Область ищет управляющую компанию для венчурного фонда
– Евгений Александрович, в чем смысл создания венчурного фонда?
– На сегодняшний день существует потребность в инновациях со стороны предприятий реального сектора экономики, но эта потребность не подкреплена финансовыми ресурсами: предприятия не имеют возможности получить «недорогие деньги» на длительный срок. В то же время традиционные участники финансового рынка (банки, инвестиционные компании и др.) не готовы обеспечить инновационный процесс финансовыми ресурсами на приемлемых условиях в силу длительности и высокой рискованности создания наукоемкой продукции. В итоге возникает замкнутый круг: производство имеет потребность в инновациях, но не имеет необходимых средств, финансовый сектор имеет свободные деньги, но не готов нести повышенный риск, связанный с финансированием инноваций. Более того, сотрудничество между научно-производственным и финансовым секторами экономики не удается наладить и по причине взаимного непонимания между учеными и бизнесменами. Единственный выход из этого замкнутого круга – создание механизма венчурного финансирования.
– На какой организационной основе он создается в нашем регионе?
– Благодаря своему высокому научно-производственному и экономическому потенциалу Волгоградская область выиграла конкурс, проведенный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, на право создания регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия, занятые в научно-технической сфере.
Да и вообще, о какой «энергетической безопасности» региона можно говорить, если, к примеру, судьбу электрических станций области определяет сегодня кто-то, находящийся далеко за ее пределами?
Целью данного фонда будет инвестирование в создание и расширение предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на территории нашей области и выпускающих инновационную и высокотехнологичную продукцию. Фонд будет на 0,25% состоять из средств бюджета Волгорадской области, на 0,25% – из федеральных средств, выделяемых МЭРТ, и на 0,5% – из средств частных инвесторов. Общая сумма предполагаемого финансирования за счет венчурного фонда составит более $10 млн.
– Что и на каких условиях получат те, кто обратится в фонд за инвестициями?
– Исходя из практики венчурного финансирования, на территории Волгоградской области предполагается реализовать 10-15 наиболее эффективных инновационных проектов с объемом финансирования от $700 тыс. до $2 млн на проект. Финансовым критерием при отборе инновационных проектов будет достаточно высокая ожидаемая доходность проекта. В среднем она должна составить не менее 35% годовых.
– Требование доходности на уровне 35% годовых представляется довольно жестким. Оно является принципиальным?
– Нет, лишь ориентировочным. Окончательные условия предоставления средств будет определять управляющая компания.
– Деньги из фонда будут выдаваться на возвратной основе?
– Да, конечно. Хотя тут правильнее говорить не о возврате средств, а о другом: управляющая компания, вкладывая свои деньги в уставный капитал фирмы-заемщика, фактически будет становиться ее совладельцем, с размером доли в уставном капитале от 25 до 75%. В дальнейшем управляющая компания будет выходить из данного бизнеса, продавая свою долю.
– А на каком этапе возможен выход управляющей компании из инвестируемого бизнеса?
– Это как решат ее руководители. Разумеется, определяющим здесь будет стремление к получению наибольшей прибыли.
– Как быстро смогут оборачиваться средства фонда?
– По сроку окупаемости предпочтение будет отдаваться проектам, обеспечивающим возврат вложенных средств за 3-4 года. Все инвестиционные проекты являются, как правило, некраткосрочными.
– В извещении о проведении конкурса по отбору управляющей компании венчурного фонда говорится о том, что с победителем будет заключен договор о доверительном управлении средствами фонда в размере 140 миллионов рублей, а раньше речь шла о создании его с капиталом в размере 280 миллионов рублей. Чем вызвано это расхождение?
– Фонд на самом деле будет иметь капитал в размере 280 миллионов рублей, из них 70 миллионов – региональные деньги, еще 70 миллионов – федеральные, а остальные 140 миллионов должна привлечь управляющая компания, сотрудничая с частными инвесторами. Это одно из базовых условий конкурса.
– Имеются ли юридические лица, желающие получить статус управляющей компании?
– Да, имеются.
– Из числа волгоградских компаний претенденты есть?
– Даже если кто-то и претендует, я думаю, что нет смысла их называть: это оказалось бы пиаром.
– Ну хотя бы можно определить сам факт: волгоградские компании претендуют или нет?
– Пока заявок нет.
– А от крупных московских компаний заявки поступили?
– И от них нет заявок. Пока ведутся предварительные переговоры. Мы пытаемся заинтересовать компании.
– А имеются ли заявки на получение средств из фонда?
– Вы имеется в виду проекты? Они есть. Сегодня мы формируем каталог инновационных проектов, и для нас очень важно, чтобы инициаторы проектов обращались к нам, в Агентство инвестиций и развития Волгоградской области: тогда их проекты попадут в каталог. В базе инновационных проектов области имеется ряд перспективных проектов, предусматривающих инновации в сферах альтернативной энергетики, производства медицинского оборудования и сельского хозяйства. Всего их около сотни.
– Сотня проектов – это соответствующее число надлежащим образом оформленных заявок на получение средств из фонда?
– Нет, это только проекты, инвестиционные предложения. Здесь механизм такой: управляющая компания будет формировать требования к проектам, и она же будет принимать заявки. Сейчас мы формируем каталог инвестиционных предложений только для того, чтобы облегчить дальнейшую деятельность наших будущих партнеров из управляющей компании.
– А нет ли среди инвестиционных проектов явных «фаворитов»? Может быть, вы их назовете?
– Не корректно будет сегодня кого-то выделять, поскольку не мы будем принимать соответствующие решения. Это будет делать управляющая компания и инициаторы проектов, которым придется пойти на определенные уступки своим инвесторам и прежде всего поделиться собственностью. А вообще-то нет проектов, готовых для финансирования. С каждым необходима кропотливая работа: необходимы исследование рынков, подготовка технико-экономического обоснования и др. Чем быстрее инициаторы будут начинать вместе с нами эту работу, тем больше вероятность того, что управляющая компания выберет их проекты для финансирования.
– Только ли малый бизнес могут представлять инициаторы проектов? А если кто-то придумает интересную инновацию для крупного предприятия?
– Но вы же понимаете, что и на крупном предприятии всегда можно выделить малый бизнес. То есть в критерии «вписаться» – не проблема. Вопрос в другом: предложенная идея должна действительно приносить коммерческий успех.
– В извещении датой окончания приема заявок от желающих принять участие в конкурсе по отбору управляющей компании указано 16 апреля. Затем в течение какого времени будет выявляться победитель?
– В условиях конкурса записано, что в течение 120 дней по завершении приема заявок должен быть заключен договор с управляющей компанией, но, думаю, что это произойдет раньше – в течение месяца.
– Кто подведет итоги конкурса?
– Попечительский совет фонда в составе председателя комитета экономики обладминистрации Александра Плотникова, депутата облдумы Владимира Попова и заместителя губернатора по инвестициям и торговле анатолия Бровко.
– Таким образом, уже этим летом фонд начнет функционировать?
– Да, по прогнозам. И при условии, что в Агентство инвестиций и развития начнут поступать проекты, которые мы затем будем согласовывать с управляющей компанией.
Беседовал Олег МАМОНТОВ
|