Во главу генплана ставятся комфортность жизни и инвестиционная привлекательность
Привлечь «гражданское сообщество всего Волгограда» к обсуждению проекта генплана – эту задачу Алексей Антюфеев назвал в качестве первоочередной, пояснив, что в противном случае корректность проведения публичных слушаний может быть оспорена в судебном порядке, сославшись на негативный опыт неназванных городов. Возможно, имелась в виду Москва, где недавняя попытка сноса частных домовладений в районе Бутово на территории, отведенной под многоэтажную застройку, вызвала бурные протесты местных жителей. Впрочем, в любом случае недовольные найдутся и в Волгограде, считает господин Антюфеев. Поэтому большое внимание он уделил процедуре учета общественного мнения, призванного стать правовой основой решения по проекту генплана.
В Доме архитектора (проспект Ленина, 2-«б») развернута экспозиция основных чертежей проекта. Ежедневно там дежурят специалисты (с 10 до 14 часов – сотрудники комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, а с 14 до 17 часов – один из главных архитекторов восьми районов города), готовые ответить на вопросы посетителей. Основные чертежи и текстовая часть проекта размещены на официальном сайте администрации Волгограда: www.volgadmin.ru (в разделе «Инвестиции и программы»).
По словам главного архитектора, в законодательстве прописано, что с 2008 года муниципалитеты, в которых отсутствуют генеральные планы и правила застройки и землепользования, лишаются возможности получения земельных участков. С другой стороны, правила застройки и землепользования должны составляться на основе генплана, своего рода фундамента для разработки проектов планировки и межевания. Все эти виды документов готовятся ныне одновременно, признал главный архитектор. 7 проектов планировки уже подготовлено, по двум из них проведены публичные слушания. Прежде всего, эта работа проводится по территориям, охарактеризованным в проекте, как «особо ценные и привлекательные для инвесторов».
Речь идет о проспекте Жукова с прилегающими участками и прибрежной зоне. В последней, как известно, находится депрессивная северная промзона с гигантами первых пятилеток.
Коснувшись вопроса о судьбе этих предприятий, Алексей Антюфеев заявил о смене градостроительных приоритетов: если последний генплан разрабатывался исходя прежде всего из интересов промышленных министерств, то ныне во главу угла ставятся комфортность проживания и инвестиционная привлекательность.
Много внимания было уделено теме баланса между «природным и урбанизированным». Главный архитектор выступил с тезисом о необходимости отказа от обременительных для городского бюджета зеленых полос на границах Волгограда в пользу создания там «рекреационно-селитебных образований – малоэтажных поселений с большим количеством зелени», то есть, проще говоря, коттеджных поселков, каких уже немало в городе. В частности, в зону малоэтажной застройки попали на проекте генплана и хорошо озелененные и едва ли обременительные для бюджета территории садоводческих товариществ, например «Авангард» в Кировском районе (на склоне Ергенинской возвышенности, напротив одноименного кинотеатра). Здесь к дачам давно подступает растущий коттеджный поселок, а минувшей весной, накануне заранее объявленной на федеральном уровне «дачной амнистии», это товарищество с его на 100% неприватизированными участками неожиданно для садоводов было признано банкротом. Хотя, по идее, у волгоградцев еще есть возможность выбора.
– Нам хотелось бы обсудить вопрос о дачных и садоводческих товариществах, и мы записали его в анкете, – отметил господин Антюфеев. – Они занимают у нас около 4,5 тысяч гектаров – это огромнейшие территориальные резервы. Что же с ними делать? Готовы ли люди пересмотреть свое отношение к этим объектам в пользу превращения их в индивидуальные жилые домовладения, или они хотят по-прежнему заниматься садоводством?
По правде говоря, вопрос кажется риторическим: ну-ка, спросите любого дачника о том, хочет ли он, чтобы на его участке было частное домовладение инвестора, способного заплатить за эту землю в городскую казну круглую сумму! Предопределенным кажется большинство ответов и на другой вопрос, который в анкетах зададут волгоградцам: о предпочтении в пользу квартальной или микрорайонной застройки. Наверняка люди выскажутся за уютные дворы, что, кстати, окажется к выгоде будущих ТСЖ: при квартальной застройке земельные участки возле домов легче межевать. А обрабатывать анкеты будут специалисты (среди участников недавнего технического совещания организаторов общественного обсуждения замечен директор ЗАО «Центра социологических и маркетинговых исследований «Аналитик» Василий Токарев). На них ляжет немалая ответственность. Ведь вопрос о генплане является, по словам главного архитектора, «не столько хозяйственным, сколько, по большому счету, социально-политическим».
В самом деле, некоторые волгоградские хозяева индивидуальных домов уже с тревогой обнаружили, что их участки отнесены на проекте генплана к категории земель, запланированных под многоэтажную застройку. Сообщивший об этом Александр Моложавенко привел успокоительные доводы: речь идет о документе, реализация которого рассчитана на длительную перспективу. Причем в каждом конкретном случае для сноса массива индивидуальной жилой застройки потребуется проведение публичных слушаний и получение согласия населения.
Еще одна проблема, которая была затронута на пресс-конференции, – это сохранение архитектурного наследия города-героя. Ее предполагается тесно связать с реализацией нового генплана. С этой целью разработаны историко-культурный опорный план Волгограда и регламент благоустройства города.
– Царицын-Сталинград-Волгоград – это триединство истории нашего города мы постараемся сохранить, – заявил Алексей Антюфеев.
Разработанные документы позволят, по слова Владимира Остробородова, регламентировать действия бизнес-сообщества при решении вопросов о том, как должны выглядеть фасады исторических зданий, какого цвета «столярку» устанавливать в окнах при проведении реконструкции их, можно ли повесить сплит-систему, как проводить озеленение и т. п.
Точности ради отметим: разработчики проекта генплана Волгограда из Санкт-Петербургского института пространственного проектирования «ЭНКО» полагают, что «в историческом центре города остро ощущается нехватка общегородских градоформирующих доминант» (раздел 4.5 «Основных положений о территориальном планировании проекта генплана»). Стало быть, ансамбль центральной части Волгограда, созданный в послевоенные годы под руководством народного архитектора СССР Вадима Масляева и считающийся у волгоградских архитекторов старой школы (таких, например, как Александр Дружинин) «прекрасным, классическим», предполагается подвергнуть дальнейшим изменениям. В ближайшей перспективе там, согласно проекту генплана, должен появиться собор Александра Невского.
Олег МАМОНТОВ
|