GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Есть ли у властей региона «промышленная политика»?

Вопросы реализации промышленной политики вовсе не случайно стали предметом рассмотрения на заседании Президиума Госсовета РФ в Волгограде 19 февраля.

Что такое промышленная политика? Для нее есть различные определения, но, пожалуй, наиболее полное предложила Торгово-промышленная палата РФ – это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в соответствии с поставленными целями.

Поскольку законодательная составляющая имеет важное значение при реализации промышленной политики, редакция «НДВ» обратилась за комментариями к председателю комитета по промышленности, транспорту и связи облдумы Владимиру Ефимову.

– Прежде чем мы перейдем к вопросам промышленной политики, хотелось бы услышать от вас, Владимир Вячеславович, что представляет собой сегодня промышленный комплекс региона и каков его вклад в доходную часть областного бюджета?

– Промышленность Волгоградской области по многим показателям занимает ведущие позиции в Южном Федеральном округе и в Российской Федерации. На ее долю приходится около 23% от объемов промышленного производства ЮФО, а по производству промышленной продукции на душу населения наша область в числе российских лидеров.

У нас более 2000 предприятий и организаций, в том числе 311 крупных и средних. Промышленность региона создает более 30% валового регионального продукта. В 2006 году объем промышленного производства в регионе составил около 240 млрд. рублей.

Значительна роль промышленности в пополнении доходной части областного бюджета – в прошлом году ее доля превысила 62%. По данным статистики, в промышленности региона занято почти 190 тысяч человек.

В промышленном комплексе области преобладают предприятия базовых отраслей – на их долю приходится около 80% продукции. 26% составляют предприятия топливно-энергетической сферы, 13% – химии и нефтехимии, 23% – металлургические, 12% – машиностроение, 12,3% – пищевая. Довольно весома у нас и доля предприятий стройиндустрии.

– Каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние промышленного комплекса региона?

– Положение многих промышленных предприятий сегодня сложное. Значительная часть из них благополучно пережила тяжелые 90-е годы и даже увеличила объем производства. Выпуск промышленной продукции продолжает расти и сегодня, но темпы прироста нельзя назвать высокими.

В 2003 году индекс физического объема промышленного производства в области был 104,5%; в 2004 – 105,9%, в 2005 – 105%, а в 2006 году – только 102%.

Причин для снижения темпов много. Главное, по моему мнению, – у нас практически исчерпаны внутренние резервы роста, возможности имеющегося оборудования и используемых технологий. Наша промышленность практически потеряла уже все преимущества на рынке, которые у нее были из-за сравнительно невысокой оплаты труда работников, низкой стоимости энергетических ресурсов и материалов.

Сегодня у нас очень велика налоговая нагрузка на промышленные предприятия, непрерывно растут тарифы естественных монополий, что негативно сказывается на конкурентоспособности продукции. Износ основных фондов на предприятиях очень велик, а обновляются они слишком медленно.

Предприятия испытывают острую нехватку финансовых средств – и оборотных, и тех, что следовало бы направить на инвестиции. А плата за кредиты в коммерческих банках все еще остается слишком высокой. Еще одна проблема – дефицит квалифицированных рабочих кадров. Об этом говорил на заседании Президиума Госсовета РФ вице-премьер Сергей Иванов. В нашей области тоже ощущается дефицит кадров и органы власти предпринимают определенные меры для его ликвидации.

Пожалуй, сюда следует добавить и реально существующие угрозы для владельцев многих хорошо работающих предприятий в одночасье лишиться своего бизнеса в результате рейдерских атак или «заказного банкротства» – а ведь в такой ситуации вряд ли кто-нибудь будет вкладывать свои средства в модернизацию оборудования.

– Очевидно, в таких условиях для промышленности особенно важны стимулирующие воздействия региональных властей – то есть разумная и эффективная промышленная политика. Считаете ли вы, что такая политика в нашей области проводится?

– Я считаю, что промышленная политика, в определенной мере отвечающая интересам и региона, и владельцев промышленных предприятий, в области есть. И она последовательно реализуется.

Не хочу «зацикливаться» на определениях промышленной политики – это не столь важно. Гораздо более важны, по моему мнению, конкретные результаты реализации этой политики. А они имеются – об этом говорит хотя бы тот факт, что наша область сумела сохранить свой промышленный потенциал в очень непростое время. Об этом же говорит и рост объемов промышленного производства в течение ряда лет, который сегодня, правда, несколько замедлился.

Предприятия области и получали от властей реальную помощь в трудные моменты, и ощущали «стимулирующие» воздействия. Поверьте, я знаю, о чем говорю – ведь мне пришлось не один год проработать в должности генерального директора такого крупного градообразующего предприятия, как Волгоградский алюминиевый завод.

Но, конечно, промышленная политика не может быть всегда одной и той же – ее цели, задачи и методы реализации должны постоянно изменяться вместе с условиями, в которых работает промышленность. В этом плане у нас стоит задача – постоянно эту политику корректировать, менять правила взаимодействия власти и бизнеса.

Считаю, что власть не должна напрямую вмешиваться в деятельность промышленных компаний. Необходимо использовать все законные и доступные сегодня методы государственной поддержки предприятий. Но не превращать ее в элементарную раздачу денег и преференций в ущерб конкуренции. Здесь нельзя действовать по принципу – кто ближе и «роднее», тому и дадим.

Надо отбирать инвестиционные проекты по конкурсу и поддерживать, прежде всего, предприятия стратегически важных отраслей, развитие которых соответствует целям и страны, и отдельного региона. Причем, в основном, за счет предоставления налоговых преференций, которые они в дальнейшем обязаны «отработать». То есть, льготы, временно даваемые таким предприятиям, следует рассматривать как вложения государственных средств. И, разумеется, эффективность этих вложений должна быть достаточно высока.

Государство поддерживает отрасли, обеспечивающие наибольшие поступления доходов в бюджет – добычу полезных ископаемых, в особенности, углеводородов, энергетику, металлургию, химию, сферу перспективных высоких технологий.

В регионах цели промышленной политики могут несколько отличаться. К примеру, сегодня для Волгоградской области, с ее высокоразвитым сельским хозяйством, большое значение в плане роста ВРП и обеспечения занятости населения, имеет развитие перерабатывающей промышленности, выпускающей продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Не секрет, что именно из-за отсутствия перерабатывающих мощностей область вынуждена продавать на сторону семена подсолнечника, значительную часть собранного зерна. По этой же причине тормозится развитие животноводства – ведь крестьяне не могут с выгодой для себя реализовать выращенный скот, потому что в районах области нет боен и мясоперерабатывающих производств.

Не случайно в последнее время наша исполнительная власть проявляет высокую активность в решении именно этой важной проблемы. Сегодня наступило время для качественного инновационного скачка в промышленности.

Укрепление промышленного потенциала региона должно осуществляться правовыми методами, стимулирующими частный бизнес и обеспечивающими привлечение инвестиций. Об этом обязано заботиться государство.

В его функции входит и обеспечение развития инфраструктуры, жизненно важной для любого бизнеса – строительство дорог, аэропортов, создание новых каналов связи, газо- и нефтепроводов, развитие электросетевого комплекса. Работы в этих направлениях ведутся и все чаще государство приглашает бизнес принять в них участие.

В процессе строительства взаимоотношений с бизнесом власть в свою очередь ожидает от него социальной ответственности. В том числе и своевременной, и полной уплаты налогов. Это очень важно, однако налоговую нагрузку следует постоянно регулировать с тем, чтобы «уходить в тень» никому не было бы выгодно.

– Что делают и намерены сделать в ближайшие годы областные законодатели для того, чтобы обеспечить условия для развития промышленного производства в регионе?

– Опыт работы в Думе убеждает меня в том, что нам важно не количество принятых законов, а их качество. Законы должны быть эффективны, а их строгое соблюдение не должно наносить ущерба ни интересам региона, ни интересам бизнеса.

Из того, что сделано Думой, хотелось бы выделить закон «Об инвестициях». Конечно, он не идеален и его еще надо совершенствовать с учетом практики применения. Но он реально работает и обеспечивает преференции по налогу на имущество. Думаю, что этот закон стал в какой-то мере заменой отработавшему свое закону «О зонах экономического развития в Волгоградской области».

Сегодня уже ясно, что надо снять некоторые требования к предприятиям, прописанные в этом законе. И надо хорошо подумать над некоторыми вопросами его реализации. Я имею в виду выбор на конкурсной основе предприятий, которые могут получить господдержку по этому закону.

Конечно, у областных законодателей возможности в части предоставления льгот бизнесу ограниченны. Но все те, что есть, надо задействовать максимально. Это полностью относится и к решению такой «больной» для предпринимателей области проблемы, как справедливая оценка стоимости земли.

От кадастровой оценки земли, как известно, прямо зависят и цена ее выкупа, и стоимость ее аренды. «Неправильная», с точки зрения владельцев предприятий, кадастровая оценка земли, занимаемой предприятиями, стала причиной множества судебных исков. Кроме того, она прямо препятствует строительству новых цехов и других производственных объектов и не стимулирует инвестиции.

Да и выкупать землю во многих случаях бизнесу стало не выгодно. Я уверен, что вместе с исполнительной властью мы сможем навести порядок в оценке действительной стоимости земли, что позволит предпринимателям высвободить дополнительные ресурсы для модернизации производства.

Еще одна сфера, где также требуется наведение порядка, – формирование экономически обоснованных тарифов на услуги естественных монополий. Нынешние тарифы непрозрачны, они слишком быстро растут и это тоже серьезное препятствие для потенциальных инвесторов. Оптимальным вариантом было бы создание в области «собственной энергетической базы» - компании, являющейся собственностью региона и конкурирующей с другими поставщиками энергии и энергоносителей.

Разумеется, при отборе инвестиционных проектов, реализуемых на предприятиях, предпочтение следует отдавать тем, в которых используются энергосберегающие технологии. Это особенно важно в связи с предстоящим переходом к свободному рынку энергии и энергоносителей.

В этом направлении сегодня работает исполнительная власть, и мы – законодатели готовы ей всемерно помогать.

Думаю, нам надо максимально эффективно использовать налоговые преференции, дифференцированные оценки стоимости земли и рычаги управления тарифами монополий для достижения поставленных целей.

И обязательно «давить» коррупцию во всех ее видах. Здесь и от Думы кое-что зависит – принимаемые ею законы должны быть проверены на «коррупциогенность». Иными словами, в них не должно быть никаких неопределенностей, никаких лазеек для недобросовестных чиновников.

Лично я ставлю перед собой задачу – в ближайшие два года добиться принятия Думой законов, обеспечивающих эффективное использование перечисленных рычагов управления развитием промышленности в регионе.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования