Регион в ожидании больших инвестиций
Заместитель директора агентства инвестиций и развития Волгоградской области Дмитрий Чухланцев рассказал прежде всего о привлечении финансовых вливаний в крупные инфраструктурные проекты на территории региона. Особенно масштабны два из них, связанные с городом-спутником Волгограда, – строительства в Волжском международного бизнес-центра и расположенного рядом интермодального терминала. На этом участке работы подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование пускового комплекса, имеющего наибольшую коммерческую привлекательность. Следующим шагом будет привлечение инвестиционных ресурсов для реализации данного проекта.
С этим замыслом тесно связан другой – создания в регионе особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Хотя этот проект не стал победителем на федеральном уровне, его реализация возможна, считает господин Чухланцев, с учреждением в Волжском международного бизнес-центра. Последний явится основой для создания научно-делового комплекса и, в перспективе, технопарка.
– Если аккумулировать идеи создания бизнес-инкубатора, венчурного фонда и технопарка, то это даст мощный синергетический толчок появлению новых инновационных технологий, – подытожил докладчик.
Впечатляет и проект строительства санатория на озере Эльтон, который, по предварительным оценкам, потребует инвестиций в объеме 7,5 миллиардов рублей, в том числе 6 миллиардов – на развитие инфраструктуры (дорог, линий электропередач, систем водоснабжения и канализации). К нему есть интерес со стороны крупных инвестиционных компаний. Представители одной из них, итальянской, на недавней встрече в Москве заявили о желании вложить средства в строительство на Эльтоне, обусловив при этом свое участие привлечением в качестве строителей своих соотечественников.
А наиболее интересным и привлекательным Дмитрий Чухланцев считает проект создания в нашем регионе предприятия, специализирующегося на сборке самолетов на 25-30 пассажиров для местных авиалиний. За реализацию его взялся зарегистрированный в Москве Российский авиационный консорциум, председателем совета директоров которого является Валентин Климов – бывший руководитель конструкторского бюро Туполева, а в качестве основного потенциального заказчика этих самолетов (прототипом для которых будет Як-40) рассматривается тюменская авиакомпания. Предполагается занять свободную рыночную нишу, поскольку самолеты Як-40 не выпускаются уже 20 лет, а спрос на машины этого класса имеется, особенно со стороны нефтяников-вахтовиков.
В настоящее время на волжском предприятии «Тисма» налаживается производство заготовки крыла самолета. В дальнейшем, в случае успеха, оно получит заказ на изготовление всего крыла. Ведутся переговоры об участии в данном проекте и ряда других волжских предприятий. В этом, по словам Дмитрия Чухланцева, большую помощь оказывает администрация города Волжского и лично мэр Игорь Воронин.
Важным направлением инвестиционной деятельности является привлечение средств федерального бюджета на реализацию региональных инновационных проектов. С этой целью агентством по инвестициям и развитию были подготовлены две заявки, которые затем одержали победу в конкурсе, проведенном Минэкономразвития и торговли. Первая – на создание на территории Волгоградской области венчурного фонда с государственным участием. Предусмотрена следующая его схема: 70 миллионов рублей вкладывает администрация области, столько же – федеральное министерство, а 140 миллионов, или половину фонда – частные инвесторы. В числе последних может оказаться, например, председатель совета директоров крупной инвестиционной компании «Тройка-Диалог» господин Вартанян, с которым проведены предварительные переговоры на этот счет во время недавнего Санкт-Петербургского экономического форума.
Что же касается местных инвесторов, то, по мнению Дмитрия Чухланцева, в регионе имеются деньги, которые могут быть привлечены в венчурный фонд в качестве частных взносов, однако отсутствует управляющая компания, отвечающая жестким условиям конкурса и способная руководить таким фондом. А относительно вклада регионального бюджета в него было сказано, что в настоящее время бюджетный комитет облдумы готовится к рассмотрению соответствующего вопроса.
Еще одна заявка регионального агентства инвестиций и развития связана, опять-таки, с городом-спутником Волгограда. Там предполагается создание бизнес-инкубатора.
– Он послужит той базой, на которую смогут прийти инициаторы инновационных технологий, – а это, как правило, научные коллективы университетов и НИИ, – чтобы, используя льготные условия аренды, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность, – считает господин Чухланцев.
Поскольку в инвестиционных проектах часто упоминался Волжский, мэру этого города Игорю Воронину было предложено высказать свое отношение к проблеме привлечения капиталовложений.
– Идея и идеология присутствия города в ряде программ продиктована следующим, – заявил в ответ Игорь Николаевич. – Мы часто и много слышим о том, что происходит перераспределение полномочий в межбюджетных отношениях, что федерация берет себе слишком много налогов и т. п. Можно сетовать на жизнь, а можно отрабатывать механизм возврата денег в регион. Эту позицию Волжский занимал всегда.
Команда мэра Волжского «проталкивает» инвестиционные проекты при активной поддержке администрации области. Это видно из следующего примера, о котором поведал господин Воронин: когда городские депутаты «заволокитили» вопрос о приобретении здания под бизнес-инкубатор, этот вопрос был срочно решен на областном уровне, дабы не сорвалось рассмотрение в Минэкономразвития соответствующей заявки.
Все названные направления работы по привлечению инвестиций в наш регион были освещены в связи с деятельностью агентства по инвестициям и развитию Волгоградской области – одной из дочерних структур областного Союза промышленников и предпринимателей, созданной в декабре прошлого года. Ввиду незначительности срока существования агентства пока можно говорить, конечно, не столько о его реальных достижениях, сколько о намерениях. Но инвестиции как таковые успешно осуществляются в регионе уже давно, прежде всего за счет частного капитала. Что исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Волгоградской области Виктор Фокин проиллюстрировал, опять-таки, на примере Волжского:
– Говоря о частных инвестициях в инновации, можно привести пример двух волжских предприятий: Трубной металлургической компании со значительным объемом вложения частных средств в развитие технологий и абразивного завода. На последнем также значителен объем инвестиций в развитие технологий, в том числе по выпуску импортозамещающих продуктов. Это уровень производства, которое конкурирует с Западом не по цене, а по качеству.
|