Энергетический комплекс региона должен работать на его интересы
Все процессы в едином энергетическом комплексе региона – поставки топлива, производство тепла и электроэнергии, передача ее по сетям, сбытовая деятельность в сфере энергетики тесно увязаны друг с другом. А поскольку все они жизненно важны как для промышленности области, так и для ее жителей, они всегда были под контролем региональных властей.
Сегодня в связи с реформой в отечественной энергетике ситуация меняется, и руководство области теряет контроль над региональными энергетическими компаниями, поскольку они становятся подразделениями московских и других иногородних образований. И эта тенденция для администрации области чревата потерей важных рычагов управления.
Реформа в энергетике, связанная с разделением всех компаний по видам бизнеса и отнесением, соответственно, к «конкурентному» либо «монопольному» секторам экономики, по мнению Игоря Стефаненко, не учитывает значимости «регионального аспекта».
Это хорошо иллюстрирует «неудачный», по его оценке, опыт интеграции ТЭЦ Волгоградской области в состав «Южной генерирующей компании» – «ТГК-8». Хотя основная часть энергетических мощностей сосредоточена в Волгоградской области, эта компания была зарегистрирована в Астрахани, а ее дирекция расположилась в Ростове-на-Дону.
В результате, по словам Игоря Стефаненко, Волгоградская область потеряла часть налоговых поступлений, ее руководство не может влиять на перспективы развития региональной теплоэнергетики, а необходимость решать все вопросы «через Ростов» усложняет оперативное решение возникающих проблем.
РАО «ЕЭС России» намерено продавать территориальные генерирующие компании, к которым относится и «ТГК-8», солидным инвесторам. По имеющимся у Игоря Стефаненко сведениям, покупателем «ТГК-8» может стать компания «ЛУКОЙЛ», заинтересованная в том, чтобы тепловые электростанции региона использовали добываемый ею попутный газ.
Президент компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов обещал, по словам Игоря Стефаненко, губернатору области, что после приобретения компании он зарегистрирует ее в Волгограде. Такой вариант больше отвечает интересам региона.
– Повторения истории с «ТГК-8» мы не хотим – заявил вице-губернатор области по ТЭК. Поэтому руководство региона ведет сегодня сложные и трудные переговоры с представителями РАО «ЕЭС России» в связи с предложениями по полной интеграции региональной электросетевой компании «Волгоградэнерго» в московскую межрегиональную сетевую компанию «МРСК Центра и Северного Кавказа». А также о передаче «Волгоградэнерго» всех муниципальных электрических сетей.
Превращение «Волгоградэнерго» в филиал межрегиональной компании будет означать для области новую потерю налоговых поступлений, а также возможности влиять на развитие электросетевого хозяйства. По этой причине пока губернатор Николай Максюта не подписал соответствующего протокола.
Глава администрации области намерен встретиться в Москве с представителями руководства РАО «ЕЭС России», чтобы обсудить «встречное предложение» – о создании «региональной сетевой компании», в состав основных фондов которой будут входить и волгоградские городские сети, ныне находящиеся в аренде у ОАО «Региональная энергетическая служба», и МУП «Волжские межрайонные электросети».
В число учредителей новой региональной компании, помимо РАО «ЕЭС России», должны войти областная администрация и муниципалитеты-владельцы сетей. Причем контрольный пакет акций компании должен быть, по мнению руководства области, у представителей региона. Это позволит последнему контролировать активы компании и, помимо налогов, получать дивиденды.
Такова же позиция руководства области и по отношению к компании, занимающейся сбытом тепловой и электрической энергии. Этот вид деятельности дает немалую прибыль, которая тоже не должна уходить из региона.
Однако, кому бы не принадлежали сегодня активы энергетических компаний, обеспечение надежности энергоснабжения региона неизменно остается главной заботой областных властей. Поэтому с учетом уроков зимы 2005/2006 годов, администрация области провела определенную работу с газовиками и энергетиками с целью минимизации возможных негативных последствий, вызываемых погодными аномалиями. Очень важно, что на ТЭЦ и ряде промышленных предприятий сделаны необходимые запасы мазута для использования зимой в качестве резервного топлива.
Одной из важных задач для региональной власти остается газификация области. Особенность текущего года в том, что работы по газификации выполняются с участием «Газпрома», который уже вложил в строительство межпоселковых газопроводов около 760 млн. рублей, на которые построено 277 км межпоселковых сетей.
Глава администрации области подписал с «Газпромом» «график синхронизации работ», в соответствии с которым регион берет на себя строительство внутрипоселковых сетей, обеспечивая тем самым условия для использования голубого топлива в тех населенных пунктах, куда подведены газопроводы.
Поскольку документ был подписан в середине года, в областной бюджет деньги на выполнение предусмотренных им работ заложены не были. Администрация региона договорилась с облдумой о том, что на 2007 год на эти цели в бюджет закладывается 360 млн. рублей. Кроме средств из областного бюджета, на эти цели пойдут еще и 140 млн. рублей, полученные за счет инвестиционной составляющей в тарифах на газ. А также средства населения в объеме 120-140 млн. рублей и еще деньги из некоторых других источников. В целом за год (с июня 2006 по июнь 2007 г.) будет истрачено на газификацию около 1,4 млрд. рублей. И в следующем, 2008 году, не меньше.
К концу января 2007 года должна быть готова программа, определяющая сроки газификации отдельных населенных пунктов и общие затраты на газификацию по годам. Конечный срок полной газификации области – 2010 год.
Анатолий КОШКИН
|