Волгоград определяется с приоритетами развития
Определение приоритетных направлений развития Волгограда необходимо для того, чтобы на основании их разрабатывать затем соответствующие муниципальные целевые программы. Так заявил во вступительном слове председательствовавший, руководитель комитета гордумы по экономической политике Владимир Михалев.
Свой доклад он начал с определения актуальнейшей проблемы развития города – выработки инвестиционной политики. Сегодня возникают вопросы, «как должен жить город, какие законы, постановления нужно принять, чтобы в него пришли инвесторы». Господин Михалев предложил включить в число приоритетных направлений развития Волгограда «подготовку и оценку инвестиционного климата по международным стандартам» и «разработку и реализацию мер экономического влияния на инвестиционный климат».
В ответ на выступление депутата вице-мэр Роман Беков заявил о том, что инвестиционная политика мэрии уже сейчас приносит неплохие результаты, и одним их них является заметный приток капиталов в Волгоград. Господин Беков посетовал также на ограниченность возможностей муниципальной власти и отметил неприемлемость «печального опыта» прошлых лет, когда в связи с созданием на уровне города зон экономического развития бюджет Волгограда недосчитался многих миллионов рублей.
Непосредственно связанным с предыдущей темой оказался доклад о развитии волгоградской индустрии, с которым выступил заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту и связи мэрии Константин Репин. Несмотря на отмеченные им успехи ряда волгоградских предприятий в 2001-2005 годы, он признал совершенно недостаточными для дальнейшего подъема волгоградской индустрии только рыночные механизмы.
– Необходимо в первую очередь участие государства в создании правовых и организационно-экономических условий для инвестиционной деятельности, – подчеркнул господин Репин. – Для этого, прежде всего, нужно принять федеральный закон об особых экономических зонах в Волгоградской области.
Докладчик предложил также создать фонд развития промышленности под жестким контролем государства и предоставить отдельным предприятиям налоговые льготы.
Другие меры стимулирования развития этой отрасли перечислены в разделе «Промышленность» проекта приоритетных направлений: передача на льготных условиях объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью, привлечение иностранных инвесторов, введение понижающего коэффициента 0,5 к арендной плате на период проектирования и строительства при определении арендной платы за землю, находящуюся в региональной и муниципальной собственности.
Депутат Павел Степанов высказался за прямое вмешательство муниципальной власти в процесс повышения инвестиционной привлекательности города. С этой целью он предложил, в частности, создание инженерной инфраструктуры на принадлежащих муниципалитету территориях.
Тот факт, что частный бизнес становится движущей силой развития буквально всех сфер жизни общества, проявился при обсуждении доклада председателя комитета гордумы по здравоохранению и социальной политике Валентина Кляузова. Исполнительный директор Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Игорь Комлев предложил включить в число приоритетных направлений развитие частной медицины, которая не только не нуждается в бюджетных вливаниях, но и сама готова платить в бюджет. В ответ Валентин Кляузов признал, что конкурентная среда будет способствовать улучшению услуг в сфере здравоохранения и высказался за передачу в руки предпринимателей тех лечебных учреждений, которые бюджет «тянуть» не в силах.
– Если мы не можем достойно содержать стоматологическую поликлинику, в которой на 60-70% услуги платные, почему не приватизировать ее? – привел пример господин Кляузов.
Животрепещущую для предпринимателей проблему использования городских помещений затронул в своем выступлении руководитель департамента муниципального имущества администрации Волгограда Александр Валюшкин. При всем том, что аукционы по продаже муниципальной недвижимости проходят каждую пятницу, и только на последнем удалось, по словам докладчика, «наторговать» на 68 миллионов рублей, был обещан индивидуальный подход к решению судьбы каждого объекта. С этой целью в число приоритетных направлений предлагается включить по разделу «Эффективное использование муниципального имущества» разработку программы приватизации, которая «должна содержать не просто перечень приватизируемых объектов, а обоснование включения того или иного объекта с расчетом экономического эффекта от продажи (в сравнении со сдачей его в аренду)»:
– Если мы положим в банк деньги, вырученные от приватизации, под 10% годовых, то любая приватизация объекта по цене выше, чем 12 тысяч рублей за 1 кв. м оказывается экономически выгоднее, чем сдача в аренду.
В подтверждение чего были приведены следующие данные: рекордная цена 1 кв. м в Центральном районе еще в прошлом году составила 106,5 тыс. рублей. Тогда как средняя ставка арендной платы за 1 кв. м муниципальной недвижимости равняется сегодня всего лишь 1200 рублей в год. То есть практически в любом случае приватизация оказывается выгоднее сдачи в аренду!
Впрочем, не всю свою недвижимость город собирается распродать. В числе других мер по эффективному использованию городского имущества – определение перечня муниципальных нежилых помещений, необходимых органам местного самоуправления для выполнения своих обязанностей. Кроме того, намечена подготовка перечня помещений, не подлежащих приватизации.
Из ответа господина Валюшкина на вопрос заместителя председателя областного совета профсоюзов Павла Николаенко об эффективности и судьбе муниципальных унитарных предприятий выяснилось, что лишь немногие из них предполагается сохранить. Хотя из 98 ныне действующих МУПов только 43 являются убыточными, а 55 приносят прибыль, докладчик в целом охарактеризовал состояние их как «плачевное» и заявил о намерении следовать указанию мэра Евгения Ищенко о том, что должно остаться только 22 МУПа, такие, как БТИ, УКС, дорожные организации, кинотеатры.
– А не считаете ли возможным оставить помещения за социально-ответственным бизнесом, как предлагают авторы законопроекта, внесенного в Госдуму? – задала вопрос директор ООО «Добрая богиня» Татьяна Беседина.
– По моему мнению, это совершеннейшая чушь, – заявил в ответ руководитель департамента. – Разве предприниматели являются у нас социально незащищенной группой?
Это суждение оспорил депутат гордумы Павел Степанов:
– Когда мы говорим о социальной направленности бизнеса, речь идет не о создании особой касты предпринимателей, которые должны дотироваться, а о том, что многие предприниматели несут социальную нагрузку. После приватизации занимаемых ими помещений их может сменить другой бизнес. Нужно определить, сколько нужно в каждом районе дешевых ателье, пекарен и т. п.
Последним на слушания был вынесен вопрос о развитии малого и среднего бизнеса. Выступивший с докладом председатель комитета по предпринимательству мэрии Александр Фролов очертил круг взаимосвязанных проблем. Таких, как мониторинг роли малого бизнеса в реализации социальных целевых программ, стимулирование предпринимателей, занятых в сфере бытового обслуживания населения, в производстве экспортной и импортозамещающей продукции, а также способствующих сохранению самобытности города и области. Все они должны найти отражение в приоритетных направлениях.
На недостаточность предложенных мер указал в своем выступлении исполнительный директор региональной «ОПОРЫ РОССИИ» Игорь Комлев. Существующее неблагополучие в сфере предпринимательства он проиллюстрировал цифрами: на 1 января 2004 года предпринимателей насчитывалось в Волгограде 38 тысяч, а к 1 января 2006 года их число снизилось до 22 тысяч. Господин Комлев предложил пересмотреть принятое недавно постановление о ставках платы за аренду муниципальной недвижимости и принять меры по выводу представителей малого и среднего бизнеса из «тени» как альтернативу повышению обязательных платежей в бюджет, взимаемых с «легальных» предпринимателей. Он выступил также с идеей введения процедуры «нулевых» чтений с участием предпринимателей при принятии тех постановлений и распоряжений, которые касаются их деятельности.
Руководитель департамента экономики и инвестиций администрации Волгограда Ольга Сальникова в своем обобщающем докладе отметила актуальность слушаний: именно сейчас разрабатываются прогнозы социально-экономического развития Волгограда и области на 2007-2010 годы. Она заверила собравшихся в том, что при этом будут учтены все идеи и предложения, высказанные во время слушаний. Госпожа Сальникова выразила мнение о необходимости доработки проекта приоритетных направлений развития Волгограда с целью лучшего освещения в этом документе потребностей и перспектив ряда важных сфер деятельности, таких, как транспорт, связь, предпринимательство (так, по разделу «Предпринимательская деятельность» подготовленный проект предусматривал только «организацию питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Волгограда на период 2007-2009 годов»).
Подводя итоги двухдневных слушаний, вице-мэр Роман Беков в своем заключительном слове высказал мнение о том, что диалог состоялся и что к прозвучавшим предложениям муниципальные власти прислушаются.
Председательствовавший Владимир Михалев заявил о том, что в ходе долгого обмена мнениями участники слушаний смогли понять, чего они хотят друг от друга. Дополнения, предложенные для внесения в приоритетные направления, будут рассмотрены сначала думскими комитетами, а затем и на заседании гордумы.
Олег МАМОНТОВ
|