Какой быть экономической политике региона?
Таково мнение депутата облдумы, председателя комитета по науке, образованию, культуре и общественным связям, члена думского комитета по экономической политике, промышленности, транспорту и связи, ректора ВолГУ Олега Иншакова.
– Олег Васильевич, нужна ли нашему региону новая экономическая политика и какой она должна быть?
– На современном этапе региону нужна новая экономическая политика, которая должна состоять в реализации следующих трех принципов. Первый из них – конкурентоспособность региона. Для повышения ее необходима более энергичная работа по проведению инвестиционных и инновационных конкурсов. То есть нам нужно серьезно развивать инновационные структуры, способные обеспечить более активное продвижение лучших образцов продуктов и товаров в массовое производство. Необходим также квалифицированный отбор реалистичных инновационных проектов. Они должны быть привлекательны для инвесторов, которым нужно создавать наиболее благоприятные условия, чтобы как можно более капитала приходило в регион.
Второй принцип – устойчивость экономики. Чтобы она была высокой, наши расчеты нужно вести в нескольких «горизонтах».
Один из них – стратегический. Он призван дать общее видение нашего региона в 2025 году, определив те приоритеты, которых мы должны достигнуть, императивы, которые необходимо соблюдать, и направление развития. Дополнительно к стратегии должны быть созданы программы, более краткосрочные, на период от 3 до 5 лет. Сейчас это важно еще и потому, что бюджет формируется на 3-летний срок. При этом остаются актуальными тактические программы социально-экономического развития годовые, или этапные, позволяющие корректировать среднесрочные программы. Это также очень важно, поскольку каждый год возникают новые материалы, технологии и квалификации, что может очень серьезно менять перспективы и ориентиры развития. Например, с появлением персонального компьютера и сотового телефона произошли изменения во многих сферах: в системах управления, производства, подготовки кадров и т. д. Предвидеть такие перемены в долгосрочной перспективе невозможно. Хотя мы знаем, что на следующие 10-15 лет приоритет будет за мультимедийными, биогенетическими и нано-технологиями во всех сферах жизни. То есть мы будем проникать во все более тонкие слои материи и все меньшие частицы, извлекая из этого все больше пользы. Трехлетний бюджет и трехлетние программы, которые оказываются как бы в центре между стратегиями и годовыми программами, – это и есть элемент устойчивости.
– И, наконец, третий принцип…
– Безопасность. Она является непременным, ключевым условием успешной жизнедеятельности человека. Речь идет о безопасности во всех ее аспектах: экологической, технологической, личной, или биологической, юридической, организационной и информационной. Все вместе эти три принципа – конкурентоспособность, устойчивость и безопасность, или сокращенно КУБ, – образуют триединую систему координат, отражающую трехмерное социально-экономическое пространство жизни человека и региона.
– В связи с проблемой экологической безопасности такой вопрос: возможно ли достаточно скоро перевести со своих нынешних площадок вблизи Волги на городские окраины крупные предприятия, влияющие на экологию Волгограда, как это предусмотрено новым генпланом?
– Я думаю, что быстро сделать это невозможно. Необходимым предварительным условием является проведение реструктуризации и перепрофилирования существующих предприятий с постепенным выводом из густонаселенной прибрежной полосы отдельных производств. Для этого имеются соответствующие технологии. Однако нужно сразу определить будущие стратегические зоны развития волгоградской индустрии, чтобы можно было выдержать системный подход при переносе старых предприятий. Поэтому необходимо долгосрочное и среднесрочное планирование передислокации производств на основе все тех же трех принципов.
– Нужно ли, намечая перспективы развития региона, задаваться целью достижения уровня каких-то определенных территорий?
– Нет, нам нужно отказаться от шаблонного, примитивного «выравнивания» разных регионов. Каждый регион и каждый район внутри региона имеет свою специфику. Главное – не «выравнивать» все под одну гребенку, а изыскивать наиболее эффективные для данных ресурсов и для данного населения, для его возможностей и традиций способы производства.
– Насколько наука способствует развитию экономики региона и какие проблемы здесь существуют?
–Мы постоянно работаем над тем, чтобы получить новое знание, которое должно быть использовано на практике, иначе в нем нет смысла. Чтобы это происходило хорошо и правильно, необходимы развитые инновационные структуры. В отсутствие их мы, создавая интеллектуальные продукты лучшего качества, чем у соседей, получаем за это в три-четыре раза меньше, чем они. Увы, у нас демпинговые цены на научную продукцию. Так, стратегия экономического развития для Астраханской области разрабатывалась за 10 млн. руб., а мы для своего региона разрабатываем ее за 2,5 млн., да еще с участием Академии наук, с использованием опыта Севера, Юга и Сибири.
Другой пример: стратегия инновационного развития для Ростовской области разрабатывалась за 10 или даже 12 млн. руб., а для Волгоградской области собираются это делать за 3 млн. руб. С одной стороны, получается, что мы работаем очень эффективно, производя очень хороший интеллектуальный продукт за меньшую цену. А с другой стороны, это будет отрицательно влиять на воспроизводство самих научных кадров. Оно так уже сильно сужено из-за ограниченных возможностей приобретения литературы, оборудования, даже просто продовольствия, услуг здравоохранения и т.д.
– Весьма остра проблема воспроизводства не только научных кадров, но и кадров для экономики региона. Какие пути решения ее возможны?
– Еще 10 лет назад я выступил в печати с предложением обратить особое внимание на подготовку рабочих, на профессиональные училища и техникумы. Тогда многие мои коллеги-ректоры меня не поняли, удивлялись: почему я так радею не о своей сфере деятельности? Именно 10 лет назад начался кризис в деле подготовки квалифицированных рабочих, последствия которого сейчас очевидны для всех. Для преодоления его на крупных предприятиях необходимо создать за счет налоговых льгот и субвенций из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета подготовку квалифицированных кадров, подобную той, какая существует в развитых странах при крупных компаниях. Это – опыт Японии, Италии, Германии, Франции и других стран.
– Коснемся теперь более близкой вам проблематики высшей школы. В одном из недавних интервью вы высказались за создание системы государственных образовательных кредитов. А не лучше ли было бы развивать уже появившуюся практику кредитования студентов коммерческими банками?
– Государственный образовательный кредит предполагается предоставлять с условием: если студент, получивший его, завершил образование и отработал по направлению государства определенный срок, то заем погашается. Через систему образовательного кредитования государство может проводить политику распределения трудовых ресурсов по своей территории и эффективного использования их в разных отраслях. Коммерческий образовательный кредит может развиваться, когда у будущего специалиста есть уверенность в том, что он сможет заработать и вернуть заем. Но для коммерческого кредита нужны залоговые средства или чьи-то гарантии возврата займа на случай болезни или неудачной карьеры выпускника вуза. Многие предпочитают платить за образование сами, а не брать кредит – это пока в психологии нашего народа. Возвращать долги трудно и народу, и банкам.
– Развивая затронутую тему, хотелось бы узнать, какое соотношение платного и бесплатного образования существует в ВолГУ и какое вы считаете оптимальным для вашего вуза и всей российский высшей школы?
– У нас соотношение сегодня примерно такое: 1/3 – платное образование и 2/3 – бесплатное. Причем доля бесплатного образования и план бюджетного приема у нас постоянно росли в течение практически всех лет существования ВолГУ. К настоящему времени наш контингент студентов достиг предельной численности, соответствующей наличию лицензированных площадей: 15 тысяч человек. По прогрессивным нормам хорошо и для нас, и для всей страны было бы соотношение численности платных и бюджетных студентов 1/1.
Беседовал Олег МАМОНТОВ
|