Леонид Литовский «запросто» выигрывает гранты
Получить его можно двумя путями. Первый – через участие и победу в объявленных тематических конкурсах. Второй – обращением с обоснованной заявкой на получение гранта в международные фонды, финансирующие определенные виды деятельности. В России таковые начали образовываться только в перестройку, после «смерти» Госплана, который-то и распределял все виды ресурсов. А вместе с фондами начали появляться и специалисты, умеющие нестандартно преподнести идею. В Волгограде же таковых людей раз-два и обчелся.
Уместно рассказать, чем до этого занимался Леонид Яковлевич. Сын кадрового офицера о себе говорит просто: «Учился и работал, искал свое». По образованию экономист, он работал инженером-экономистом, начальником отдела в проектных организациях, директором информационно-вычислительного центра, возглавлял республиканскую службу занятости Грузии, в которой прожил значительную часть своей жизни. В первые перестроечные годы создал в Тбилиси инновационную фирму, оказывающую консалтинговые услуги. После прихода гамсахурдиевских «смутных времен» был вынужден покинуть страну.
Так Литовский в 1995 оказался в нашем городе, где сначала сотрудничал с общественной организацией «Проект – перекресток цивилизаций», занимаясь в ней многими проблемами, в том числе сохранения природного, исторического и культурного наследия Нижнего Поволжья, редактировал газету «Ковчег» этой организации. И выиграл для нее грантовую заявку в конкурсе фонда Макартурова.
На счету энтузиаста и муниципальные гранты. Например, на издание краеведческого альманаха «Волгоград – Сталинград - Царицын и ранее…» к 60-летию Сталинградской битвы. А по конкурсу департамента государственной федеральной службы занятости по Волгоградской области – на создание рабочих мест для семей с детьми-инвалидами. Всех просто не перечесть.
Но основное внимание Литовский обратил на библиотеки. Их в Волгоградской области около 833, семьдесят восемь процентов из которых находятся в сельской местности. На вопрос, почему именно на них, Леонид Яковлевич ответил: в первую очередь потому, что их огромный информационный, просветительский и культурологический потенциал недооценивается, как властями, так и предпринимателями. В своих публикациях, которые поощрял институт «Открытое общество», он спрашивал: могут ли в рыночных условиях выжить публичные библиотеки, не выбросив на рынок труда своих работников – профессионалов библиотечного дела? Ведь сегодня рассчитывать на существенную помощь государства нереально.
Автор публикаций заявил, что все проекты, связанные с библиотеками, должны основываться на принципе «традиционная библиотека плюс…». То есть, помимо привычных с советских времен функций, каждая должна добавлять к своей работе какие-то новые, нестандартные. Размышления он подкреплял реальными делами. Из канадского фонда поддержки российских женщин Литовский помог получить грант для областной детской библиотеки. И знаете, под что? Под тренинги «Девичья школа лидерства», которые год проводились для читательниц этой библиотеки.
У Московского общественного научного фонда он выиграл грант для городищенской библиотеки под центр по связям власти с населением района, читатели которой могли получать все постановления властных структур. В свое время Литовский помог получить грант и Волгоградской библиотеке имени Горького, назвав проект «Нижневолжский библиотечный оазис».
Положа руку на сердце можно сказать, что не все библиотеки сумели осуществить идеи, под которые средства выигрывались при участии Литовского. Поэтому одну из них он решил внедрить в жизнь сам. В 1999 году Литовский выиграл грант для создания уникального музея, затем получившего название «Музей письменности и букварей народов мира» при центральной городской детской библиотеке имени Пушкина. Конкурс был учрежден президентом России «для поддержания творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». Каким и был признан разработанный Литовским проект музея (в мире подобного нет, есть только коллекции). Назвав его «Славянские буквари у истоков русской культуры», его автор заявил, что «национальная безопасность России начинается с грамотности».
Реализовывать проект Литовский начал сам. Сегодня в музее собраны первые книжки для обучения детей родной грамоте из 25 стран. Первыми прислали буквари тамильского и сингальского языков из Шри-Ланки и исландского из Исландии. Немецкое посольство передало самое большое количество первоучебников. Швейцария презентовала буквари всех своих четырех государственных языков: итальянского, французского, немецкого и ретороманского. Есть ивритские. Славянских собрано девять, начиная первым печатным Ивана Федорова, датированным 1574 годом, и заканчивая 1749 годом. Оговоримся сразу, это не древние фолианты, а их электронные копии. Пленки, с которых они сделаны, Леонид Яковлевич приобрел в Российской национальной библиотеке.
За пять лет существования музей пополнился и разросся: вместо комнатки в 19 кв. метров он занимает сегодня все 60. В нем побывали школьники, студенты, в том числе и иностранные, педагоги, искусствоведы… Известные люди оставляют не только записи в книге отзывов, но и преподносят дары. Например, художник Владислав Коваль подарил свою картину «Начало». Профессор ВолГУ София Лопушанская – собственного авторства путеводитель по истории учебной книги по русскому языку «О вратах учености». Музей становится все более многофункциональным и значимым в области культуры и просвещения.
Сегодня Литовский активно пропагандирует самую лучшую, по его мнению, технологию обучения грамотности детишек, улучшающую процесс чтения втрое. Разработал ее главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир. Леонид Яковлевич удивляется, почему эта дивная технология не получила распространения в школах Волгоградской области, размышляя о новых критериях, кого в России 21 века будут считать грамотными. И надеется, что созданный им музей приобретет особую значимость в области образования и культуры не только в России, но и далеко за ее пределами.
Между прочим, свои «поисковые» способности Литовский только единожды использовал в сугубо личных целях, когда выиграл в Фонде Сороса грант за серию публикаций «На базаре труда» в волгоградских газетах…
|