Волгоград раскрывает свои градостроительные возможности
На этот и другие вопросы отвечает заместитель главного архитектора Волгограда Владимир Остробородов.
– Владимир Борисович, что сейчас является, на ваш взгляд, самым значимым в деятельности комитета по градостроительству и архитектуре?
– Это, безусловно, разработка программы реализации генерального плана Волгограда. Как известно, проект генплана успешно прошел публичные слушания 12 ноября 2006 года. Абсолютное большинство волгоградцев, принявших участие в них, поддержало основные положения этого документа. В соответствии с действующим законодательством, комитет по градостроительству и архитектуре должен в течение трех месяцев подготовить программу реализации генплана. Это целый комплекс работ, перечислять которые вряд ли стоит, чтобы не утомлять читателей.
– Генплан определит, каким будет Волгоград через 20 лет. А что предполагается построить в городе в ближайшие годы?
– Когда комитет по градостроительству и архитектуре по итогам рассмотрения представленных архитектурных проектов выдает заключение о соответствии проектных решений ранее выданной разрешительной документации, это вовсе не означает, что спроектированные объекты будут завтра строиться. Ведь заказчики могут положить проекты на полку, ну хотя бы по причине нехватки средств на строительство. Я могу сказать лишь о том, что планируется построить. По нашим оценкам, а также по оценке первого вице-губернатора Владимира Кабанова, у которого проводилось совещание на «заданную тему», Волгоград в 2006 году совершил прорыв в подготовке документации по планировке города. Мало того, что Волгоград является одним из тех немногих городов России, которые разработали в соответствии с новым Градостроительным кодексом и на публичных слушаниях «прокатали» генплан, – у нас практически подготовлен следующий за генпланом основополагающий документ – Правила землепользования и строительства, а также создано несколько проектов планировок принципиальных градостроительных узлов.
– Что это за узлы?
– Самый крупный предусмотрен проектом планировки поймы реки Царицы. В ближайшее время он будет публично обсуждаться. Это целый комплекс градостроительных решений, о котором в двух словах не скажешь. В 2006 году также разработан проект планировки под названием «Междуречье» обширной территории в Дзержинском районе, на пересечении улицы Ангарской с 3-й Продольной магистралью. В феврале этого года будет вынесен на публичные слушания вопрос о строительстве там крупного жилого массива.
Масштабная жилая застройка предусмотрена в Советском районе, возле так называемого радиоцентра. Значительный жилой массив задуман в поселке ГЭС, на территории 415-го и 416-го микрорайонов, и уже подготовлен соответствующий проект межевания.
В совокупности только эти 3 последних проекта позволят Волгограду открыть территории под комплексное строительство 1,2 миллиона кв. метров жилья. Это настоящий прорыв, который даст возможность в ближайшее время достигнуть рубежа, определенного новым генпланом: ежегодно сдавать около 450 кв. м жилья. Представьте: мы практически уже имеем документацию, которой могут воспользоваться инвесторы для осуществления 3-летней программы комплексной жилой застройки Волгограда. Имеются и другие проекты планировки: 58-го квартала, где задуман комплекс общественных зданий и сооружений, Привокзальной площади, 20-го квартала, где должен появиться храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Проектами межевания подготовлены для выставления на торги земельные участки под строительство в Советском районе в поселке Горьковский и в Дзержинском районе в окрестностях улицы Шекснинской. То есть Волгоград вплотную приблизился к тому, чтобы раскрыть весь свой инвестиционный потенциал. Подобных проектных решений – я вам точно скажу! – нет ни в Ростове, ни в Краснодаре, ни в Астрахани.
– С перспективой все ясно. А как вы относитесь к тому, что с последними новостройками меняются панорама и высотные доминанты центра Волгограда с его архитектурными ансамблями, которые считаются «крупнейшими архитектурно-художественными явлениями и предметами острого внимания всей общественности страны» (цитируется посвященный архитектуре Волгограда сайт www.interdacom.ru)?
– Я отношусь к этому с пониманием и должен напомнить вам о том, что в составе проекта генплана администрация Волгограда на свой страх и риск за бюджетные деньги заказала специализированному институту ключевой раздел – «Историко-культурный опорный план». В составе его предусмотрен проект зон охраны памятников истории и культуры, хотя это относится к сфере деятельности администрации области, поскольку ни одного памятника истории и культуры в юрисдикции муниципалитета нет. Все же мы уговорили предыдущего мэра выделить деньги на разработку этого раздела. Она даст нам правовой инструментарий для того, чтобы устранить возможность появления в центральной части Волгограда новостроек, искажающих ее облик. Пока такого инструментария у нас нет. Вот почему мы торопимся с разработкой историко-культурного плана. Как только он будет принят, возможность появления претензий к новостройкам в центральной части, не соответствующим историческому облику города, будет закрыта.
– По количеству квадратных метров строящегося жилья, которое приходится на душу населения, Волгоград отстает от ряда городов ЮФО. Чем это объясняется?
– Это объясняется тем, что Волгоград честно готовит соответствующую статистическую информацию в отличие от других городов, например Астрахани. Я достаточно часто бываю в этом городе и вижу, что объемы нового строительства и жилья, вводимого в эксплуатацию, там неизмеримо ниже по сравнению с нами. Почему же статистика говорит о нашем отставании? Да потому, что в объеме нового жилья там 80% составляет индивидуальная жилая застройка, значительная часть которой появилась уже довольно давно, но раньше просто не была учтена.
– Ряд архитекторов Волгограда высказывает недовольство прекращением в 2003 году практики обсуждения новых архитектурных проектов на заседаниях градостроительного совета с участием широкой общественности, говорят о серьезных потерях в связи с этим…
– Вы говорите о градостроительном совете при главном архитекторе города. Это был совещательный орган. При предыдущих главных архитекторах города, Михаиле Норкине и Валентине Калиниченко, этот совет собирался и «обучал» архитектора, который докладывал о проекте, заказанном ему частным лицом или организацией, тому, как эту работу нужно выполнять, не неся при этом никакой ответственности. Сейчас, когда мы находимся в рыночных отношениях, когда по закону об архитектурной деятельности никто не имеет право указывать архитектору, имеющему соответствующую лицензию, как ему решать его задачу, о каком градостроительном совете может идти речь? Проводить надо не градостроительные советы, а публичные слушания по проектам межевания и планировки. Никто не мешает всем желающим выходить на публичные слушания и доказывать, что проектные решения не отвечают нормативам, и это может повлечь реальные правовые последствия. Кроме того, в Волгограде создан из самых уважаемых людей общественный градостроительный совет, к которому в первую очередь попадают проекты планировки города.
– А как волгоградцы могут узнавать об архитектурных проектах конкретных зданий, если предоставление СМИ соответствующей информации обусловлено в последнее время получением согласия от заказчиков?
– Волгоградцы могут узнавать о будущих застройках, следя за публикациями о готовящихся публичных слушаниях по проектам планировки и межевания. Именно на этой стадии жители города вправе решить вопрос о том, нужен или не нужен им 20- или 40-этажный дом в 32-м или 42-м квартале. А уж какой будет архитектура – это решать профессионалам. Главное, чтобы проект был выполнен в соответствии с действующими нормативами.
Беседовал Олег МАМОНТОВ
|