В Волгоградском техуниверситете научились зарабатывать деньги
– Хотим мы этого или не хотим, но развитие рыночных отношений привело, несомненно, к тому, что в России образование стало сферой бизнеса, – это заявление Ивана Новакова стало лейтмотивом его доклада об итогах деятельности ВолгГТУ в 2006 году.
Цифры, приведенные ректором, свидетельствуют об успешном, как будто, «врастании» вуза в рынок. Постоянно, начиная с 2000 года, из внебюджетных источников поступает более половины средств на финансирование университета (в 2006 году – 55,4%). В минувшем году «заработки» ВолгГТУ сложились из многих доходных статей, самые крупные из них: выполнение научно-исследовательских работ – 118,3 млн. руб., подготовка на платной основе специалистов по общей форме обучения – 93,3 млн. руб. и по ускоренной – 56,3 млн. руб., обучение иностранцев – 10,5 млн., услуги финансового и инновационного менеджмента – 13,9 млн. руб., услуги подготовительных курсов – 5,2 млн. руб., услуги центра экономических исследований – 3,8 млн. руб., услуги центра иностранных языков – 8,4 млн. руб., услуги столовой – 11,2 млн. руб. и т. д. А всего внебюджетные доходы составили 409,1 млн. руб.
Собственные «заработки» вуза нашли достойное применение. Так, за их счет в 2006 году было приобретено оборудования и вычислительной техники на 18,8 млн. руб. (тогда как за счет средств госбюджета – всего на 11,4 млн. руб.), выполнено работ на строительстве нового высотного корпуса на 14,2 млн. руб. (за счет средств госбюджета – на 15,0 млн. руб.), произведен текущий и капитальный ремонт зданий и аудиторий на 16,6 млн. руб. (и еще на 19,6 млн. руб. – за счет бюджетных средств), повышена до 10384 руб. средняя зарплата 1086 человек профессорско-преподавательского состава (тогда как в случае выплаты ее только из бюджетных средств она составляла бы всего 6009 руб.).
Год динамичного развития университета, характеризующийся ростом основных показателей его деятельности на 15-20%, – так в целом определил итоги минувшего года Иван Новаков. И в немалой степени этого удалось достигнуть благодаря активному взаимодействию всего коллектива вуза с современными рыночными реалиями. Недаром ректор определил преподавателей университета не только как «родоначальников и воплотителей новых идей», но и как «людей, которые изыскивают инвесторов».
Вслед за констатацией успехов были названы проблемы. Многие из них носят общероссийский характер. Пожалуй, самая большая беда отечественной высшей школы – падение востребованности и престижа специалистов с высшим образованием. Иначе и быть не могло в условиях, когда с 1990 по 2004 год контингент студентов российских вузов вырос в 2,8 раза, в основном за счет «контрактников». Было бы наивно думать, что сами вузы рады росту числа обучающихся за деньги. Они идут на это «скрепя сердце», в условиях ежегодного сокращения спускаемых «сверху» контрольных цифр приема на бесплатное обучение (так, в 2006 году – на 8%), что обостряет для высшей школы борьбу за «нужного» абитуриента, способного стать хорошим студентом. Ведь поддержание престижа вуза и качества его выпускников – это, по словам Ивана Новакова, «главнейшая задача, которая перед нами стояла, стоит и будет стоять».
Коль скоро чисто рыночные факторы развития высшей школы не являются «панацеей», в данной сфере налицо необходимость достижения оптимального соотношения рынка и противоположного ему начала – социального (или государственного) заказа. О том, что это возможно, свидетельствует динамичное развитие вузовской науки в Западной Европе, США и Японии. Там, в отличие от России, ученые не получают доплаты за квалификацию (7 тысяч рублей в месяц за степень доктора наук и 3 тысячи – за степень кандидата) – им платят за результаты работы. Поэтому там профессора являются генераторами новых идей, руководителями научных школ, получающих как бюджетное финансирование, так и различные гранты. От объема средств, привлеченных под многообещающие замыслы, и зависит зарплата ученых развитых стран.
В России рыночные механизмы в сфере образования проявились в растущем умении высшей школы оперативно реагировать на появление спроса на новые специальности.
– Есть ряд направлений, которые поддержаны мощными фирмами, – подчеркнул Иван Новаков. – В условиях, когда госзаказы скоро будут выдаваться на тендерной основе, нам не остается ничего иного, как выходить на прямые контракты с процветающими предприятиями и проводить для них целевую подготовку специалистов.
Такая стратегия приносит успех, о чем свидетельствует наблюдающийся из года в год рост численности не только студентов (до 16961 в 2006 году, вместе с филиалами в Волжском и Камышине), но и профессорско-преподавательского состава и в целом всех сотрудников ВолгГТУ (последних в общей сложности оказалось в 2006 году 3022 человек – это население небольшого города). Немаловажным достижением является и то, что «остепененность» профессорско-преподавательского состава ВолгГТУ составляет ныне 62%, что дает все основания надеяться на успешное прохождение вузом предстоящей комплексной проверки.
Таким образом, ВолгГТУ сумел обеспечить своего рода «синтез» рыночной деятельности и социального заказа. Но ближайшие перспективы, увы, тревожат ректора.
– Закон «Об автономных учреждениях» принят, и в ближайшее время последует решение Госдумы о том, что бюджетными учреждениями могут считаться лишь те, которые занимаются только научной и образовательной деятельностью, отнюдь не коммерческой, – считает Иван Новаков. – А это значит, что мы не сможем создать какую-то структуру для реализации нашей интеллектуальной продукции и получения соответствующих дивидендов.
Тогда, может быть, техническому университету все же есть резон еще более решительно «броситься» в рыночную стихию и стать автономным учреждением? На вопрос об этом, заданный мною по окончании заседании ученого совета, прозвучал такой ответ ректора:
– Объясню, почему я против. Не только потому, что это ведет к акционированию вуза, но еще и потому, что, став автономным, бывшее государственное учреждение лишится всех льгот. Это преобразование приведет к дополнительному выкачиванию денег с родителей. Государство платит ныне за одного студента 21 тысячу в год, а наши затраты на него – 42 тысячи. И поскольку «контрактников» у нас уже больше, чем «госзаказников», то получается, что родители первых содержат вторых. Не лучше и альтернатива: став чисто бюджетным учреждением, мы потеряем право заниматься внебюджетной деятельностью или вынуждены будем отдавать все наши доходы в бюджет, получая из него взамен неопределенные.
Олег МАМОНТОВ
|