GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Регионы ждут полномочий и финансового подкрепления

В деловом разговоре приняли участие советник президента РФ С. Самойлов, председатель Волгоградской областной думы В. Лихачев, глава администрации Волгоградской области Н. Максюта, представители администрации региона, депутаты, преподаватели и студенты академии, члены общественной палаты, главы вновь образованных муниципальных структур.

По приведенным ректором ВАГС, депутатом облдумы М. Сукиасяном статистическим данным недавно законченного социсследования, 42 процента населения области не верят в эффективность реформы системы самоуправления и лишь 13 процентов уверены, что эти изменения приведут к лучшему. Как подчеркнули участники совещания, назрела необходимость обсудить, как облегчить переход к новой модели, сделать так, чтобы реформа принесла максимальную пользу каждому жителю области.

Из принятых Волгоградской областной Думой в 2005 году 185 законов, 127 были направлены на реализацию федеральных законов, связанных с реформой местного самоуправления, сообщил В. Лихачев. Депутатами облдумы был рассмотрен и принят закон «О межбюджетных отношениях в Волгоградской области», который определил основные условия предоставления муниципальным образованиям трансфертов из областного бюджета, порядок образования и распределения областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и областного фонда финансовой поддержки поселений.

Председатель думы подчеркнул, что впервые закон об областном бюджете на 2006 год был разработан в условиях трехуровневой системы межбюджетных отношений с учетом бюджетов муниципальных районов (городских округов) и бюджетов поселений.

Говоря о сложностях реализации реформы, В.Лихачев проинформировал, что, согласно анализу финансового положения муниципальных образований, практически везде доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов инфраструктуры.

Нестабильность доходных источников местных бюджетов, менявшихся в последнее десятилетие практически ежегодно, привела к потере органами местного самоуправления мотивации к среднесрочному и долгосрочному планированию социально-экономического развития муниципальных образований.

Положения Федерального закона от 31 декабря 2005 года №199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» расширили полномочия органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. При этом решение указанных вопросов не обеспечено соответствующими источниками финансирования. Получается, что федеральным законом регулируются полномочия субъекта Федерации без отражения их норм в законах о федеральном бюджете, однако, поскольку такое финансирование, согласно закону, нельзя в обязательном порядке возложить на субъекты Федерации, то они осуществляются ими в добровольном порядке. При разработке 199 закона не проводились исследования, сколько регионов и в каком размере готово финансировать возложенные на них новые социальные обязательства.

Складывается парадоксальная ситуация, сказал В. Лихачев: с одной стороны, предоставление субъектам Федерации права добровольно осуществлять указанные полномочия положительным образом скажется на социально-экономической ситуации в стране, но с другой – это позволит федеральному законодателю и далее принимать законы, не обеспеченные финансированием из федерального бюджета. Необеспеченный федеральный мандат, таким образом, приобретает факультативный характер, что не способствует комплексному социально-экономическому развитию территорий. По сути, разработчики 199 федерального закона вводят в отечественную законодательную практику, наряду с уже ставшими традиционными собственными и делегированными полномочиями, новый тип полномочий – добровольные. Представляется, что подобная модель законодательного регулирования не является оптимальной.

«С начала года от органов местного самоуправления поступают предложения по решению возникающих на местах проблем, обобщив которые, мы будем выходить с конкретными предложениями, в том числе в Государственную думу, – поделился планами работы председатель регионального законодательного собрания. – Решение проблем оптимального разграничения полномочий возможно только при наличии диалога между всеми уровнями власти». От имени депутатского корпуса области В. Лихачев выразил надежду на развитие этого сотрудничества.

Оценивая опыт Волгоградской области, С. Самойлов одобрил принятое решение создания нижнего уровня самоуправления – поселений. Законодательство Волгоградской области позволяет постепенно передавать поселениям все полномочия, плавно переходя на новую схему работы от привычной административной системы, сказал советник президента. Он сообщил также, что в настоящее время ведется анализ полномочий министерств и ведомств, принимаются решения о том, на каком уровне они сработают более эффективно. В целом же процесс разграничения и делегирования полномочий завершится к 2010 году.

По материалам пресс-службы областной думы



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования