Будет ли Волгоград столицей Нижнего Поволжья
В соответствии с ним на официальном сайте администрации Волгограда (www.volgadmin.ru) размещены текст «Основных положений о территориальном планировании Волгограда» и чертежи проекта генплана, а двум комитетам мэрии поручено провести с 10 августа до 10 ноября 2006 года открытие экспозиции, посвященной этому проекту, и сбор отзывов, замечаний и предложений по нему.
На основном чертеже генплана Волгограда (который можно увидеть также в Доме архитекторов) – редкое богатство красок: бордовой, красной, ярко-зеленой, салатной, сиреневой, фиолетовой, оранжевой...
Причем радует многоцветьем и прибрежная полоса, что на протяжении десятилетий была средоточием промышленных предприятий, отрезая горожан от Волги. Это наглядное выражение тех перемен в облике Волгограда, которые должны произойти по предложению авторов проекта из Санкт-Петербургского научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО».
Самая, пожалуй, разительная новизна – в том, что фиолетовый цвет, обозначающий промышленные зоны, на проекте остался лишь кое-где, уступив место разливу совсем иных красок. В том числе в прибрежной полосе: в фиолетовое выкрашены лишь территории, занимаемые «Химпромом» и нефтеперерабатывающим заводом. А участки, на которых ныне ВгТЗ, «Красный Октябрь» и «Баррикады» обозначены тонами сиреневого цвета. Из условных обозначений к чертежу видно, что в темно-сиреневое окрашены производственно-деловые зоны, а в светло-сиреневое – общественно-деловые зоны.
Так, территории ВгТЗ и «Баррикад» разделяет участок, окрашенный в светло-сиреневое, а между «Баррикадами» и «Красным Октябрем» к волжскому берегу выходит «островок» темно-зеленого цвета, обозначающего лесопарки и городские леса. Южнее «Красного» вдоль Волги идут участки, окрашенные в ярко-зеленое и коричневое: так отмечены парки и зоны жилищно-деловой застройки. И по самой кромке волжского берега с северной границы города до Бекетовки проходит автомагистраль. Обширные пятна желтого цвета в Дзержинском, Советском и Кировском районах обозначают территории индивидуальной жилой застройки.
Как же различаются промышленные и производственно-деловые зоны и как первые предполагается превратить во вторые? На этот вопрос, конечно, лучше всего ответить градостроителям, но кое-какие указания на сей счет нашлись и в тексте «Основных положений о территориальном планировании Волгограда». Там в разделе 5.5 «Основные направления реорганизации производственных территорий» предусмотрены «вывод экологически опасных цехов» и «проведение мероприятий по технологической реконструкции, направленных на снижение вредного экологического воздействия заканального промузла, алюминиевого завода, ПО «Химпром» и др.». Очевидно, предполагается, что осуществление предложенных мер позволит перевести многие нынешние промзоны в разряд «производственно-деловых».
В основе концепции разработчиков проекта – идея о том, что «Волгоград по своему потенциалу и исторической роли может и должен претендовать на превращение в «полюс роста» на территории Российской Федерации и столицу Нижнего Поволжья». Тем более, что географическое положение города на перекрестке водных, автомобильных и железнодорожных путей идеально для размещения в нем «логистических центров, международной торговой биржи и других международных институтов для обслуживания торгового оборота России и стран Евросоюза» с государствами Центральной Азии, Ираном, Афганистаном, Пакистаном, Индией и Китаем. Поэтому предлагается «активизировать инновационные процессы, всемерно развивая научный потенциал» города-героя, создавать современную рекреационную базу и туристическую инфраструктуру, используя для этого природный потенциал Волго-Ахтубинской поймы и острова Сарпинский» и др.
Очевидно, реализация всех этих замыслов невозможна в пределах одной лишь городской территории. В связи с этим разработчики выступили с идеей создания новой градостроительной системы под названием «Большой Волгоград», с включением в нее Волго-Ахтубинской поймы, Краснослободска, Ленинска, Дубовки, Волжского и других прилегающих территорий.
Проект рассчитан на реализацию до 2025 года. За это время в Волгограде должно появиться, в соответствии с ним, много новых значимых объектов: общественно-духовный центр на площади Павших Борцов, многофункциональный общественно-деловой комплекс «Мост» на границе между Центральным и Ворошиловским районами, Дом молодежи на набережной Волги, деловой центр «Волгоград-Сити» у моста через Волгу, Ледовый дворец в Дзержинском районе, яхт-клубы в в Краснооктябрьском, Ворошиловском и Красноармейском районах, многофункциональный спортивно-рекреационный комплекс на острове Голодном и др.
Перспективы реализации впечатляющих замыслов видятся не совсем безоблачными. На состоявшемся 16 августа в Доме архитектора совещании руководителей комитета по градостроительству и архитектуре мэрии и приглашенных экспертов начальник управления информационного обслуживания градостроительной деятельности Александр Моложавенко отметил, что хотелось бы, чтобы областные власти тоже проявили интерес к проекту генплана и сотрудничеству с городскими структурами в деле его претворения в жизнь. А главный архитектор Волгограда Алексей Антюфеев признал, что «мы находимся в правовом вакууме, поскольку у нас нет на сегодня легитимного на 100% положения о проведении общественного обсуждения, поэтому группе недовольных легко добиться отмены его результатов».
В том, что недовольные уже есть, убеждает знакомство с журналом отзывов посетителей экспозиции в Доме архитектора, посвященной проекту генплана. Однозначно одобрительных суждений там пока не встретилось. А самое «корректное» мнение сводится к тому, что автомагистраль, которая пройдет вдоль Волги, только ухудшит проблему обеспечения горожан чистым воздухом. Еще один волгоградец-домохозяин выразил недовольство тем, что его участок попал в зону малоэтажной жилой застройки. Встречаются суждения и ярко выраженного политического характера.
В этих условиях, отметил Алексей Антюфеев, важно обеспечить участие в общественном обсуждении всех заинтересованных, чтобы никто не мог утверждать, что его голос не был услышан.
|