработан график перевода потребителей на резервное топливо при понижении температуры ниже минус 15 градусов.

Комиссия делила «мизерные ресурсы» газа и делала все для того, чтобы «население не замерзло». Однако из 70 городских предприятий, включенных в график, только 10 могли периодически переходить на использование мазута вместо газа. На остальных либо не было мазута, либо емкости для его хранения пришли в негодность и все оборудование, необходимое для его сжигания, было демонтировано.

Вторая проблема, с которой столкнулись зимой городские власти, – перегрузка некоторых городских электроподстанций. Пришлось отключать уличное освещение, магазины и некоторые предприятия, поскольку авария в системе электроснабжения могла бы иметь катастрофические последствия для всех систем жизнеобеспечения областного центра.

В целом многим предприятиям и организациям Волгограда последствия морозной зимы нанесли немалый экономический ущерб. Анатолий Кращенко считает, что для предотвращения значительных материальных потерь и исключения возможных системных аварий в системах энергообеспечения города в следующую зиму необходимо обеспечить возможность работы на мазуте или угле в качестве резервного топлива на всех предприятиях – крупных потребителях газа.

А также принять меры по увеличению мощности трансформаторов на существующих подстанциях ОАО «Волгоградэнерго» и строительству новых.

О проблемах, возникших в прошедшую зиму, говорил также заместитель генерального директора ООО «Волгоградрегионгаз» Александр Лукин. По его мнению, избежать катастрофы в январе – феврале этого года помогли только решительные действия «Волгоградтрансгаза», «Волгоградгоргаза» и волгоградских энергетиков.

Именно ТЭЦ области за счет перехода на сжигание мазута обеспечили высвобождение 3-4 млн кубометров газа в сутки для использования населением и обеспечения работы коммунальных котельных. Если бы не этот газ, в морозы могли бы быть остановлены почти все городские котельные.

Но энергетикам переход на резервное топливо стоил недешево – за два зимних месяца они сожгли весь стратегический запас дорогого мазута – 120 тысяч тонн. Таким образом, регулировать потребление газа в области удавалось благодаря «жертвам» с их стороны. Возможности же газовиков были крайне ограниченны из-за большой инерционности газотранспортной системы – ведь газ с сибирских промыслов идет до Волгограда более пяти суток.

Продолжающееся строительство новых котельных в Волгограде, по мнению Александра Лукина, «убивает ТЭЦ» и сужает возможности маневра для энергетиков и газовиков. Чем меньше тепла энергетики поставляют потребителям, тем больше зимой становится доля малых котельных в общем потреблении газа и меньше доля ТЭЦ. А перевод новых газовых котельных на жидкое топливо связан с множеством проблем и потому регулирование газопотребления становится возможным только за счет их отключения от газовой магистрали.

В связи с этим Александр Лукин считает, что городская администрация должна запрещать строительство новых котельных для отопления жилых домов в зоне действия ТЭЦ. И, вообще, серьезно заняться проблемой сокращения потребления газа в зимний период.

Если мы все не будем экономить газ, – заявил он, – то скоро его не хватит ни для кого.

Решение, не требующее больших затрат

Перечисленные выше первоочередные меры, конечно, помогут преодолевать зимние трудности, связанные с дефицитом газа «в трубе», и снизить вероятность «замерзания» миллионного города. Но кардинально проблемы они не решат и не приведут к снижению или хотя бы к стабилизации тарифов на тепловую энергию в областном центре.

Детально аргументированные предложения по ее решению на заседании совета директоров изложил управляющий директор «Волгоградской генерации» – филиала территориальной генерирующей компании «ТГК-8» Павел Раменский. При этом в самом начале своего выступления Павел Петрович подчеркнул, что их реализация не потребует значительных капиталовложений.

По его данным, потребность Волгограда в тепловой энергии составляет 5,82 млн Гкал в год. Городские ТЭЦ покрывают лишь около 9% этой потребности. 65% тепла дают муниципальные котельные, сжигающие 68,2% всего потребляемого городом газа, и 26% – ведомственные (котельные предприятий, отапливающие по совместительству и жилые дома). Ведомственные котельные забирают из «трубы» 25,2% городского газа.

Общее же потребление газа городом превышает 900 млн кубометров.

Всего в областном центре сегодня 141 котельная, из которых только 13 могут использовать резервное топливо. Иначе говоря, «город намертво привязан к трубе и при резком сокращении подачи газа неизбежны катастрофические последствия для его населения».

По подсчетам энергетиков, на выработку одной гигакалории тепла в Волгограде, в среднем, расходуется 155,7 кубометра газа. Это очень много. Общую картину «портят» именно котельные, имеющие очень невысокий коэффициент использования топлива.

На котельных (даже крупных) этот показатель лежит в пределах 176 – 180 кг условного топлива на одну гигакалорию, тогда как на ТЭЦ – от 109 до 114 кг.

Высокая эффективность использования теплотворной способности топлива (между прочим, не только газа) на ТЭЦ объясняется, в первую очередь, тем, что там вырабатывается одновременно и тепловая, и электрическая энергия. Процессы эти связаны. Чем больше тепла вырабатывает и отдает потребителям ТЭЦ, тем больше электроэнергии при этом она производит. И тем дешевле становится каждый полученный киловатт-час и каждая гигакалория.

Сегодня получается, что львиная доля газа, потребляемого Волгоградом, используется зимой для не слишком эффективного сжигания в котельных, отапливающих жилые дома. Нетрудно подсчитать, что при использовании этого же газа в процессе ко-генерации (тепла и электроэнергии) общая выработка энергии может быть увеличена не менее чем на 40%!

Предложения энергетиков, изложенные Павлом Раменским, как раз и имеют целью значительно увеличить долю тепловой энергии, вырабатываемой для нужд города на действующих ТЭЦ в режиме ко-генерации. Одновременно это ослабит зависимость системы энергоснабжения Волгограда от газовой трубы – ведь у «крупной энергетики», как показала прошедшая зима, гораздо больше возможностей для перехода, в случае необходимости, на резервное топливо, чем у муниципальных котельных.

Программу конкретных действий по повышению эффективности использования газа должна выработать рабочая комиссия, в которую планируется включить представителей городских властей, энергетиков и промышленных предприятий.

Пока просматриваются частичные изменения в системе теплоснабжения города: перевод на отопление от ТЭЦ большей части Кировского и Красноармейского районов (с закрытием и консервацией существующих муниципальных котельных); прокладка теплотрассы от Волжской ТЭЦ по плотине ГЭС для обеспечения потребностей значительной части Тракторозаводского района.

Теплопровод по плотине – вовсе не «экзотика». По словам Раменского, точно такое же решение с большим эффектом используется, например, в Иркутске. Несмотря на увеличение длины теплотрасс, использование энергии от ТЭЦ оказывается в целом намного более выгодным, нежели использование котельных. Важно и то, что не потребуется строить новых котельных для того, чтобы обеспечить теплом вводимые в эксплуатацию новые дома.

Павел Раменский подчеркнул еще одно достоинство предлагаемого решения: закрытие котельных, работающих зачастую рядом с жилыми домами, на их крышах, приведет к значительному улучшению экологической ситуации (сегодня ежегодные выбросы в атмосферу окислов азота и углерода только от волгоградских котельных превышают 5000 тонн).

Еще один «плюс» – увеличение доли тепла от ТЭЦ создает реальные возможности для стабилизации и даже снижения тарифов на тепловую и электрическую энергию в регионе. Об этом говорят такие цифры: средняя стоимость тепловой энергии от котельных в Волгограде 442 рубля, а от ТЭЦ – около 230 рублей.

Волгограду нужна оптимальная схема теплоснабжения

Эффективность предложенных энергетиками изменений системы теплоснабжения города все же не столь высока, как хотелось бы. Конфигурация областного центра такова, что без использования автономных котельных в отдельных районах все же не обойтись – «дотянуться» до каждого дома нынешние ТЭЦ не могут.

Для значительного сокращения потребления газа и одновременного увеличения производства как тепловой, так и электрической энергии, в Волгограде надо принципиально менять систему энергоснабжения. Возможности для этого появились.

Альтернативой централизованному теплоснабжению от существующих ТЭЦ Павел Раменский считает использование в городе миниТЭЦ, также использующих принцип ко-генерации.

На российском рынке предлагаются сегодня серийные блочные газотурбинные миниТЭЦ, полностью заменяющие крупные котельные и вырабатывающие одновременно и тепло, и электроэнергию. Например, газотурбинные блоки ГТ-009 производства группы компаний «Энергомаш», имеющие коэффициент использования топлива до 85%.

Каждый блок такой быстро возводимой и полностью автоматизированной миниТЭЦ может выработать за год 130 млн квтч электроэнергии и около 300 тысяч Гкал тепла.

Такие станции получают все большее распространение во всем мире. В частности, у практичных немцев уже около 2000 газотурбинных миниТЭЦ, находящихся в эксплуатации либо на стадии строительства.

Работают такие станции и в России – в городах Орел, Белгород, Вельск (Архангельская обл.), Реж (Свердловская обл.). Планируется их создание в Элисте, Барнауле, Магнитогорске, Щелково, Тамбове и ряде других.

Для Волгограда, с его особой конфигурацией и растущим дефицитом электрической и тепловой энергии, очень важно не отстать от других городов и кардинально решить свои энергетические проблемы с использованием оборудования 21-го века.

Анатолий КОШКИН



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования