GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Горы мусора превратят в свет!

Делегации волгоградских чиновников и специалистов побывали и в Финляндии, и в Австрии, и в Германии, и в Дании. В их отчетах по командировкам неизменно ощущались и чувство восхищения, и твердое желание внедрять ценный зарубежный опыт. Но годы шли, мусор все накапливался, а решения по утилизации так и не было.

Впрочем, в других регионах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге дело обстоит ненамного лучше. Из десятка построенных за последние годы в России мусороперерабатывающих предприятий, использующих чешскую, германскую и датскую технологии, часть уже давно стоит, а другие загружены едва на 20%.

Почему западные технологии плохо приживаются на российской почве и где искать выход? Какие решения по переработке твердых бытовых отходов могут быть приемлемы для Волгоградской области?

Эти вопросы рассматривались 30 мая на заседании круглого стола, посвященного безотходным технологиям утилизации, обеспечивающим не только получение строительных и других материалов, но и генерирующим тепловую и электрическую энергии.

Вниманию участников круглого стола был предложен проект мусоросжигающей теплоэлектростанции (ТЭС) для города Камышина Волгоградской области, разработанный московским ООО «Тэпэнерго». Пока Волгоград и Волжский колебались в выборе между предложенным «ЧКД» (Чехия) мусоросжигающим заводом и мусоросортирующим предприятием волгоградского ООО «Скарабей», их опередил Камышин, выбрав, вероятно, самый удачный на сегодня способ избавления от мусора.

На круглом столе проект представили московские компании ОАО «Энергостройиннвест» и ООО «Тэпэнерго». Как сообщил генеральный директор ОАО «Энергостройинвест» Анатолий Иволга, уже найден зарубежный инвестор для реализации столь многообещающего для Камышина проекта.

«Главным блюдом» круглого стола было, безусловно, выступление Владимира Пурима – человека, знающего о российском мусоре почти все. Владимир Рафаилович – директор ООО «Тэпэнерго», автор проекта строительства Камышинской ТЭС, посвятивший 40 лет жизни изучению проблем утилизации отходов.

Владимир Пурим уверен, что знает ответ на вопрос о том, почему западные технологии утилизации отходов не приживаются в России. По его мнению, все дело в качественном различии между нашими и их отходами. Наши, в отличие от немецких или датских, представляют собой сплошную мешанину из 1750 самых разнородных веществ и материалов. При этом они имеют намного более высокую влажность, нежели зарубежные.

Такие отходы невозможно сжечь за короткое время при одноступенчатом процессе, принятом в западных технологиях. Здесь не дают нужного эффекта, по утверждению Владимира Пурима, ни использование «кипящего слоя», ни плазма, ни пиролиз. Попытки использовать приобретенные за рубежом установки приводят к тому, что в результате сжигания образуется много несгоревших вредных продуктов, а сернистые соединения, всегда присутствующие в отходящих газах, при соединении с водяными парами образуют разъедающую все серную кислоту.

Популярные же ныне установки пиролиза (термического разложения веществ, выделяемых из отходов, в бескислородной среде), по мнению Владимира Рафаиловича, не препятствуют соединению окиси углерода с хлором и «попутному получению» такого опасного отравляющего вещества, как фосген.

Суть новой технологии, предложенной Пуримом и его коллегами, заключается в том, что для полного сжигания отходов используется многоступенчатый, достаточно длительный процесс сжигания ТБО с обязательной предварительной сушкой их горячим воздухом. В связи с этим на проектируемой им теплоэлектростанции для Камышина, сжигающей 100 тысяч т бытовых отходов в год, предусмотрено три последовательно включенных топки – 1-го котла-утилизатора (после него остается «недожженными» около 50% поступивших отходов) и еще двух, предназначенных для дожигания шлаков.

Неполное сгорание устраняется также благодаря использованию в топках вихревых процессов. А все полученные в процессе сжигания вредные продукты улавливаются специальными высокоэффективными роторными фильтрами.

Новым является и использование полученных шлаков для производства высокопрочного остеклованного гравия, необходимого при строительстве дорог. Такой гравий получается из жидкого шлака в специальной рудно-термической печи, выдающей также и металлические слитки.

Еще одно новшество: пар, вырабатываемый установкой, используется для привода турбогенераторов, вырабатывающих электрическую энергию. На Камышинской ТЭС предполагается установить 3 турбогенератора, общая мощность которых составит 24 МВт.

В соответствии с проектом Камышинская мусоросжигающая теплоэлектростанция будет вырабатывать ежегодно более 535 тысяч Гкал тепла и почти 20 тысяч МВтч электроэнергии.

Работать на станции будет 220 человек. Но главное, конечно, в том, что начнут, наконец, уменьшаться горы мусора вокруг Камышина, отравляющие окружающую среду.

Владимир Пурим уверен в успехе – ведь все компоненты будущей установки хорошо отработаны в отдельности и испытаны.

Как рассказал на круглом столе первый зам. главы городской администрации Владимир Константинов, здесь просто выставили на аукцион заброшенную котельную и мазутохранилище бывшего завода «Кузлит» в промзоне. Этот лот и достался «Энергостройинвесту», давно подыскивающему место для строительства мусоросжигающей ТЭС.

Неработающая котельная и земля под ней станут «вкладом» г. Камышина, за который он, кстати, и деньги получил. Разработку ТЭО финансировал Экологический фонд Волгоградской области, а строительство ТЭС будет вести ОАО «Энергостройинвест» на деньги зарубежных инвесторов. Мусоросжигающая ТЭС должна быть построена за 3 года. Суммарные капиталовложения составят около 900 млн рублей, а срок окупаемости затрат – 4 года.

Анатолий КОШКИН



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования