Волгоградский «Энергострой» обустраивает всю Россию
Апрель 2006 года подвел черту под важным этапом в деятельности холдинга «Энергострой»: завершились работы по расширению пропускной способности Балтийской нефтепроводной системы с 30 млн т до 65 млн т в год. В сотрудничестве со своим стратегическим партнером – компанией «Транснефть» – волгоградцы приняли участие в сооружении пяти из 9 ее новых нефтеперекачивающих подстанций. Реализация проекта позволила переориентировать значительную часть отечественного экспорта нефти на российские порты, исключив возраставшую зависимость российской внешней торговли от услуг стран Прибалтики и Финляндии. За отличную круглосуточную работу в сложнейших условиях, когда техника тонула в болотах и сугробах, три работника «Энергостроя» представлены к государственным наградам.
Новостройка за новостройкой
Сразу же вслед за выводом Балтийской нефтепроводной системы на полную проектную мощность в центре внимания коллектива холдинга оказалось завершение строительства за тысячи километров от Прибалтики – близ Ухты, где волгоградцам было доверено устройство внешнего электроснабжения перекачивающей станции «Печора» Северного магистрального нефтепровода.
А ныне разворачивается работа волгоградцев по сооружению Единой нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан пропускной способностью до 85 млн т в год, которая свяжет российские месторождения «черного золота» с Китаем. Соответствующий договор был подписан с «Транснефтью» в начале этого лета.
– В последнее время объектов у нас становится все больше и больше, причем эти объекты все более серьезные, – с удовлетворением отметил первый заместитель генерального директора Леонид Гориловский.
– В первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года наши обороты возросли вдвое. Сейчас в работе очень большой объект – нефтеперекачивающая станция «Мариинск», что неподалеку от Красноярска, а также резервуарный парк в районе Омска. Строим и во многих других регионах. Одним словом, организация развивается, устанавливая отношения со все новыми заказчиками. У нас появились и свои постоянные субподрядчики, которых мы привлекаем по мере необходимости. Растут численность и квалификация персонала, увеличивается и наша оснащенность новейшей техникой.
В просторном кабинете генерального директора «Энергостроя» Николая Романюка (на момент написания статьи он совершал деловую поездку по сибирским представительствам компании – прим. авт.) взгляд сразу приковывает огромная карта России с разноцветными кружками на ней, обозначающими места новостроек холдинга. Ангарск, Мариинск, Омск, Тайшет, Новороссийск, Хадыженск, Сызрань, Альметьевск, Астрахань, Высоцк – из всех этих пунктов, удаленных от Волгограда на тысячи километров, стягиваются сюда нити управления холдингом, связывающие воедино большой коллектив. С открытием в начале этого года филиалов «Энергостроя» в Мариинске Кемеровской области и Омске – поближе к местам строительства единой нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан – численность его сотрудников выросла до 600 человек.
Печорская эпопея
В республике Коми, на берегах Печоры, как и всюду, где ни пришлось бы трудиться коллективу «Энергостроя», он оказался в ответственнейшей роли завершающего эстафету, от которого зависит результат усилий всех. Общие строительные работы и прокладку труб выполняют сотрудники других компаний, а волгоградскому холдингу «фронт» электромонтажных работ предоставляют в самом конце, обычно с немалым опозданием. И тогда именно от волгоградцев зависит сдача большого, важного объекта в намеченный срок.
Строительство в республике Коми развернулось в связи с планами компании «Транснефть» увеличить транспортировку нефти Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции до 23,3 млн т в год. С этой целью между двумя крупными узлами существующего нефтепровода, Усинском и Ухтой, было решено построить две дополнительные нефтеперекачивающие станции: НПС «Таежная» и НПС «Печора».
На Севере волгоградцы должны были, помимо строительства «Печоры», выполнить реконструкцию НПС «Кожва» с заменой высоковольтных трансформаторов и проложить 12 километров высоковольтной двухцепной линии электропередачи напряжением 110 кВт между двумя станциями. Работа велась с ноября по февраль. Грунт, в который закладывались фундаменты под опоры, промерз на 2,5 метра. Поэтому приходилось применять тяжелую технику: сначала специальным «клыком» пробивать ледяной панцирь и выворачивать груды окаменевшей земли, а затем разрабатывать ямы экскаваторами. А весной, в пору ледохода и разлива Печоры, пришлось решать непростую проблему переброски техники на другой берег.
Попутно с преодолением природных трудностей волгоградцы осваивали на этой стройке технические новинки, например, вакуумные выключатели на электрических подстанциях. И учились устанавливать тяжелые, весом по 35-36 тонн, трансформаторы в условиях вечной мерзлоты.
На технические трудности накладывались другие, в частности, организационные. Сильно подвел поставщик, задержавший на три недели поставку опор под линию электропередачи.
– В январе нам пришлось мобилизоваться и за 9-10 дней выполнить огромный объем работ, – вспоминает главный инженер холдинга Александр Глинянов. – Привлекли всех своих людей, кого только можно было. Они работали круглосуточно, собирая опоры и вывозя их на трассу. Особенно отличилась бригада Сергея Толочко.
Непростыми были отношения с заказчиком – компанией «Северные магистральные нефтепроводы». Перекладывая с себя ответственность за не слишком удачную организацию работ, он не раз предъявлял волгоградцам необоснованные претензии. И тогда многое зависело от высокой квалификации главного инженера холдинга Александра Глинянова, с честью отражавшего подобные «атаки».
Как и на всех дальних объектах, волгоградцы работали на Печоре вахтовым методом, на 3 месяца отрываясь от семей. Обычным «смертным» сложно представить тяготы, которые изо дня в день преодолевали строители: жесточайшие зимние морозы, резкие перепады атмосферного давления, тучи мошкары в теплую пору. Учтем и то, что «на вахте» нормальный рабочий день – 12-часовой, а выходных нет, только в воскресенье после 3 часов дня – баня. Накануне же пусконаладки все работают практически круглосуточно.
Прораба Дмитрия Кириличева, только что прилетевшего из Ухты, к моменту нашей встречи напряжение пусковых дней, казалось, все еще не отпустило.
– Дмитрий Георгиевич так увлекается работой, что забывает пообедать, – сказал о нем Александр Глинянов. – А в пору белых ночей не замечает, когда заканчивается рабочий день.
Многие из строителей холдинга добросовестной, умелой работой добились удивительных результатов. Например, строительная бригада Александра Ещенко. Это во многом благодаря ей удалось наверстать допущенное ранее другими подрядчиками отставание в темпах работ. Силами своих 10 человек волгоградская бригада смогла выполнить за каких-то 3 месяца такой же объем работы, с которым едва справлялась за полгода добрая полусотня строителей из других компаний. А на монтаже фундаментов опор особенно отличилось подразделение прораба Григория Лепетухи. Очень хорошо проявили себя и молодые наладчики Денис Дуюнов и Федор Филиппов, бригада Андрея Ежевского: работая до глубокой ночи, они сумели за полтора дня разобраться в сложнейшей схеме шкафа управления подстанции, на что обычно отводится неделя.
– Каждый день этих людей – подвиг, – сказал обычно скупой на слова Александр.
Большим чувством ответственности всего коллектива волгоградских строителей удается добиться, казалось бы, невозможного. Вот мнение заместителя главного инженера Александра Горбачева, работавшего в республике Коми еще в советское время:
– При плановой экономике такая НПС, как «Печора», строилась 15 месяцев, а мы ее построили за 4 месяца. И 7 июня, вместо 25 июня по графику, ток побежал по проводам!
– На Печоре мы впервые оказались в особо сложных климатических и геологических условиях, – отметил Александр Глинянов. – Там состоялась проверка наших сил и возможностей. И теперь перед нами открываются пути на Байкал и в Забайкалье.
«Открывая молодые пути»
Холдинг по праву гордится своими классными специалистами – такими, как Валентин Синюков, Виктор Волынец, Александр Горбачев и многие другие. Но отличными работниками люди не рождаются – их надо воспитывать. В «Энергострое» умеют это делать. Кадровый «голод» – один из результатов развала плановой экономики с ее централизованной системой подготовки специалистов – здесь впервые ощутили в числе первых. И, не уповая на чье-то благодетельное вмешательство, активно взялись за обеспечение своих подразделений умелой сменой. «Энергострой» заключил договоры с вузами об организации производственной практики студентов. Будущие специалисты постигают секреты профессионального мастерства в нелегких условиях строительных городков. Зато успешно сдавшие экзамен на прочность становятся настоящими асами своего дела и получают приглашения на постоянную работу в холдинг. Сейчас, с началом работ в Сибири, холдинг особенно нуждается в притоке новых кадров.
В настоящее время в Мариинске, Омске и Новороссийске на объектах холдинга трудятся три отряда студентов Волжского филиала Московского энергетического института, а в ближайшее время на стройку прибудет и студенческий отряд Волгоградского архитектурно-строительного университета. В большинстве своем молодые работают на сибирском, самом перспективном направлении, которое на ближайшие два года станет основным для волгоградского холдинга.
В Мариинске и Омске готовится расширение резервуарного парка для переброски западносибирской нефти на Тайшет, «нулевой километр» Единой нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан, где будет построена первая НПС. Оттуда в 2007-2008 годах нефтепровод пройдет на Усть-Кут, далее на Ленск и затем, огибая берег Байкала, – к границе Китая. И закономерен тот факт, что «открывать молодые пути» в Сибирь отправились юные волгоградцы. Лучшие из них вольются по окончании учебы в состав коллектива «Энергостроя».
В недавно организованные филиалы холдинга в Мариинске и Омске отправляются и многие кадровые работники холдинга – сразу на год, вместе с семьями. От первоначального замысла о наборе местных пришлось отказаться. После изучения ситуации на сибирском рынке труда выяснилось, что электромонтажников нужной квалификации там не найти: какие были – давно уехали. Разве что с набором на месте грузчиков и стропальщиков на погрузочно-разгрузочные проблем не будет. Так что волгоградцам предстоит много потрудиться в Сибири. Представьте: от Мариинска до Тайшета – около тысячи километров. Только в дороге 2 дня. А сколько работы! И это лишь самое начало стройки, которая развернется до границ Китая!
К началу работы в Сибири в волгоградском холдинге готовятся очень серьезно. Ввиду отсутствия жилья, которое можно снять для строителей, создаются стройгородки с бытовой инфрастуктурой (банно-прачечными комбинатами, столовыми и т. п.), а также базы, оснащенные всей необходимой техникой и материалами. С этой новостройкой связываются большие ожидания.
– Начало реализации проекта создания Единой нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан означает для холдинга стабильное финансовое положение и работу для коллектива на 2-3 года, – отметил Александр Глинянов. – В связи с Днем строителя желаю коллегам стабильности, здоровья и семейного счастья! Тем, кто подолгу работает вдали от дома, так важна поддержка близких!
Олег МАМОНТОВ
|