Сделано в Швеции – сделано с умом: три взгляда на жизнь в одной из скандинавских стран
«Шведская цивилизация поражает «всеобщей электронизацией»
Давно мечтала побывать в стране, обогатившей мир своим эксклюзивом: «шведским столом», стенкой, спичкой, семьей, ансамблем «АВВА» и даже социализмом. Правда, жизнь распорядилась мудрее, предоставив мне шанс выйти замуж за шведского бизнесмена, поэтому шведский мир пришлось больше познавать изнутри, живя в миллионном Стокгольме.
Надо сказать, что Швеция сегодня далеко уже не та, о которой мы знали в разгар семидесятых. В Швеции теперь живет немало выходцев из России, но их количество меркнет перед числом мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Кстати, устроиться на работу без знания шведского языка здесь невозможно. Поэтому все по приезду сюда, сразу же хватаются за учебники, бегают на курсы или нанимают репетиторов.
Чем же вызвано такое «нашествие» южан в северную страну? На мой взгляд, есть две главные причины: высочайший уровень жизни и либеральное законодательство, обязывающее принимать беженцев из регионов, где свирепствует голод и ведутся войны, оперативно воссоединяться разлученным семьям. Эту «стезю» и стали со временем эксплуатировать некоторые предприимчивые мигранты. Cхема довольно проста. Приедет сюда какой-нибудь арабский «полпред», а через год, глядишь, и его многочисленное семейство уже пускает здесь крепкие корни. Процесс бесконечен, так как в очередь выстраиваются и дальние родственники первопроходца. Таким образом «перекочевывают» к северным фьордам целые деревушки бедуинов.
Правда, нужно отметить, шведы тепло и радушно встречают каждого человека, прибывающего к ним, а уж беженцев – тем более. Но если вначале такому «гольфстриму» радовались и даже гордились им, то теперь слышится и ропот. И дело здесь не в искорках национализма. Все гораздо сложнее. Шведы оказались не готовы к такой массовой миг
рации людей с Востока. В эту северную страну вместе с ними пришла и незнакомая культура, и непонятные традиции. Живя долгое время обособленно, северяне и предположить не могли, что скоро число жгучих брюнетов в их королевстве будет расти в геометрической прогрессии, а смешанные браки станут повседневностью.
Разумеется, в столь мощном мигрантском потоке были не только удачливые предприниматели и люди с деловой хваткой. Увы, немало в нем оказалось проходимцев и бездельников. Все это дало хорошую подпитку дремавшей доселе преступности. По вечерам стало опасно ходить по окраинным улицам столицы. Участились случаи нападения на одиноких старушек с целью грабежа. В местах компактного проживания новых граждан страны появились кучи хлама, бросались в глаза неухоженность жилищ, грязь на улицах. Даже станции метро отличаются. Если в центре они уютны и чисты, то на окраинах подстать нью-йоркской подземке.
А вот цивилизация в Швеции поражает, и в первую очередь – электронным бытом. Его атрибуты можно обнаружить везде: и в маршрутном столичном автобусе, и в читальном зале любой библиотеки, не говоря уж о фирмах или крупных предприятиях. Ноутбуков в Швеции нет разве что только у дворников. Здешняя электроника во многом облегчает жизнь. Правда, шведы к этому уже привыкли и, порой, не замечают подаренных ею благ.
Столичный пассажирский транспорт работает, как часы, наблюдайте хоть сутками: тютелька в тютельку. Cогласитесь, ужасно приятно, когда перед тобой тихо открываются двери рейсового автобуса, и к вашим ногам плавно опускаются ступеньки. Не успела подняться в салон, как мне подарили книжку с расписанием всех маршрутов транспорта столицы. Ни давки, ни замызганных автобусов, ни ругани. Дорожные службы постоянно отслеживают
пассажиропотоки и своевременно вносят в них коррективы. Увидеть в салоне автобуса стоящего пассажира – просто экзотика.
Славится Швеция и великолепным отношением государства к своим престарелым гражданам. Самая высокая продолжительность жизни в Европе и наиболее «крутой» подоходный налог и подняли, в целом, местную социалку на невиданную высоту. Минимальная пенсия здесь 6000 крон (средняя зарплата – в два раза больше). До последнего старики стараются жить в своих квартирах и, когда становится уже невмоготу обслуживать себя, уходят в дома для престарелых. Кстати, ничего общего с нашими подобными заведениями. У каждого здешнего постояльца свое обеденное меню, он может заказывать любые продукты питания или товары, необходимые ему (и не только) – вплоть до компьютера или авто. Просторные и уютные апартаменты со свежесрезанными цветами в красивой вазе плюс другие атрибуты достойной жизни – все это и есть дом для престарелых по-шведски.
Разумеется, все это не бесплатно: за прилагаемый комфорт приходится отстегивать часть пенсии, благо, что она солидная – хватает на все. Можно даже махнуть на южный курорт. Но главная радость не в этом. Так побеждается одиночество.
Увы, от него не застрахуешься. В каждой коммуне (в столице так называют городские районы, а в сельской местности небольшие территории с одним или несколькими поселениями) созданы центры, где есть масса различных курсов для вовлечения в них пожилых граждан. От вязания до компьютерных – кому что нравится. Кстати, за компьютерные услуги (вместе с учебой) здесь берут совсем недорого: всего 300 крон в месяц.
Спрос на курсы стабилен, особенно с октября по март, когда здесь царствует полярная ночь. Большой процент посещений приходится и на инвалидов. Их очень много. Правда, никто из них не чувствует себя в чем-то ущемленным. Государство, кстати, прилагает немало усилий, чтобы этого не происходило.
Страна с населением в девять миллионов человек очень дружит со спортом. В каждой деревеньке или городке обязательно есть своя футбольная или хоккейная команда. А частенько и то, и другое. Это как предмет национальной гордости. Впрочем, как было раньше это и у нас.
Очень удивили местные вкусы. Как вам картофельные оладьи с брусничным вареньем? Но это еще ничего. А вот что делать с засахаренными огурцами или сладковатой селедкой – ума не приложишь. В остальном – пища, как и у наших северных народов. На спиртное – госмонополия. Из «градусных» напитков предпочтение отдают пиву.
Швед никогда не станет есть продукт, не прошедший экспертизы. Они даже яблоки не собирают, выращенные у себя на даче. Ведь
чисто, говорю, ни машин, ни селитры, только аромат цветов – нет, не едят свои яблоки. Так и висят, пока не склюют их птицы. Вот из магазина или супермаркета – да. Там все проверяется тщательно, и покупатели всегда спокойны за приобретенные здесь продукты питания.
Церкви – лютеранские. Их исправно посещают семьями. После молебна прихожане спускаются в церковный подвальчик и попивают кофе, живо общаясь между собой. За сладости, конечно, приходится платить, но это чисто символическая цена. После 25 декабря, на католическое Рождество, на столах можно увидеть и знаменитое домашнее печенье – любимейшее кушанье Карлсона. Его готовят и приносят сюда сами участницы посиделок.
Народ, в целом, приветливый и добродушный и даже больше: некоторые взрослые ведут себя, почти как дети – до того они просты.
Женщине на севере уготовлена особая роль. Она – локомотив нации. Испокон века мужчина занимался лишь только охотой, вся остальная тяжесть бытия лежала на плечах женщины. Поэтому ей изначально нужно было быть обязательно сильной, выносливой и крепкой. Это продолжалось веками. Нет ничего удивительного в том, что теперь потихоньку возрождается матриархат. Выбирает здесь именно женщина: и с кем будет танцевать, и за кого пойдет замуж, и кого пригласит сегодня на ужин в кафе. Немудрено, что так называемая «шведская семья» – ярчайший отголосок жизни на Крайнем Севере – возникла именно здесь. Мужчинам сегодня охотиться уже не на кого, поэтому большинство из них утратило и навыки, и «нюх» добытчика. Все стали вдруг какими-то мягкими и послушными. Правда, многие из них еще надеются, что сильная женщина выберет именно его. Хотя бы для создания своей собственной семьи.
Галина Ковалева, ведущий специалист волгоградской страховой компании «РК-гарант»:
«Для нашего туриста страна несколько дороговата»
Начинать «осваивать» Европу мне посоветовали со Скандинавских стран. Так и сделала, отправившись в краткосрочное турне по Швеции.
Откровенно говоря, эта страна меня «расстроила». Уж слишком хороша. Здесь все оказалось гармоничным: и архитектура, и люди, и порядки. В Швеции любят строить и перестраивать. И что особенно приятно – в излюбленных стилях прошлых веков. Шведские строители умеют «старить» камни. И это так здорово!
Выяснила, что шведы предпочитают ездить на отечественных автомобилях. Если на дороге мчатся шесть машин, то пять из них обязательно концерна «SAAB». Чистые и сверкающие, как будто только что из автомойки или из магазина. Подстать им и дороги: хорошие и благоустроенные.
Кстати, и о местной чистоте воды можно слагать легенды. Представляете: детское питание здесь разбавляют горячей струей из обычного водопроводного крана на кухне!
Конкретно одного национального блюда в Швеции нет. Разве что строганина. Тем не менее, местная кухня вкусная и разнообразная. Порции огромные. Пообедать за «шведским столом» хватит и семи евро. Если в ресторане, то и в пятьдесят не уложиться. По нашим меркам, это дорого, по шведским – дешево. Увы, наши зарплаты и близко не сопоставимы: там уборщица зарабатывает больше, чем наш профессор. Поэтому купить на вокзале чашечку кофе за полтора евро ей не доставляет головной боли, хотя на многих предприятиях, говорят, его пьют бесплатно, как раньше у нас газводу из сатуратора. Правда, здесь предпочитают все хорошее и качественное.
Цены на спиртное – запредельные. На языке наших денег это выглядит так: вино – 500, ликеры и водки – от 600 и 700 соответственно, качественные коньяки – от 1000 рублей. Вот когда по-настоящему оцениваешь «отеческую» заботу государства.
Что бы ни говорилось, но Швеция для нашего туриста – страна дороговатая. Ассортимент товаров в столичных магазинах такой же, как и у нас, только все раза в два дороже. Взять ту же зубную пасту «Colgate» или любую другую вещь первой необходимости.
Что касается местных достопримечательностей, то здесь есть на что посмотреть. И первым делом музейный комплекс, возведенный в честь найденного корабля древних «Васса». Он пролежал на дне Ботнического залива свыше 300 лет. В это нельзя поверить, но он сохранился в своем первозданном виде. Нет ничего сломанного, а также съеденного солью или древесными жучками. Все дело в слабосоленой воде залива. Она и защитила целиком все судно. Правительство страны решило сделать корабль викингов достоянием всего мира. А вскоре появились различные пристройки к главному корпусу музея. Комплекс обошелся государству в 250 миллионов крон.
Хотела отметить и такую деталь: если здесь сносят старый дом, то на его месте построят новый, изящней прежнего. Облезлых зданий, как в Питере, в Стокгольме нет, хотя и здесь такая же влажность. Кстати, шведская столица расположена на нескольких островах. Живописные набережные. Именно здесь старается пустить свои корни местная знать. Богатые дома, престижный район. В архитектуре наблюдается некоторое смешение стилей, есть даже так называемый «колониальный», но все их объединяет одно: они – украшение северной столицы. Нет вычурности, безвкусицы, все гармонирует и дополняет друг друга.
В один из дней нас повели в ресторан, хозяином которого был наш соотечественник. Не успели сесть за столики, как у нас стали выведывать контрабанду, мол, водочки не прихватили ли с собой из России, сигареты, икорочки и так далее. Увы, об этой фарцовке мы как-то и подзабыли. Там удивились еще больше: как можно предать забвению альма-матер российского бизнеса? Три-четыре человека из группы обязательно что-либо привезут сюда. Тем и живут. Интересно, сколько хозяин ресторана «отстегивает» гиду за знакомство российских групп со столь яркой жемчужиной королевского общепита?
Время в Швеции пролетело незаметно. Уезжала домой с одним чувством: получать столько приятных впечатлений в единицу времени мне не удавалось больше нигде! Жаль, что так и не успела увидеть смену гвардейцев у столичной резиденции короля Швеции. К этой грустной мысли вскоре добавилась еще одна, когда наша группа прибыла в Питер. Шел дождь, настенные часы на таможне стояли, не работал рукомойник и не закрывались двери туалета, а на кабинках по-прежнему отсутствовали защелки. Вот, и приехали…
Светлана Мякишева, главный специалист волгоградской туристической фирмы «Дельта-М».
«У городов «шведского социализма» свои очарование и традиции»
Побывать на родине Карлсона – да кто же откажется от такого предложения? Еще в детстве, едва прочитав знаменитую сказку, стала собирать книги скандинавских писателей. Уже в ту пору мечтала побродить по далеким северным городам, и когда представился случай, отправилась в путешествие по Швеции с замирающим сердцем.
Самое удивительное то, что мои детские впечатления здесь оживали с новой силой. Все было и знакомым, и в тоже время неизвестным; что-то легко узнавалось, а что-то оказалось для меня сюрпризом.
Надо сказать, что у каждого города северного королевства свое очарование, неповторимость архитектуры и традиции. Главными в стране являются три (не считая столицы): Гётеборг, Уппсала и Лулео.
Стокгольм – это город на воде. Главный мегаполис страны расположен на 14 островах. Ему 750 лет. Сегодня он считается одним из мощных европейских центров информационных технологий. Ничего удивительного в том нет: сразу же после Октябрьской революции именно шведской компании «Эриксон» Ленин и поручил телефонизировать Питер и Москву.
Понравилась столица своей изысканной архитектурой, огромными зелеными парками и чистой водой. Кстати, рядом с ней находится архипелаг со знаменитыми островами-шхерами. Говорят, их около 24 тысяч. Не зря Стокгольм считают одним из красивейших городов мира.
Не буду подробно говорить о столичных музеях – их сотни, остановлюсь лишь на некоторых, наиболее интересных достопримечательностях города. Первым делом всех туристов везут взглянуть на Королевский дворец, затем на легендарный корабль «Васа» и в Национальный музей (картинная галерея). Конечно, все это мне понравилось, но я успела заглянуть и в ряд других – музей Нобеля, кукол, монет, почты. Все оригинально, компактно и сделано со вкусом.
Пришлась по душе и двухчасовая экскурсия-прогулка под 15-ю мостами. Она для тех, кто хочет полюбоваться и запечатлеть городские пейзажи с залива Сальтшён и озера Меларен, в границах которого и умещается Стокгольм. Разумеется, воспользовалась и обзорной экскурсией на автобусе. Богатое наследие прошлого так привлекло, что забыла о главном маршруте – по местным магазинам. Правда, долго в них пробыть нельзя, так как все дорого. По крайней мере, для нас.
Гётеборг – западный порт Швеции. Он второй по величине город страны. В нем проживает (вместе с пригородами) более 700 тысяч человек. Его архитектура и планировка не похожи ни на один шведский город, скорее, типичный среднеевропейский. Одно из главных достопримечательных мест – «прогулочная миля» под названием Авенон. Чем-то напоминает знаменитые Елисейские поля в Париже: такие же размах и роскошь. Жители очень общительны, слывут либералами. Стокгольмцы часто подшучивают над ними, утверждая, что гётеборжцы чаще смотрят на запад, чем на восток, и добавляют, что когда в Лондоне начинается дождь, в Гётеборге раскрывают зонты.
Что касается Уппсалы, то это древняя столица Швеции. Находится в 70 километрах от Стокгольма. Город известен в Европе своим университетским центром, открытым для молодежи всех стран. Это и родина выдающихся людей, таких, как физик Цельсий, натуралист Линней и других. Прямо в центре города расположен Собор Святой Троицы – самый большой (из готических) на Севере. Всегда живописен и ботанический сад, заложенный самим Карлом Линнеем. Город известен и своей уникальной библиотекой – самым большим собранием книг и рукописей в Швеции.
Севернее Уппсалы, примерно в пяти километрах, находится знаменитый религиозный и политический центр древней Швеции Гамла Уппсала. Сохранился даже главный языческий храм свеев с изображениями богов. Здесь же находятся и могилы-курганы вождей викингов.
Говоря о Лулео, шведы подчеркивают, что это самый большой из всех северных городов страны. Он расположен на берегу Ботнического залива, в 160 километрах от полярного круга. Тем не менее, летом температура воздуха здесь может подскакивать и до плюс тридцати. Поэтому купание в чистейших водах залива – такая же реальность, как и плескание в волнах Черного моря. Проживают в городе более 70 тысяч человек.
Теперь о том, чем в целом поражает сама страна. В первую очередь своей размеренной жизнью. Электроника на каждом шагу. Для шведов это так привычно, как и для нас непролазные после дождя грунтовые дороги. Все на кнопках, датчиках или электронных табло. В том числе горячий кофе из автоматов.
Очень удивили местные вкусы. Хотя шведы и любят все подслащивать, они остаются большими специалистами в приготовлении угря и копченой семги. Мясо вялят и коптят. Любимые блюда – темный фасолевый суп со шпиком и курица, запеченная в глине. Из горячих напитков, разумеется, кофе.
Что касается крепких напитков, то здесь, в отличие от нас, государственную монополию на алкоголь сохранили. «Сухого» закона в стране нет, однако вина и спиртные напитки крепостью более 2,8% и пиво - более 3,5% продаются в специальных государственных магазинах «Систембулагет». Тем, кому не исполнилось 20 лет, спиртное не отпускается и вовсе.
В общем, и нацию сберегли, и многомиллионную прибыль в казну заодно обеспечили. Как всегда, поступили с умом, по-шведски.
Записал Ильяс ТАШКУЛОВ
|