GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Почему пробуксовывают национальные проекты

Относительно первых двух проектов, Александр Викторович отметил, что темпы их реализации в основном определяются степенью финансирования Федеральным центром, поскольку здесь речь идет о поставках медицинского оборудования, школьных автобусов и компьютерных классов. С этим в первом полугодии было не все благополучно – правительство выделило всем фактически не более 30-35% средств от запланированного объема.

Применительно к Волгоградской области это означает, что обещанные нам в первом полугодии машины скорой помощи будут поставлены не раньше октября-ноября. Задерживается и поставка школьных автобусов. Впрочем, в ряде случаев, в этом были виноваты и регионы, затянувшие подготовку помещений к установке нового медицинского оборудования. У нас, по словам Александра Шилина, задержки носили «технологический характер» – наладчики рентгеновских установок из Германии не хотели приезжать для запуска одного аппарата и ждали, когда можно будет заняться сразу тремя-четырьмя.

В целом на совещании было отмечено, что некоторое отставание Волгоградской области тревоги у представителей Федерального центра не вызывает, поскольку наш регион традиционно имеет очень высокий потенциал в сфере медицины и образования и в состоянии быстро «войти в график».

Больше всего времени участники совещания уделили проблемам строительства жилья. И, в частности, правовому вакууму в этой сфере. Правительство выделило 12 млрд рублей на долевое участие (в соотношении 50 на 50%) с региональными бюджетами в части субсидирования процентной ставки по кредитам банков для создания необходимой инженерной инфраструктуры на площадках для строительства жилья.

Предполагалось, что местные власти, используя эти средства, подведут к пустырям воду, канализационные трубы, газ и электроэнергию, а затем выставят эти площадки на торги. Тогда застройщикам, получившим эти участки, придется затрачивать гораздо меньше средств и времени на строительство жилых домов.

Как выяснилось на совещании, такая схема пока «не работает» – у большинства регионов нет денег для долевого участия в таких делах. У многих, в том числе и у Волгоградской области, нет и генеральных планов развития отдельных городов и поселков, на разработку которых тоже нужны деньги. А без генпланов решать вопросы развития инфраструктуры и выделения площадок под застройку крайне затруднительно.

По утверждению Александра Викторовича, в Волгограде в 2006 году не состоялось ни одного тендера по площадкам под застройку. Это вызывает большую тревогу у строительных организаций области. Да и у областной администрации тоже, поскольку по причине отсутствия подготовленных площадок в 2007-2008 годах может быть «провал» в выполнении планов по строительству жилья.

Впрочем, пока, в 2005 и в 2006 годах по объемам ввода жилья Волгоградская область «выглядит прилично» и находится в тройке лидеров ЮФО вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью. В прошлом году в области было введено в эксплуатацию около 500 тысяч квадратных метров жилья, а в текущем году, по оценке вице-губернатора, будет не менее 550 тысяч.

Темпы ввода жилья в целом высокие, но не следует забывать, что приведенные показатели включают и индивидуальное строительство, доля которого довольно велика. Еще один повод для тревоги: высокие цены на квартиры. Увеличение объемов строительства еще не гарантирует, что все построенное будет куплено. Потому нужно принимать меры для снижения стоимости нового жилья.

Один из путей здесь – увеличение доли малоэтажного строительства. Строительство пригородных поселков из таунхаусов и типовых коттеджей может привести к тому же и к существенному улучшению условий жизни людей по сравнению с теми, что имеются в перенаселенных и хаотично развивающихся крупных городах.

С этой идеей выступает первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев. На совещании Волгоградская и Астраханская области были названы «лидерами» в этом новом направлении. От нашей области в Госстрой поступило 4 заявки на реализацию пилотных проектов малоэтажного строительства (в Волгограде, Волжском, Камышине и Михайловке).

По мнению Александра Шилина, строительство малоэтажных домов было бы перспективно и в г. Котельниково, где скоро появится крупное предприятие по добыче калийных солей.

Участники совещания уделили внимание также и вопросам развития АПК. Александр Шилин отметил, что в области сегодня есть 10 важных инвестиционных проектов, относящихся к этой сфере, с общим объемом планируемых капиталовложений в 10 млрд рублей.

Только три из них сегодня практически реализуются – строительство комплекса для содержания крупного рогатого скота молочного направления и 2 крупных свинокомплекса. Остальные проекты прорабатываются.

Полной уверенности в реализации всего задуманного в сфере животноводства нет – слишком много сложных проблем. Вице-губернатор выделил три наиболее важных.

Первая – отсутствие «внятной» государственной политики в вопросах таможенно-тарифного регулирования и квотирования поставок мяса скота и птицы из-за рубежа. Россия сегодня ежегодно импортирует 2 млн т мяса, затрачивая на это от 6 до 8 млрд долларов. В 2006 году квота по мясу была увеличена сразу на 40%.

Конечно, эти громадные деньги могли бы оставаться в России, если бы здесь уделялось достаточное внимание поддержке собственного животноводства. А сегодня, в условиях неопределенности с поставками мяса из-за границы, многие предприниматели отказываются, по словам Александра Викторовича, от своих планов по созданию животноводческих производств.

Вторая проблема – отсутствие реального залогового фонда, который могли бы использовать предприниматели при получении банковских кредитов под реализацию проектов в сфере АПК.

Третья носит областной характер, но, тем не менее очень остра: в регионе произошла «деградация» проектных организаций. Некому выполнять необходимые проектные работы, обеспечить их высокое качество для того, чтобы согласование не вызывало трудностей. В деловых кругах обсуждается даже проблема привлечения проектировщиков из других регионов.

Решая вопросы увеличения производства мяса в области, необходимо не забывать о пропорциональном развитии перерабатывающих мощностей. Нужна глубокая переработка хотя бы части мясной продукции. В этом направлении Александр Шилин ведет работу с владельцами мясокомбинатов. В этой сфере, по словам Александра Викторовича, тоже есть интересные проекты, нуждающиеся в государственной поддержке.

К сожалению, сегодня нет никаких конкретных «контрольных цифр», определяющих результаты реализации национальных проектов в сфере строительства и АПК по годам применительно к отдельным регионам и по России в целом. А это значит, что проблемы и нестыковки будут возникать и впредь, а средства будут использоваться не самым эффективным образом.

Завершая пресс-конференцию, Александр Шилин сказал, что проблемы на пути реализации национальных проектов, вызывающие их пробуксовку, есть и будут. Но когда видны пути их решения, положение вовсе не кажется катастрофичным. Надо работать, и положительные результаты будут обязательно.

Анатолий КОШКИН



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования