Итоги финансового года могли быть еще лучше
Действительно, индекс промышленного производства по итогам года ожидается в размере 103,5%, объем сельскохозяйственного производства составит 102% к уровню прошлого года, рост объемов в строительной сфере – 116%, внешнеторговый оборот превысит 104%, а оборот розничной торговли – 109%.
Очень важно, что объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос за год на 11%. На 26,6% увеличились и денежные доходы в расчете на душу населения. Они составляют сегодня 7232 рубля в месяц.
Почти на 19% выросла и средняя начисленная зарплата (с выплатами социального характера) – до 7249 рублей.
Все это не могло не сказаться на доходах областного бюджета – они увеличились по сравнению с 2005 годом на 10,85 млрд. рублей и достигли почти 30 млрд.
Основные поступления в бюджет были за счет налога на прибыль предприятий и организаций (около 47%), на втором месте налог на доходы физических лиц (19,3%), на третьем – налог на имущество (12,9%).
Но расходы бюджета росли быстрее доходов – на 59,4% за год. По этой причине фактический дефицит бюджета составил около 5%. Причем Александр Дорждеев особо отметил тот факт, что первоначально запланированный дефицит был в два с лишним раза больше. Но благодаря большой работе, проделанной властями всех уровней и налоговой службой, за год его удалось существенно сократить.
В число основных статей расхода бюджета входили затраты на поддержку экономики – 19,2% (больше, чем в большинстве соседних регионов), на «социальную политику» – 17,2% и на здравоохранение (вместе со спортом) – 15,1%.
Положительным фактором в деле социально-экономического развития региона стало привлечение дополнительных денежных средств за счет выпуска и реализации областных ценных бумаг. За год в область удалось привлечь около 640 млн. рублей, а всего, по состоянию на 31 декабря, общий объем заимствований составляет 1,88 млрд. рублей.
Главные задачи, стоящие перед областью в ближайшие три года – сведение бюджетного дефицита к нулю и значительное увеличение доходов. Это обязательные условия реализации в регионе масштабных национальных проектов и ускорения его социально-экономического развития.
Александр Дорждеев убежден: резервы для достижения поставленных целей в регионе имеются. Нужно только решить самые «больные» проблемы – улучшить сбор налогов и урегулировать взаимоотношения с федеральным центром.
Волгоградская область сегодня входит в число 64 «дотационных» регионов России. Между тем это область с очень высоким промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Федеральный центр при определении размеров трансфертов регионам исходит из формального объема валового регионального продукта и не учитывает того, что часть производимой региональными компаниями продукции уходит «по себестоимости» в фирменные торговые дома, находящиеся в других регионах. А, следовательно, регион теряет часть налога на прибыль этих компаний.
К такому же результату приводит и регистрация холдингов, включающих крупные предприятия области, в других регионах. Волгоградская область, по оценке Дорждеева, теряет из-за этого порядка 5-7 млрд. налоговых поступлений ежегодно.
Решение проблемы возможно за счет изменения методики расчета трансфертов (предложения на этот счет переданы в Минфин), а также ряда положений Бюджетного кодекса.
В городах и районах области имеет место недобор налогов на имущество, на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход для предпринимателей. Здесь, по мнению Александра Владимировича, резервы колоссальны. Если будут правильно применяться меры фискального характера, доходы областного и местных бюджетов можно будет быстро увеличить.
Анатолий КОШКИН
|